Интегральная социология П.А.Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:15, контрольная работа

Описание

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый-социолог 20 века. Основные труды: "Преступление и кара, подвиг и награда", "Система социологии", "Общедоступный учебник социологии", "Социология революции", "Социальная мобильность", "Современные социологические теории", "Социальная и культурная динамика", "Социологические теории сегодня".

Содержание

1. Основные принципы социологии П.А.Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций. 3
2. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П. Сорокина. 13
3. Проблема социального равенства, реформ и революций в интерпретации П.А.Сорокина. 19

Работа состоит из  1 файл

Соц.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

Суперорганический мир состоит из идеологических (смыслы, объединенные в системы языка, науки, техники, религии, философии, права, этики, различных теорий и пр.), материальных (вся материальная культура), личностных (всех индивидов как социокультурных личностей и социокультурных групп) и бихевиористских (всех открытых действий, церемоний, ритуалов, поступков индивидов)  явлений культурного мира. И эта окружающая среда “…окутывает, обуславливает и формирует каждого индивида и группу”.

Среди смысловых ценностей суперорганического мира  Сорокин выделяет высшую интегральную ценность – “истинную вершину добра” - “невидимое триединство Истины, Добра и Красоты”. “И хотя каждый член этого высшего Триединства обладает ярко выраженной индивидуальностью, все три неотделимы друг от друга…. Настоящая Правда всегда добра и красива; истинное Добро всегда правдиво и красиво; и чистая Красота неизменно истинна и добра. Эти величайшие ценности не только неотделимы одна от другой, но они также и превращаются друг в друга, подобно тому, как одна форма энергии может быть превращена в другие”. Автор утверждает: “…новый нарождающийся

социокультурный строй обещает обеспечить добровольное объединение религии, философии, науки, этики, изящных искусств в одну интегрированную  систему высших ценностей Истины, Добра и Красоты”.

Описанная выше сложная система описывает сущностные характеристики  Интегрального общества, которое, по Сорокину  есть наиболее приемлемая историческая стратегия для преодоления кризиса социокультурной системы. Сорокин отстаивал  Интегрализм как парадигмальную основу грядущего общественного строя.

Он не только описывает и обосновывает необходимость построения Интегрального  общества, но идет дальше и  подробным  образом исследует стратегию, которая  могла бы этому способствовать. В  основе ее - распространение в мире идеи альтруистической любви, всестороннему изучению и пропаганде которой он посвятил последние годы жизни, работая в созданном им  Гарвардском центре по изучению творческого альтруизма. 
 
 
 
 
 
 
 

3. Проблема социального  равенства, реформ  и революций в  интерпретации П.А.Сорокина.

 

Для Сорокина общество - результат объединенного  действия миллионов индивидов, и  если общество хочет устранить социальное зло и  достичь интегрального  равновесия, нужно делать людей лучше, то есть ступить на «путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко всему живому, ко всему миру, любви безусловной и постоянной».

Сорокин внес огромный вклад в разработку той области этики, которая до этого казалась полем деятельности проповедников и богословов, ему  удалось ассимилировать некоторые религиозные понятия и ценности в корпус науки. Основа его концепции в следующем. «Благодать любви» -  одна из трех высочайших энергий, известных человеку, которая является мобилизирующей  силой позитивной поляризации и служит созидательной энергией исторического прогресса.

Сорокин выделяет её функции: «… она была и  остается реальной силой, которая может: остановить межличностную и межгрупповую агрессию; преобразовать враждебные отношения в дружеские; они  также  показали : что любовь порождает  любовь, а ненависть порождает ненависть; что любовь может влиять на международную политику и умиротворять конфликты; что любовь  это дающая жизнь сила, необходимая для физического, ментального и морального здоровья; что альтруисты живут дольше, чем эгоисты; что у детей, лишенных любви, больше шансов стать морально и социально дефективными;  что любовь является сильным противоядием против преступных, патологических и суицидальных тенденций, против ненависти, страха и психоневрозов; что любовь выполняет важные познавательные и эстетические функции; что она является самой возвышенной и самой эффективной воспитательной силой для просвещения и морального облагораживания человечества; что она является сердцем и душой свободы и всех основных моральных и религиозных ценностей; что минимум любви абсолютно необходим для продления существования любого общества, и особенно для гармоничного социального порядка и созидательного прогресса; наконец, что в настоящий катастрофический момент истории рост «производства, распределения и циркуляции любви-энергии» и значительная альтруизация индивидов, институтов и культуры является необходимым условием для предотвращения новых войн и смягчения межличностных и межгрупповых раздоров».

В нормальные, бескризисные времена, люди располагаются как бы в середине межполюсного пространства, являя собой поверхностно религиозное и моральное большинство. Однако, во времена «…великих кризисов… это большинство имеет тенденцию к поляризации…. Большинство уменьшается в пользу обоих противоположных полюсов». Причем  «Обычно негативная поляризация превалирует над позитивной начальный период бедственных времен, в то время как позитивная поляризация становится превалирующей на последнем этапе критического

периода и после его завершения, при  условии, что общество, о котором идет речь, не погибает в катастрофе».

Также необходимо отметить, что силы положительной  религиозной и моральной поляризации  в нашем обществе постепенно усиливаются: возросло число искренне верующих, прорастают, пока слабые, ростки нового движения в сторону толерантности, воспитания доброты, возрождения нравственности. Естественно, пока еще доминируют силы негативной поляризации, но этот факт лишь подтверждает отмеченную Питиримом

Сорокиным закономерность о превалировании негативной поляризации в начальные периоды кризисов. Закон моральной и религиозной поляризации находит своё  подтверждение Особенно ценной для существующей сейчас ситуации в России кажется положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и политики не смогут помочь в устранении кризиса.

      Существует  мнение, что гораздо проще судить об эпохах, от которых тебя отделяет определенные промежуток времени, потому что ошибочные или правильные поступки выявляет история, а вот судить о современном тебе обществе задача совсем непростая, в большей степени,  потому что ты сам являешься элементом этого общества. Так же сложно говорить о сравнении типов личности  прошлого и изменяющегося настоящего одновременно с этим проблематично определить наиболее подходящую структуру общества (по моральным и региональным признакам), которая смогла бы наиболее лучшим образом перенести бедствия различного характера. Тем не менее, как и в предыдущие века, общество характеризуется различными типами личности, которые находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом. Характерные качества каждой личности проявляются в моменты критических социальных ситуаций. Войны, катастрофы, эпидемии и т.д. – все это как раз и есть те самые критические события, которые «раскрывают» человека с позиции личности, открывая тем самым, все благородные и низменные черты человека.  

Исходя  из того, что человеку свойственно желание самовыражения, реагировать на происходящее вокруг него и адаптироваться к новым условиям, во времена больших катаклизмов происходит переоценка всех ценностей (а может и создание новых) и переформировка общества, за счет сплочения социальных групп для выживания в новых условиях. В «катастрофических» условиях люди будут искать силы в религии, что бы выдержать испытания, в творчестве – умиротворение, а создание и культивация новых нравственных норм поможет избежать морального краха общества. А слабовольные, отчаявшиеся и потерявшие надежду на что-либо люди, несомненно, попытаются либо уйти из жизни, либо, воспринимая действительность в черном свете.

Из всего  вышесказанного можно сделать вывод  – закон справедлив, более того он будет работать в рамках современного общества, т.к. в обществе и по сей день, наличествует огромное число людей с выдающимися личностными качествами, которые смогут поддерживать социум в локальных или глобальных катаклизмах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Голосенко И.А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального    порядка./Социологические исследования. 2000.
  2. Бондаренко В.М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени./Социологические исследования. 1999.

3.Социология:Учебник  для вузов/ Под ред. Проф. В.Н.Лавриненко.-М.:2004 

Информация о работе Интегральная социология П.А.Сорокина