Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:19, реферат
Проблема наличия в обществе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, актуализировала задачу осмысления социально-правовой защиты, обеспечивающей возможность оказания помощи таким детям.
Многие дети живут, и воспитывается в неблагополучных семьях - у родителей, которые ведут асоциальный образ жизни: пьянствуют, воруют, не работают, бродяжничают и т.п. Отношение родителей к детям в таких семьях зачастую потребительское - эксплуатируется детский труд, государственная забота о детях и т.п., либо безразличное - к содержанию, образованию и воспитанию детей.
Подходы к феномену "трудная жизненная ситуация" различны. Особенности специфики трудной жизненной ситуации в детском возрасте наиболее полно раскрыты в исследованиях социально-психологического и социально-педагогического планов.
Размещено на http://www.allbest.ru
Сегодня в России насчитывается около 30 миллионов детей, и практически все они в разной степени, в разных аспектах нуждаются в социальной защите. 600 тысяч российских детей - сироты. Из них 90 % - социальные сироты, то есть дети, лишенные родительского попечения при живых родителях. Ежегодно более 30 тысяч родителей решением судов лишаются родительских прав. Другие отказываются от своих детей, подкидывают их или просто бросают на произвол судьбы. 2 миллиона российских детей считаются беспризорными; они не учатся и не работают.
Проблема наличия в обществе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, актуализировала задачу осмысления социально-правовой защиты, обеспечивающей возможность оказания помощи таким детям.
Многие дети живут, и воспитывается в неблагополучных семьях - у родителей, которые ведут асоциальный образ жизни: пьянствуют, воруют, не работают, бродяжничают и т.п. Отношение родителей к детям в таких семьях зачастую потребительское - эксплуатируется детский труд, государственная забота о детях и т.п., либо безразличное - к содержанию, образованию и воспитанию детей.
Подходы к феномену "трудная жизненная ситуация" различны. Особенности специфики трудной жизненной ситуации в детском возрасте наиболее полно раскрыты в исследованиях социально-психологического и социально-педагогического планов.
Главным фактором, нарушающим условия нормальной жизнедеятельности ребенка, является отсутствие заботы о нем со стороны взрослого человека. Дефицит заботы ведет к формированию особых форм жизнедеятельности ребенка, проявляющихся в дезадаптивном и деструктивном поведении.
Изучая эмоциональные переживания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, ученые установили, что все они переживают состояния стресса, конфликта и кризиса, которые оставляют значимый след в психике.
Исследуя возрастные особенности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, отечественные психологи выявили личностные характеристики, которые не позволяют ребенку стать субъектом жизнедеятельности. Это проявляется в нарушении коммуникативных способностей, задержке эмоционального развития, в искажении социальных потребностей, в проявлении предрасположенности к невротическим срывам, в повышенном уровне агрессивности, в формировании базового недоверия к миру, утрате чувства ответственности за свое будущее, веры в себя и социальное окружение, в закреплении чувства страха, одиночества.
Таким образом, опираясь на вышесказанное, мы определяем трудную жизненную ситуацию детей как ситуацию, порождающуюся совокупностью факторов объективного и субъективного характера, специфических для данной возрастной группы. Отсутствие объективных возможностей проявляется в нарушении ценностного отношения к ребенку со стороны взрослых, ослаблении необходимых социальных связей. Дефицит субъективных возможностей становления ребенка как полноценного субъекта своей жизнедеятельности находит свое отражение в искажениях представлений детей о способах жизнедеятельности людей, в доминировании отрицательных эмоциональных состояний, в неадекватном характере взаимодействия с социумом. социальный защита дети
Дети с наличием подобных психотравмирующих, стрессовых жизненных ситуаций длительного или кратковременного воздействия могут оказаться в вашем отряде. Кроме того, ваша помощь в разрешении конфликтных и других затруднительных ситуаций может оказаться востребованной и другими членами педагогического коллектива.
Важным моментом работы с подобными детьми является то условие, при котором работник-психолог или руководитель вожатского коллектива вашего лагеря обязательным образом должны быть информируемыми о ходе вашей работы. Ведь вы не являетесь профессиональными психологами и педагогами? Все ваши действия и наблюдения желательно фиксировать письменным образом в дневнике вожатого, чтобы в последующем проследить динамику процесса.
Ответственным моментом в работе с подобными детьми является их выявление из общей массы, изучение начал имеющихся психологических проблем и затруднений. При этом важным является организация собственного взаимодействия и сотрудничества родителей (опекунов). Помните, везде и всегда что работа с ребенком, находящимся под воздействием стрессовых положений, зачастую спрятанных в глубине его души, - очень трудная, филигранная работа, требующая массу сил, нервов, терпения и самоотдачи. На данном пути важны четко обдуманные и целенаправленные действия, а главным залогом успешной работы - любовь, забота, а кое-где - и суровость.
Выявить подобных детей нетрудно: они либо замкнуты в общении с коллективом, либо чересчур агрессивны. Однако вожатому не всегда удается выявить "стрессовых" детей в первое время их поступления, в силу ряда объективных причин, а так же, потому что некоторые психотравмирующие факторы могут возникнуть уже в ходе пребывания ребенка в лагере.
Четкой инструкции к применению нет, т.к. каждую ситуацию необходимо рассматривать в индивидуальном порядке, учитывая все стороны жизни вашего подопечного, обстановку в месте проживания, возраст и т.д. Важно помнить лишь одно - вы, вожатый, пример для таких детей. Парни - это пример мужества, суровости характера, отца, старшего брата
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Исторические аспекты социальной защиты детей в России