Исторические формы этнических общностей людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 16:58, контрольная работа

Описание

контрольная работа состоит из 4 ответов на вопросы.

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по социологии.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)

      Четвертый метод исследования,  применяемый  в  социологии,  по  мнению Конта,  это  -  исторический,   который   наиболее   соответствует   природе социальных явлений.  Исторический  метод  -  метод  исторического  сравнения различных последовательных состояний человечества. Только сопоставляя  целую серию социальных явлений,  взятых  в  их  последовательности,  исследователь может  заметить   возрастание   какой-либо   физической,   интеллектуальной, моральной или политической черты или тенденции и соответствующее  ослабление противоположной  тенденции,  и  на   этом   основании   научно   предсказать окончательный результат,  если  он  полностью  соответствует  системе  общих законов развития человечества.

Социальная  динамика.

      Конт разделяет социологию на  два больших раздела: социальную статику и социальную динамику.  Социальная  статика изучает условия существования и законы функционирования  общественной  системы.  Социальная  статика  -  это теория общественного порядка,  организации,  гармонии.  Социальная  динамика изучает законы развития и изменения социальных систем. Целостную же  картину общества, по мнению  Конта,  дает  единство  статики  и  динамики  общества. Социальная динамика - это базовые социальные институты: семья,  государство, религия, разделение труда. Социальная  динамика  -  это  законы  развития  и изменения социальных систем.

      Общество Контом рассматривается  как  единое  целое,  как   органической целое, все части  которого  взаимосвязаны  и  могут  быть  поняты  только  в единстве.

      Концепция  Конта  противопоставлялась   концепции  индивидуалистических теорий,  которые  рассматривали  общество   как   продукт   договора   между индивидами.

      Исследование    принципов,    определяющих     структуру     общества, обеспечивающих гармонию и порядок, непрерывно связано у Конта  с  социальной политикой, которая должна эти принципы реализовать.

      Конт  рассматривает  в  социологии  основные  общественные  институты: семью, государство, религию - с точки зрения  их  общественных  функции,  их роли в деле социальной интеграции.

      Семейные отношения Конт определяет как нравственно-эмоциональный союз, основанный и взаимный симпатии.  Роль  семьи  -  служить  посредником  между индивидом и родом, воспитывать молодое поколение в  духе  альтруизма,  учить его преодолевать природный эгоизм.

      Основой семьи, по Конту, являются патриархальные отношения в семье, он резко  выступает  против  женского  равноправия   и   всячески   подогревает необходимость укрепления авторитета и власти мужчины - отца и мужа.

      В семье индивид социализируется,  приобретает качества, необходимые для успешного служения человечеству, изживает  природный  индивидуализм,  учится жить для других. Позитивную  теорию  общественного  процесса  Конт  называет социальной динамикой,

      Социальная динамика - это абстрактная  история, без  имен, без лиц и даже без названий народов Социальная динамика сознательно абстрагируется  от многообразия конкретных форм  исторического  развития.  Социальную  динамику Конт создал, опираясь на историю наиболее цивилизованных народов.  Прогресс, по Конту, означает развитие но восходящей  линии.  В  общественном  развитии Конт выделяет:

      1. первичные факторы;

      2. вторичные факторы;

      Первичным, решающим фактором  является духовное, умственное развитие. К вторичным факторам Конт  относит  климат,  расу,  среднюю  продолжительность человеческой жизни, прирост населения.

Общество  проходит через три стадии:

      1. теологическая;

      2. метафизическая;

      3. позитивная.

      Стадиям   соответствуют   формы   искусства,   хозяйства,    политики, общественного устройства.

1. Теологическая  стадия (раннее и  среднее   средневековье  до  1300г.).  Она делится на три периода:

      1. фетишизм;

      2. политеизм;

      3. монотеизм.

    . при фетишизме люди приписывали  жизнь внешним предметам и  видели в них

      богов;

    . политеизм (Др.  Греция  и   Рим)  наделял  жизнью  фиктивные   существа,       вмешательство которых объясняло все происходящее (Зевс, Гера, Юпитер). Создается гармония между средневековым государством и религией.

2. Метафизическая стадия (1300 - 1800г.) характеризуется разрушением старых верований - фундамента  общественного  порядка,  реформацией,  просвещением. Великой  Французской  революцией  (триумф  метафизиков  и  правовиков).  Это привело к упадку всех авторитетов, власти господствующих классов и  религии.

Эмансипация личности  угнетенных  классов,  революция  на  стадии  доктрины, которая могла бы объединить умы.

      Стремление  к  революционным   изменениям   -   значит   идти   против исторического  закона,  нарушать  ее  закономерный  ход.   Философский   дух санкционировал  философские сомнения, моральную непорочность и  политический беспорядок.

      Современное общество, погруженное  в анархию, испытывает потребность   в новой идеологии, которая приедет на  смену  ложным,  фиктивным  доктринам  и исполнит интегрируемую общественную роль.

3. Последняя  - позитивная эра. Ее основные  признаки: распространение  науки, создание позитивной теории,  позитивизма.  Промышленный  строй  приходит  на смену  военному,  характерному  для теологической эпохи.   Гармоничное   и равномерное  развитие  всех  элементов   жизни   гарантирует   использование достижений науки на пользу всего человечества.

      Позитивная эпоха имеет следующие  характерные черты:

      1. победа альтруизма над эгоизмом;

      2. рост социальных чувств;

      3. обеспечение легкой и приятной  жизни;

      4. быстрое развитие материальной  культуры общества;

      5. справедливость и мир.

      Контовская социальная динамика  не  лишена  достоинств.  Конт  пытается раскрыть   закономерности   эволюции,   которых   не    замечали    историки волюнтаристы.

      Теориям   естественного   права   и    общественного    договора    он противопоставил исторический подход, а либеральному индивидуализму  -  точку зрения общества как целого. 

Вопрос  № 3. С чем связано понятие «культурно одобряемое отклонение». В чем причина появления такого рода отклонений?

      Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом - никчемным бездельником. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Каждый из нас имеет свои представления о понятии возвеличивания. То же можно сказать и о групповых представлениях. Кроме того, ранжирование великих людей со временем меняется. Например, когда появляется потребность в защите общества, на первое место по значимости выходят гениальные полководцы, в другое время самыми великими могут стать политические деятели, деятели культуры, ученые. Попытаемся выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.

1. Сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера. В этих ролях куда более важны специфический талант, физическая сила, сильный характер. Сверхинтеллектуальность может быть даже помехой при исполнении некоторых ролей, так как изолирует личность от остальных членов группы. Другими словами, возвеличивание на основе интеллектуальности возможно только в отдельных, строго ограниченных областях человеческой деятельности. Фактор сверхинтеллектуальности не слишком популярен в народе, который гораздо больше ценит твердый характер или магнетическую, волевую личность.

2. Особые склонности позволяют  проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности. Возвеличивание спортсмена, актера, балерины, художника больше зависит от особых склонностей человека, чем от его общей интеллектуальности. Отдельные интеллектуальные способности часто бывают необходимы для реализации особых склонностей, но обычно знаменитости вне поля своей деятельности ничем не отличаются от остальных людей. Все здесь решает способность сделать работу лучше других на очень узком участке деятельности, где проявляется крайне специфический талант.

3. Сверхмотивация. Мы часто и много говорим о высокой мотивации, но знаем о ней чрезвычайно мало. Безусловно, ее наличие у индивида является фактором, способствующим его возвышению над остальными людьми; неясно только, почему люди становятся высокомотивированными. Очевидно, что одна из причин, вызывающих сверхмотивацию, состоит в групповом влиянии. Например, семейная традиция может стать основой высокой мотивации для возвышения индивида в той области, в которой протекает деятельность его родителей. Очень интересна гипотеза некоторых русских ученых, связывающих появление большого числа сверхмотивированных индивидов с природными явлениями, например, с солнечной активностью (Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990). Влияние внешних условий в соединении с групповым влиянием способствует появлению большого числа индивидов, обладающих сверхмотивацией в различных областях деятельности.

Многие  социологи считают, что интенсивная  мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или в юности. Так, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве. Известно, например, что воинственность часто появляется из-за сверхстрогости родителей. Чувства ненадежности, замкнутости, возмущения или враждебности могут найти выход в интенсивных усилиях, направленных на личные достижения. Такое объяснение трудно подтвердить измерениями, но оно занимает важное место в исследовании сверхмотивации.

4. Личностные качества. Проведено много исследований в области психологии, посвященных личностным чертам и свойствам характера, которые помогают достичь возвышения личности. Оказалось, что эти черты теснейшим образом связаны с определенными видами деятельности. Смелость и отвага открывают солдату путь к успеху, славе, возвышению, но они совершенно не обязательны для художника или поэта. Общительность, умение заводить знакомства, твердость характера в трудных ситуациях нужны политику и предпринимателю, но почти никак не сказываются на карьере писателя, художника или ученого.

Общественное  мнение выработало множество популярных стереотипов индивидуальных качеств, способствующих возвышению индивида в  различных областях деятельности. Так, в соответствии с таким популярным стереотипом ученый должен быть отрешенным от окружающих, немного сумасшедшим, начитанным и оригинальным; артист - фантазером, всегда раскованным, весьма темпераментным и т.д. В основном эти стереотипы заведомо неправильны и создаются для самооправдания или рекламы профессии и рода деятельности, но в некоторых из них есть доля истины, подмеченная многими поколениями людей в ходе общения.

Личностные  качества - это безусловно важный фактор достижения возвышения, а часто даже самый важный. Не случайно многие великие  личности обладали каким-либо выдающимся личностным качеством.

5. Счастливый случай не сделает из дебила гения, но может способствовать проявлению способностей человека в определенных видах деятельности. Был бы Наполеон императором, если бы не Великая французская революция? Кем были бы многие политические деятели, если бы не социальные потрясения, неожиданные повороты судьбы, вознесшие их над обществом? Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время. Конечно, к этому фактору трудно относиться с точки зрения науки, но мы не должны сбрасывать его со счетов.

В итоге можно сказать, что большинство  факторов экстраординарных личностных достижений трудно выделить и измерить, но следует учитывать влияние основных из них, способствующих социально одобряемым отклонениям.  

Вопрос  № 4. Кто является автором теории стратификации и в чем ее суть?

         Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены Максом Вебером (1864-1920) - немецким социологом, историком, экономистом, чьи труды в значительной мере определили направление развития социально-научного знания в XX в. Он был одним из основателей (в 1909 г.) и членов правления немецкого социологического общества. М. Вебер рассматривал социальную структуру общества, как многомерную систему, в которой наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу и власти.

Информация о работе Исторические формы этнических общностей людей