Источники и факторы изменения в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 19:28, контрольная работа

Описание

Социальная жизнь – это не физический материал или вещество, из которого можно вылепить что угодно; это непрерывный процесс, постоянно самообновляющийся, перестраивающийся, изменяющийся. Социологи определяют фундаментальные изменения, происходящие с течением времени в паттернах культуры, структуры и социального поведения, как социальные изменения.

Содержание

1. Введение - 2
2. Социальные и культурные изменения - 3
3. Источники и факторы социальных изменений - 4
3.1. Население - 5

3.2. Физическая окружающая среда - 6

3.3. Технология - 6

3.4. Культура - 7

3.5. Коллективное поведение и социальные движения - 8
3.6. Поддерживающие ценности и нормы - 8
4. Виды социальных изменений и походы к их изучению - 9
4.1. Виды социальных изменений - 9
4.2. Эволюционные социальные изменения - 10

4.3. Революционные социальные изменения - 12

4.4. Циклические социальные изменения - 12

5. Заключение - 15

6. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

КР Социология.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

      4.3. Революционные социальные изменения.  

      Эти изменения отличаются от эволюционных существенным образом: во-первых, потому что они – не просто радикальные, а в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку социального объекта, во-вторых, потому что они – не частные, а общие или даже всеобщие изменения и, наконец, в-третьих, они, как правило, опираются на насилие.

      Социальная революция – предмет ожесточенных споров и дискуссий в истории социологии и других общественных наук. Вероятно, в адрес социальной революции высказано столько же слов восхищения, сколько и слов проклятия. К. Маркс называл социальные революции "локомотивами истории", т.е. движущей силой, "мотором" исторического развития. В.И. Ленин видел в них "праздник эксплуатируемого и угнетенного народа". П.А. Сорокин назвал Октябрьскую революцию 1917 г. "бойней". А писатель И.А. Бунин назвал свою книгу о ней "Окаянные дни".

      Сейчас, видимо, можно говорить о довольно значительном расхождении в восприятиях  и оценках социальной революции  между укрепившимся обыденным сознанием  людей (в России) и научным пониманием этого явления в социальных науках. Дело в том, что одновременно героическая и трагическая история страны в последние столетия, особенно на протяжении XX в., породила у различных слоев населения резкое неприятие идей революционных социальных изменений, негативную оценку их.

      Однако  исторический опыт показывает, что революционные изменения нередко действительно способствуют более эффективному решению назревших социальных проблем, интенсификации экономических, политических и духовных процессов, активизации значительных масс населения и тем самым – ускорению преобразований в обществе. Свидетельствами тому служат целый ряд социальных революций в Европе, Америке и других регионах в последние два-три столетия. Революционные социальные изменения возможны и в будущем. Однако они, по всей вероятности, во-первых, не будут насильственными, а во-вторых, не будут касаться одновременно всех сфер жизнедеятельности общества, а лишь отдельных социальных институтов или областей общественной жизни – науки, техники, сферы управления (например, научные и технологические революции, кардинальные изменения стратегии и методов управления различными отраслями хозяйства). Нынешнее общество чрезвычайно сложно, различные его части соединены между собой тысячами а, может быть, и миллионами связей, так что одновременная переделка всего общественного организма (а тем более с применением насилия) может иметь для него разрушительные последствия.  

      4.4. Циклические социальные изменения. 

      В научной литературе последних лет  все большее внимание уделяется  циклическим социальным изменениям. Это, видимо, более сложная форма социальных изменений, ибо она по существу включает эволюционные и революционные изменения, восходящую и нисходящую тенденции. Кроме того, когда мы говорим о циклических изменениях, то имеем в виду не отдельные единичные акты каких-либо перемен, а определенный ряд изменений, который в совокупности образует цикл. Напомним, что циклами называют определенную совокупность явлений, процессов, последовательность которых представляет собой кругооборот в течение какого-то промежутка времени. Конечная точка цикла как бы повторяет первоначальную, но только в других условиях или на другом уровне. Циклические социальные изменения происходят в соответствии с временами года (сезонный характер сельскохозяйственных работ), но могут охватывать периоды в несколько лет (например, изменения, обусловленные экономическими кризисами) и даже несколько столетий (типы культур).

      Социологи разных направлений фиксируют тот  факт, что многие социальные институты, общности, классы и даже целые общества изменяются по циклической схеме – возникновение, рост, расцвет, кризис и увядание, возникновение нового явления, которое может выступать преемником, а может оказаться и соперником и даже одновременно быть преемником-соперником. Такой схеме изменений подвержены многие структуры в обществе – социальные, экономические, политические, духовные.

      Особую  сложность картине циклических  социальных изменений придает то обстоятельство, что разные структуры, разные явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности – от сезонных, укладывающихся в рамки одного года и даже меньше, до многовековых. Так что в каждый данный момент истории мы имеем одновременное сосуществование социальных структур, явлений, процессов, находящихся на разных ступенях развития своего цикла. Этим в значительной степени определяется далеко не простой характер взаимодействия между ними, взаимные несоответствия, несовпадения и конфликты.  
    Наглядным примером циклического характера социальных изменений служит смена поколений людей. Каждое поколение нарождается, проходит период социального созревания (социализации), затем период активной деятельности, далее следует период старости и естественного завершения жизненного цикла. Каждое поколение формируется в специфических социальных условиях, поэтому не похоже на предыдущие поколения и привносит в жизнь, в действительность, в политику, экономику, культуру что-то свое, новое, чего еще не было в социальной жизни, – тем самым оно осуществляет многочисленные социальные изменения. Вклад поколений в процессы социальных изменений бывает различным, но, несомненно, каждое такой вклад вносит.

      Средний промежуток времени между рождением  и смертью представителей данного  поколения составляет среднюю продолжительность  жизни. Это – показатель уровня жизни  и темпа социальных изменений, который существенно менялся на протяжении истории, особенно в последние столетия. Так, еще в конце XIX в. средняя продолжительность жизни не превышала 35-40 лет, хотя и тогда встречались старики, жившие до 80-100 лет. Ныне средняя продолжительность жизни в развитых странах поднялась до отметки в 70 лет и выше. Этот промежуток времени можно считать полным циклом поколения для данных условий.

      Вместе  с тем можно выделить малые  циклы, прежде всего период активной трудовой деятельности данного поколения, который составляет в современных условиях в среднем примерно 35- 40 лет (с начала трудовой деятельности в 20 лет до достижения пенсионного возраста в 55-60 лет). Если полный цикл означает фактически полное обновление населения, физическую смену поколений, то названный малый цикл – смену поколений в жизнедеятельности общества. 

      При рассмотрении фактически всех социальных изменений нельзя абстрагироваться от циклического характера смены  поколений в обществе. Преемственность  поколений, во-первых, сама имеет циклический  характер, а, во-вторых, придает циклический  характер другим социальным изменениям и определенным образом влияет на общий темп социального развития. Принципиально важное значение здесь имеет соотношение между тремя величинами: полным и малым циклами поколения людей и циклом поколения машин (и овеществленных в них знаний).

      Казалось  бы, увеличение продолжительности жизни, т.е. увеличение длины полного цикла  поколений, должно вести к замедлению темпов социальных изменений. Однако в  действительности за последние 200-300 лет  мы наблюдаем обратную картину, т.е. ускорение темпов общественного развития. Дело в том, что можно говорить не только о поколениях людей, но и о поколениях знаний, поколениях машин (компьютеров, самолетов и др.). В реальной жизни мы постоянно стараемся различить старые и новые поколения техники. Под новым поколением техники следует иметь в виду не простую замену износившегося или морально устаревшего оборудования отремонтированным и слегка усовершенствованным. В социологической литературе подчеркивается, что новым поколением могут быть названы только такие совершенные орудия труда, инструменты, механизмы, которые хотя бы в одном, а часто в нескольких отношениях, по крайней мере вдвое превосходят прежние по своей эффективности. В предыдущие века поколения машин сменялись очень медленно: несколько поколений людей работали фактически на технике одного и того же поколения, что было особенно характерно для сельскохозяйственного производства. После промышленной революции XVIII-XIX вв. темпы смены поколений техники возросли и стали сравнимы со сменой поколений людей. Научно-техническая революция с середины XX в. внесла во взаимоотношение этих поколений качественное изменение: теперь темпы смены новых поколений техники стали стремительно опережать темпы смены поколений работников. Так, в пределах малого цикла поколений людей в передовых отраслях производства происходит смена нескольких поколений техники. В электронике, которая все шире внедряется во все сферы жизни общества, с середины нашего столетия, т.е. примерно за сорок лет, уже сменилось четыре поколения компьютеров.

      Процесс обновления техники теснейшим образом  связан с процессами старения знаний и необходимостью их обновления. Здесь  следует различать овеществленное знание, т.е. воплощенное в технике, машинах, и знание "живое", т.е. воплощенное в самих работниках, выражающееся в их квалификации, компетентности (в разрядах, ученых степенях).

      Таким образом, в современном обществе по сравнению даже с обществом  прошлого столетия (не говоря уже о  других веках) ускоряется смена поколений  машин, техники и технологии, но замедляется процесс физической смены поколений людей. Однако наблюдается также убыстрение процесса обновления квалификационного уровня работников. Эти показатели в совокупности и определяют темпы научно-технического прогресса общества.  

      5. Заключение 

      Очевидным является факт, что общество изменяется. Другое дело - в каком направлении  оно изменяется. И нет ли такого феномена, когда изменения к лучшему  в одних отношениях оказываются  сопряженными с изменениями к  худшему в других отношениях? И  какая тенденция может в конце концов возобладать: первая или вторая?

      Социальные изменения ставят людей перед новыми ситуациями и побуждают их вырабатывать новые формы деятельности. Изменения в поведении людей, а также в культуре и структуре нашего общества вызывают взаимодействие множества факторов, воздействие которых различается в зависимости от ситуации, времени и места. 

      6. Список использованной литературы 

1. Социология /Ю.Г. Волков., В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов, 2003/.

2. Социология /В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко, С.И. Самыгин , 2000/.

3. Научно-просветительский журнал «СКЕПСИС» / Нейл Смелзер, июль 2011/.

4. Социальная философия /П.В. Алексеев, Учебное пособие МГУ, 2003/.

Информация о работе Источники и факторы изменения в обществе