Интервью как метод социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 05:47, контрольная работа

Описание

Интервью является вторым по популярности методом исследования в социологии. Слово «интервью» происходит от английского inter-view и означает беседу, встречу, обмен мнениями.

Интервью – это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента.

Работа состоит из  1 файл

Интервью как метод социологического исследования.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)

     В качестве интервьюеров могут выступать  профессиональные социологи, а также  представители других профессий  при условии успешного завершения обучения. Практика социологических исследований говорит в пользу использования в качестве интервьюеров именно неспециалистов в связи с их большей беспристрастностью и нейтральностью по отношению к результатам исследования, а, значит, их большей изначальной объективности. Кроме того, при проведении интервью целесообразно использовать как можно большее количество интервьюеров, что обеспечивает не только оперативность работы, но и дает больше возможностей сопоставимости результатов, помогает избегать субъективизма в восприятии и интерпретации ответов. При этом, кто бы ни проводил опрос (профессиональный социолог или специально обученный для исполнения этого рода деятельности человек), интервьюер должен изначально обладать набором качеств, потенциально облегчающих его работу в этой роли. Это коммуникабельность, внимательность, добросовестность, честность, интеллектуальные способности, культура, поставленная дикция. При отборе кандидатов для работы в качестве интервьюеров возможно использование тестов на определение быстроты реакции, объема памяти, степени коммуникабельности, умения слушать и др. Половозрастные, национальные и другие особенности интервьюеров особого влияния на ход и результаты опроса не оказывают. Скорее необходим учет специфики темы и аудитории с целью подбора интервьюеров по конкретным признакам. После соответствующей подготовки (по специальным методикам) при условии положительных результатов проведения серии контрольных интервью интервьюер зачисляется в опросную сеть. Хотя подбор и подготовка интервьюеров считается делом весьма хлопотным, необходимо стремиться к формированию многочисленной опросной сети. Наличие достаточного количества интервьюеров позволяет оперативно собрать искомую информацию и использовать принцип взаимозаменяемости (и сменяемости) сотрудников с целью контроля их работы и повышения надежности информации. 
 
 

      Виды интервью

 

      1) По степени формализации

    • Стандартизированное, или формализованное, интервью. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются. Когда формулировки вопросов и их порядок строго фиксированы и интервьюер не имеет права от них отклоняться, речь идёт о стандартизированном интервью. Оно мало чем отличается от анкетирования, недорого и позволяет опросить массу людей. Распространённый пример телефонные интервью.

      Нестандартизированное, свободное или ненаправленное интервью. Когда определена тема, план и выбраны ключевые вопросы, а всё другое по ходу дела придумывает интервьюер, говорят о не стандартизированном интервью. В нём почти все вопросы открытые и напоминает оно журналистский опрос. Его результаты практически не поддаются статистической обработке. Да это и не требуется. Цель не стандартизированного интервью разведывательная: получение информации о незнакомом явлении, углубление проблемы, выяснение подробностей, не схваченных в стандартизированном интервью. Естественно, что оно - товар штучный, количество - интервьюируемых невелико.

    • Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

      2) По стадии исследования

    • Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.
    • Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.
    • Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

      3) По количеству участников

    • Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент и респондент (испытуемый).
    • Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.
    • Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.

      4) По цели исследования интервью

    • ретроспективным т.е. когда исследуемая проблема в её прошлом состоянии,
    • интроспективным - это исследование текущего момента,
    • прожективным - это дальнейшее развитие того или иного объекта.

      5) По типу опрашиваемых лиц

    • интервью экспертов;
    • интервью простых респондентов;
    • интервью ответственных, должностных лиц.

      6) По процедуре

    • однократное интервью;
    • многократное (панельное) интервью (предполагает сбор информации от одной и той же аудитории респондентов по единому вопроснику на протяжении определенного временного интервала);
    • фокусированное интервью;
    • глубинное (клиническое, интенсивное) интервью;
    • ненаправленное интервью (дает возможность высказаться респондентам по "наболевшим" вопросам, актуальным, злободневным проблемам дня. В данном случае инициатива в большей степени принадлежит респонденту, который сам выбирает и называет проблему, ее содержание и даже возможные пути решения. Чаще такое интервью является свободным по форме проведения. Задача интервьюера - корректировка темы разговора, создание условий для полного и свободного высказывания мнения опрашиваемого).

      7) По способу общения социолога и респондента

    • личное интервью;
    • телефонное интервью (опосредованная форма общения с респондентом). Такой вид интервью имеет широкое применение в оперативных социологических исследованиях. Данный вид интервью весьма специфичен. Он отличается краткостью, что ориентирует исследователя и интервьюера на работу в совершенно определенном режиме. Опросный лист такого интервью чаще всего формализован и имеет небольшой веер вариантов ответов к каждому вопросу. Сами вопросы должны быть конкретны, кратки, однозначны, а варианты ответов к ним - исчерпывающие (без дополнений, комментариев и уточнений). Интервьюер, проводящий телефонный опрос, должен представиться, назвать тему исследования, дать гарантию анонимности и предложить высказать свое мнение).

      8) По месту проведения интервью

    • интервью по месту жительства;
    • интервью по месту работы (в ситуациях, когда проблема связана с изучением производственных ситуаций);
    • интервью на улице.

      9) По способу регистрации ответов

    • интервью с записью в опросном листе (информация регистрируется по "свежим следам", по ходу интервью;
    • интервью с записью на магнитофоне (проводится только в случае согласия использования техники со стороны респондента и предполагает дальнейшую работу по интерпретации, содержательному уплотнению записанной беседы);
    • интервью с ассистентом (в этой ситуации интервьюер задает вопросы и ведет беседу, а ассистент записывает ее. Нужно помнить, что данная форма интервьюирования не удобна тем, что ассистент может сыграть роль "третьего лица", в присутствии которого снижается уровень анонимности беседы и уровень искренности ответов респондента).

      Представленные  виды интервью свидетельствуют об инвариантности форм метода, ориентирует на возможность выбора и использования конкретного вида интервью с учетом специфики исследовательских задач и целей, а также особенностей его организации, проведения и ситуации применения. Использование же самого метода интервью требует тщательной разработки методических процедур и приемов его использования.

      Характерная черта интервью - доверительная обстановка. В социологическом опросе она  не так важна, ведь анкета - безличный  документ. Она даёт статистически  средние данные. Но интервью глубоко  персонально. По ходу беседы учёный меняет порядок вопросов, в зависимости от сказанного задаёт новые.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

 

      Интервью  представляет собой метод сбора  информации посредством целенаправленного  опроса одного или нескольких лиц. При  исследовании некоторой большой  социальной группы методом интервью производится отбор лиц, подлежащих опросу. Выборка может быть простой и сложной. Простая выборка предполагает интервьюирование определенного числа случайно выбранных людей (например каждого десятого). Сложная выборка формируется в том случае, когда люди, составляющие единую социальную группу, делятся по определенным признакам (например по возрасту, квалификации) на меньшие группы, и интервьюируются представители этих последних. Тип выборки определяется задачами исследования и особенностями его объекта.

      Ответы, полученные в результате интервью, могут быть стереотипными или  свободными. В случае, если речь идет о свободных ответах, различают  интенсивное (свободная беседа) и  экстенсивное (серия заранее заготовленных  вопросов) интервью. Тип интервью зависит от целей исследования. Если на основе полученных в ходе интервью ответов должен быть составлен некий статистический обзор, применяется интервью со стереотипными ответами. Если же необходимо глубже исследовать сущность проблемы, проводится интенсивное интервью. В этом случае стремятся к репрезентативности выборки, т.е. отбирают индивидов, характерных для социальной группы, чьи проблемы исследуются.

      Интервью  чаще всего используется для получении  информации о явлениях, которые непосредственно  затрагивают опрашиваемых лиц и очевидцами которых эти лица являются. Однако в социологических исследованиях интенсивное интервью часто используется также для проверки данных, полученных в ходе экстенсивных исследовательских методов.

      В любом случае, для того чтобы информация, полученная в ходе интервью, была точной и представляла собой реальную основу для выводов, интервью должно быть тщательно подготовлено, и прежде всего необходимо четко сформулировать вопросы2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список используемых источников

  1. Зборовский  Г. Е. Общая социология: Учебник. М., 2004. - 476 с.
  2. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.-640 с.
  3. Курбатов В. И. Социология. М., 2001. - 579 с.
  4. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.
  5. Социология. Учебник для ВУЗов / Фененко Ю.В. и др. М.: Проспект, Велби, 2008. -  232 с.

Информация о работе Интервью как метод социологического исследования