Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:06, реферат
Целью исследования семестровой работы будет изучение корпоративной культуры, выявление методов изучения, рассмотрения подходов к данному понятию. А так как термин корпоративная культура связан с организацией и для того что бы понять для чего существует корпоративная культура практическую часть семестровой работы займёт изучение мотиваций сотрудников и эффективности их деятельности в зависимости от сформировавшейся корпоративной культуры в организации.
ВВЕДЕНИЕ
Изучению корпоративной культуры посвящены работы многих зарубежных исследователей. Тема корпоративной культуры становится все актуальней, ее можно встретить на страницах газет и журналов, в обсуждениях на форумах, конференциях. Еще несколько лет назад почти никто не знал словосочетания “корпоративная культура”, однако она была. И, что интересно, все наши “доски передовиков труда”, значки, почетные грамоты и так далее являются классическим атрибутом корпоративной культуры многих западных компаний с давней и славной историей. А форма? Достаточно вспомнить традиционные цвета галстуков английских колледжей, символику “цехов” и странные параллели между “буржуазными” скаутами и советскими пионерами.
Актуальность семестровой роботы состоит в том, что, вопрос организационной культуры является относительно новым и мало изученным в нашей стране. В то время как корпоративная культура имеет силу высокой практической и экономической значимости для жизнедеятельности организаций.
Эмпирическую основу семестровой работы составило эмпирическое исследование, проведенное среди сотрудников двух организаций города Фролово.
Объектом исследования будут сотрудники организаций ООО «АрТВ МБУ» и ООО «Арчединский КХП».
Предметом исследования данной работы будет корпоративная культура важность и актуальность этого понятия, а также её влияние на эффективность и качество работы .
Целью исследования семестровой работы будет изучение корпоративной культуры, выявление методов изучения, рассмотрения подходов к данному понятию. А так как термин корпоративная культура связан с организацией и для того что бы понять для чего существует корпоративная культура практическую часть семестровой работы займёт изучение мотиваций сотрудников и эффективности их деятельности в зависимости от сформировавшейся корпоративной культуры в организации. Исходя из поставленной цели, объекта и предмета исследования будет целесообразным решение следующих задач:
1. Охарактеризовать понятие корпоративной культуры.
2. Проанализировать современные подходы к пониманию природы корпоративной культуры.
3.Проанализировать влияние корпоративной культуры на эффективность и качество работы.
Степень разработанности проблемы. Изучение корпоративной культуры - это междисциплинарное направление исследований, которое находится на стыке нескольких областей знания, таких как менеджмент, организационное поведение, социология, психология, культурология.
Теоретическая база исследования: С. Вудворт, Э. Мэйо, Д. Мак-Келланд, Ф. Герцберг, А. Маслоу, А. Реан, Д. Каменский, Б.Л. Еремин, Т.Ю. Базаров и др.
Методы исследования: анализ научной литературы, эксперимент, контент-анализ, статистическая обработка данных.
Методики исследования: мини-опрос сотрудников о корпоративной культуре в организации, изучение уровня внутренней мотивации .
Структура работы. Цель и задачи исследования определили структуру данной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников.
1.КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, ПОДХОДЫ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ
1.1. Определение корпоративной культуры
Культура в широком смысле включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и этического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). В более узком смысле – сфера духовной жизни людей. Такое определение приводится в энциклопедическом словаре и принято в социологии.
В конце XX века этим понятием стали пользоваться менеджеры и исследователи организаций, обозначающие этим понятием общий климат организации и характерные методы работы с людьми, а также провозглашаемые ею ценности и ее кредо.
Для того чтобы понять, как культура может влиять на эффективность работы предприятия, необходимо определить концепцию культуры. Рассмотрим некоторые из определений:
Из зарубежных авторов наиболее полное определение корпоративной культуры дал Эдгар Шейн, определяющий ее как совокупность основных побуждений, сформированных самостоятельно, усвоенных или разработанных определенной группой по мере того, как она учится разрешать проблемы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, - которые оказались достаточно эффективными, чтобы считаться ценными, а потому передаваться новым членам в качестве правильного образа восприятия, мышления и отношения к конкретным проблемам .
Можно выделить следующие наиболее существенные признаки корпоративной культуры, определяющие ее специфику :
Таким образом, можно сделать вывод, что корпоративная культура – это совокупность ценностей, принципов, норм, правил деятельности корпорации, которые разделяются большинством сотрудников, передаются из поколения в поколение и оказывают определенное влияние на характер реализации целей данной корпорации.
1.2. Подходы к корпоративной культуре
Одна из методологических сложностей при изучении понятия "корпоративная культура" - это отсутствие единого понимания того, что это такое. При этом речь идет не просто об определении культуры, а о различных концепциях понимания ее природы. Можно выделить следующие подходы к корпоративной культуре :
1. Согласно специфике влияния
корпоративной культуры на
2. В соответствии с пониманием
механизмов возникновения и
3. В соответствии со взглядом на факторы, влияющие на образование и формирование культуры можно разделить подходы на «экстерналистский» (корпоративная культура формируется в тесной зависимости от национальной культуры и следует требованиям окружающей среды) и «интерналистский» (культура формируется в соответствии с организационной структурой, традициями и т.п.).
4. В соответствии с
5. В соответствии с пониманием
влияния корпоративной
В конечном итоге, все эти подходы могут быть разделены на две большие группы: прагматический и феноменологический , в соответствии с их общим отношением к роли культуры в изменении и развитии организации и повышения эффективности ее деятельности. Прагматический подход может быть охарактеризован как рациональный, интерналистский, направляющий и кондуктивный. Напротив, феноменологический подход рассматривает корпоративную культуру как надрациональный феномен, сопротивляющийся изменениям, и оказывающий влияние на эффективность организационной деятельности только опосредованно, через влияние на процесс восприятия и интерпретации ситуации.
Отличительной чертой рационально-прагматического подхода (воплощенного в работах М. Алвессона, У. Бенниса, Р. Киллмана, Э. Шейна, в России - А. Агеева, М. Грачева, В. Рудницкого) , столь популярного на Западе, является его ориентация на управление культурой. Характерно рассмотрение руководства (или создателей организации), как лиц, формирующих или селектирующих культуру.
Культура рассматривается как одна из подсистем (наряду с технологической, административной и т.д.), выполняющая функции адаптации организации к окружающей среде и идентификации ее сотрудников. В этом смысле данный термин описывает атрибут или свойство группы и представляет собой "совокупность поведений, символов, ритуалов и мифов, которые соответствуют разделяемым ценностям, присущим предприятию" .
В рамках этой концепции имеются различные варианты трактовки корпоративной культуры. Несмотря на разнообразие версий, общей их чертой является то, что корпоративная культура рассматривается как фактор, который может быть использован для максимизации эффективности деятельности организации, укрепления ее целостности, улучшения механизмов социальной сплоченности работников, повышения их производительности и мотивации труда. В основе версий этого подхода лежат базовые положения, разработанные Е. Шейном.
Интерес к этому подходу определяется теми возможностями эффективных решений проблем управления, которые могли бы быть достигнуты с его помощью. Исторически этот подход тесно связан с функционалистской традицией в социологии организаций. Он рассматривает корпоративную культуру с точки зрения функций, которые она выполняет в организации. В частности, рассматриваются различные формы влияния, которое оказывает культура на целеполагание и целедостижение в организации. Здесь характерно восприятие корпоративной культуры как рационально выстроенной подсистемы, которая может помочь организации эффективно разрешать возникающие проблемы. Одно из важнейших понятий прагматического подхода – «нормы». С точки зрения сторонников феноменологического подхода, это неверно, т.к. необходимо также выявить то, как люди думают и чувствуют (а не только то, как они ведут себя).
Согласно феноменологическому подходу (работы М. Луи, Дж. Мерсье, А. Петтигрю, С. Роббинса, Д. Сильвермана, И. В. Катерного, С.В. Щербины), корпоративная культура понимается и анализируется посредством интерпретации ее проявлений. Это подход, имеющий, несомненно, истоки в феноменологической социологии, но применяемый именно к изучению корпоративной культуры.
Данная
концепция трактует корпоративную
культуру как обозначение сути организации.
Исходя из этого, корпоративная культура
не свойство, которым обладает организация,
а то, чем она по существу является.
Этот подход чаще всего ассоциируется
с феноменологической моделью организации,
когда организации понимаются и
анализируются главным образом
не в экономических или