Интервью как разновидность методов социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:42, реферат

Описание

Целью нашей работы является рассмотрение техники применения интервью как одного из основных методов сбора социологической информации.
У работы следующие задачи:
• определить сущность понятия «интервью»;
• рассмотреть основные типы интервью;
• дать характеристику существующим видам интервью;
• рассмотреть историю применения техники интервьюирования в отечественной и западной социологии;

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
1. Интервью как метод социологического исследования. Сущность понятия и краткая характеристика типов интервью……………………
5
2. Применение техники интервьюирования в отечественной и западной социологии. Характеристика основных типов………………
8
3. Основные типы вопросов для проведения интервью……………….. 11
Заключение……………………………………………………………….. 15
Список литературы………………………………………………………. 17

Работа состоит из  1 файл

интервью.docx

— 43.99 Кб (Скачать документ)

В беседе могут возникать разного  рода психологические барьеры: собеседник не может ответить на вопрос потому, что стесняется, не умеет выразить то, что нужно интервьюеру; поэтому, чтобы ослабить напряжение, задают вопрос косвенно. Но это целесообразно  только в том случае, если необходимо получить сведения о поведении, отношениях, неодобряемых, непопулярных в данной среде. Заранее можно предположить, что собеседник затруднится высказать  мнения, которые идут вразрез с  моральными или этическими нормами, разделяемыми теми социальными группами, к которым он принадлежит. Тогда  нужно строить вопрос, чтобы он освободил интервьюируемого от категоричности высказывания, позволяя в тоже время получать информацию об его взглядах и мнениях.

Весьма существенен выбор личной и безличной формы вопроса. Личная форма вопроса выявляет индивидуальное мнение, безличная форма дает ответ  не о собственной точке зрения, а о мнениях других, выявляет не личность собеседника, а его представления  о том, что требует реальность.

    1. По  воздействию на собеседника:
      • наводящие;
      • подсказывающие

Следует заботиться о том, чтобы  вопросы не содержали подсказки: какие сведения хочет получить социолог, а какие для него не желательны..

    1. по функции:
      • основные;
      • зондирующие;
      • дополнительные

При подготовке к интервью социолог должен  прежде всего составлять основные вопросы, которые должны принести наиболее важные сведения. Однако в реальной ситуации основной вопрос может и не сработать. Люди часто уходят от ответа.  В таком случае с помощью зондирующих вопросов и анализа поведения собеседника можно определить причину неудовлетворительного ответа  и задать ряд дополнительных вопросов с тем, чтобы получить сведения. На которые был рассчитан основной вопрос. Чаще всего зондирующие и дополнительные вопросы не готовятся заранее, а возникают, когда не срабатывает основной вопрос, а так же в тех случаях, когда возникает неожиданно новый поворот темы или новая тема разговора.

Вот так же и контрольные вопросы  могут составляться заранее, но и  появляться спонтанно в ходе интервью. Их цель – проверить, обладает ли интервьюируемый  в действительности теми знаниями, на которые претендует, теми чувствами, о которых рассказывает, одним словом, проверка поступающей информации на достоверность.

Одним из составляющих успешного интервью является грамотный язык и стиль  вопросов.

Прежде всего, вопрос должен быть понятен  опрашиваемому и иметь для него тот же смысл, что и для интервьюера. Насколько возможно, необходимо учитывать уровень знаний собеседника и стараться построить вопрос таким образом, чтобы понятия и термины, входящие в вопрос, были ему знакомы. Нужно быть готовым перефразировать непонятный вопрос, объяснить термин. Хороший социолог должен находить с каждым собеседником общий язык, но это вовсе не значит, что он должен оперировать теми же разговорными выражениями, профессиональными словами, что и собеседник. Следующее требование к вопросу – он должен содержать в себе одну мысль. В противном случае интервьюируемый отвечает только на последнюю часть вопроса или на ту, которую ему легче запомнить. Составляя вопросы, необходимо обратить внимание на то, чтобы они воспринимались как уместные в пределах обсуждаемой темы и соответствовали целям интервью. Вопрос так же может быть и неожиданным для собеседника, и необычным по форме, важно, чтобы интервьюер умел подать его так, чтобы он не породил отрицательного эффекта.

При составлении вопросов необходимо учитывать такой важный фактор, как  осведомленность собеседника. Если он не может ответить на вопрос, то возникает  неприятное чувство, что он не справился  со своей задачей, не оправдывает  ожиданий интервьюера, роняет себя в  его глазах. Респондент может замкнуться, заторопиться с окончанием разговора. 6

Так же  различают вопросы линейные, перечневые, табличные, шкальные, тестовые, графические, семантические, образные. Эти формы используются не только в анкетах, но и в интервью. В линейных вопросах варианты ответов располагаются последовательно и респондент может выбрать один из них или несколько. Все варианты относятся только к предмету, сформулированному в вопросе. Перечневые вопросы предполагают различные варианты предмета анализа, подлежащего оценке и могут быть как закрытыми (то есть с полным набором ответов), так и открытыми. Они выявляют: 1) отношение респондента к персоналиям (политикам, артистам, спортсменам и т.д.), то есть измеряют рейтинг; 2) предпочтение видов деятельности (например, вовремя досуга); 3) потребительские предпочтения; 4) информированность о событиях, людях, видах товара и др. Табличные вопросы используются в двух случаях: когда по структуре объединяются несколько различающихся по предмету, но имеющих одинаковую шкалу оценки вопросов, и когда перечневый вопрос строится на базе некоторой шкалы измерения, используемой для каждого предмета выбора, оценки. Шкальные вопросы предполагают построение ранговых (балльных) или интервальных шкал, которые измеряют величину (возраст, зарплата, количество выписываемых газет и т.д.), частоту (посещения мероприятий, приобретения чего-то, обращения к телеканалу, радиостанции и др.), интервалы времени (сезонность потребления, просмотра телепередач и др.), отношение (к политическим партиям, видам товаров и др.). Образные вопросы основаны на иллюстрациях или эскизах, отображающих ситуативные композиции, мимики, жесты.7

Правильно составленный бланк опроса является залогом получения более  точной информации, именно поэтому необходимо придерживаться вышеперечисленных правил и включать различные виды вопросов в интервью.

Заключение

 

Интервью – это специфический  вид опроса, в котором интервьюер (опрашивающий) путем непосредственной целенаправленной беседы получает информацию от респондента. Направление беседы определяется проблемой исследования. По форме проведения интервью может  быть прямым и опосредованным, групповым и личным, формализованным, фокусированным и свободным. Бланк опроса интервью, как правило, включает в себя различные вопросы: линейные, перечневые, табличные, шкальные, тестовые, графические, семантические, образные, позволяющие получить достоверную информацию в ходе исследования. При проведении интервью необходимо четко следовать правилам, соблюдая все предписанные нормы.  При составлении вопросов необходимо учитывать такой важный фактор, как осведомленность собеседника, ведь это является залогом успешного применения данного метода социологического исследования.

 Важным условием проведения успешного интервью также является дружелюбная обстановка, создаваемая  интервьюером. Идеальное интервью напоминает оживленную и непринужденную беседу двух равно заинтересованных в ней людей. Однако один из участников — интервьюер — помнит, что в данной ситуации он выступает как профессиональный исследователь, имитирующий роль равноправного собеседника. В тоже время не стоит забывать, что главная задача опрашивающего - получение информации, поэтому он должен уметь быстро подстраиваться под ситуацию и в случае стеснения и нежелания респондента отвечать на тот или иной вопрос  уметь создать такую атмосферу, которая бы позволила получить все необходимые данные.

Интервью - один из важнейших методов  сбора информации, так как он позволяет  не только получить ответы на поставленные вопросы, но также проследить за реакцией респондентов в ходе его проведения, а это, в свою очередь, позволяет представить полную картину отношения респондента к той или иной проблеме, нуждающейся в изучении.

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Nicholas Abercrombie, Stephen Hill, Bryan S.Turner The Penguin Dictionary of SOCIOLOGY Fourth edition PENGUIN BOOKS: Перевод с английского кандидата социологических наук  И.Г.Ясавеева/ Под редакцией кандидата социологических наук С.А.Ерофеева.- Москва: «Экономика», 2004.
  2. Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. - М.: Никколо-Медиа, 2001.
  3. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. /Прикладная социология: Учебное пособие для вузов.— М., 2003.
  4. Лукина М. Технология интервью. - М., 2003.
  5. Теория и практика массовой информации [Электронный ресурс] //URL: http://motorsportshow.ru/teoriya-i-praktika-massovojj-informacii/136/ (дата обращения 7.10.2012)
  6. Ядов В.А. «Социологическое исследование: методология, программы, методы». - М.: Наука, 1972.

 

1 Ядов В.А. «Социологическое исследование: методология, программы, методы». - М.: Наука, 1972. – с. 127.

2 Nicholas Abercrombie, Stephen Hill, Bryan S.Turner The Penguin Dictionary of SOCIOLOGY

Fourth edition PENGUIN BOOKS: Перевод с английского кандидата социологических наук  И.Г.Ясавеева/ Под редакцией кандидата социологических наук С.А.Ерофеева.- Москва: «Экономика», 2004.- с.107.

3 Ядов В.А. «Социологическое исследование: методология, программы, методы».

4 Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие.. - М.: Никколо-Медиа, 2001 – с.44.

5 Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие.

6 Теория и практика массовой информации [Электронный ресурс] //URL: http://motorsportshow.ru/teoriya-i-praktika-massovojj-informacii/136/ (дата обращения 7.10.2012)

7 Горшков М. К., Шереги Ф. Э. /Прикладная социология: Учебное пособие для вузов.— М., 2003. — с. 87.

 


Информация о работе Интервью как разновидность методов социологического исследования