Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:07, доклад
Семья это социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет определённые функции, и исторически развивается. Создавая теорию исторического развития семьи, Ф.Энгельс использовал результаты этнологических исследований американского учёного Льюиса Моргана(1818-1881), который долгое время жил в племени сенека североамериканских индейцев-ирокезов и результаты своих наблюдений, в частности над родственными и семейными отношениями, изложил в книге “Древнее общество”.
В своём исследовании семейных и родственных отношений Морган исходил из гипотезы, что в начальный период истории человеческого общества существовал полный промискуитет. В дальнейшем, с запретом на половую связь родителей и детей, а также других запретов, возникли определённые формы семейной жизни. Исходя из результатов многочисленных исследований, прежде всего исследований Моргана, большинство учёных и сегодня придерживаются точки зрения, что семья в своём развитии прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья. Общей характеристикой этого развития является сужение круга половых партнёров и укрепление связей, объединяющих членов семьи.
В бывшем СССР к 1990 году ежегодно расторгалось 930 тысяч браков и образовывалось 2788 тысяч. Таким образом, соотношение между браками и разводами 3:1, а в некоторых крупных городах указанное соотношение составило 2:1.
Можно выделить следующие причины разводов: во-первых, в большинстве случаев брак перестал связываться с передачей собственности и статуса от поколения к поколению, за исключением небольшой доли богатых людей. Во-вторых, в связи с ростом экономической самостоятельности женщины, она всё в меньшей степени становится экономически независимой от мужа. В-третьих, брак приобрёл значительную эмоциональную окраску, всё чаще стал рассматриваться как способ получения удовольствия брачной парой.
Быстрое увеличение количества разводов способствовало созданию множества нетрадиционных семей. Семья с одним из родителей представляет собой существенное отклонение и в значительной мере посягает на почти полную монополию традиционной семьи с двумя родителями. Например, в США преобладают традиционные семьи. В 1981 году насчитывалось примерно 73% “стандартных” и 27% “нестандартных” семей, а в 1970 году 82% и 18% соответственно. В течение этого периода численность одиноких мужчин возросла на 105%, женщин - на 60%.
Увеличивается число детей, родившихся вне брака. Так, в США численность семей с одним из родителей, никогда не вступавших в брак, возросла на 349% (с 1970 г.).
За последние десятилетия возникло несколько других альтернатив семейной жизни. Среди них основными являются совместная жизнь без вступления в брак (сожительство) и создание коммуны.
Совместная жизнь (сожительство) означает, что пары живут вместе, вступая в половые отношения друг с другом, но не состоят при этом в браке. Это явление широко распространено в Западных странах. В Швеции, Германии и других странах сожительство стало нормой и рассматривается как “пробный” брак пары, собирающейся вступить в законный брак. Большинство супружеских пар не имеют детей. Однако они бросают вызов монополии семьи на регулирование интимных связей между взрослыми людьми. Особое беспокойство вызывает юридический аспект этих отношений, так как нет закона, контролирующего поведение партнёров. Совместное проживание двух партнёров не является альтернативой брака, хотя в некоторых странах закон признаёт, что люди, живущие вместе, но не заключавшие брак, имеют те же права, что и брачная пара.
Коммуны. В 19 веке некоторые мыслители пытались заменить семью коммуной. Примером этого является коммуна, образованная в середине 19 века в Новой Англии в США. В основу положены религиозные принципы, сформулированные Нойсом: ”Каждый мужчина был женат на каждой женщине, и все они считались родителями, воспитывающими коммунарских детей”. Коммуна из 300 человек просуществовала 30 лет.
В 60-е годы 19 века такие коммуны были восстановлены в Западных странах. Внутри коммуны разрешались свободные половые связи, все несли ответственность за воспитание детей.
Примером коммуны является киббуцы в Израиле. Киббуцы- сообщества семей и индивидов, которые кооперируются в воспитании детей. Большинство киббуцев ведут коллективное сельское хозяйство и имеют небольшие промышленные предприятия. В Израиле сегодня насчитывается более 240 киббуцев в общей численности до 100 тыс. чел. Имеются и небольшие киббуцы в численности до 50 тыс. чел.
Какое значение имеют перемены в семейной жизни? На этот вопрос нет однозначного ответа. По мнению некоторых обозревателей, эти перемены предвещают “мрак” и “гибель”. Они считают, что семья достигла состояния глубокого распада и этот процесс необратим. На жизни взрослых людей завтрашнего дня отразится пагубное воздействие среды, которая окружала их в детстве.
Однако оптимисты
Существует множество различных предсказаний о будущем семьи, например, Эдвард Корниш (1979г.) предположил несколько тенденций развития будущей семьи. Среди них:
-сохранение современной семьи;
-уничтожение семьи;
-возрождение семьи
(путём усовершенствования
-создание “ненастоящих семей”, основанных на общих интересах и потребностях;
-возврат к традиционной семье.
То, что произойдёт в действительности, вероятно, не будет точно соответствовать этим предсказаниям. С другой стороны, семья отличается гибкостью и устойчивостью. Предсказание “мрака и гибели ” отражает скорее тревогу исследователей, а не реальную ситуацию. В конце концов, полного уничтожения семьи не наблюдается.
А вместе с тем можно уверенно сказать, что традиционная семья отошла в прошлое.
Как мы видим, история семьи сопровождается постепенной утратой её функций. Современные тенденции указывают, что монополия семьи на регулирование интимных отношений взрослых, деторождение и уход за маленькими детьми сохранятся и в будущем. Однако произойдёт частичный распад даже этих сравнительно устойчивых функций. Функция воспроизведения, присущая семье, будет осуществляться и незамужними женщинами. Функция социализации, выполняемая семьёй, будет в большей мере разделена между семьёй и посторонними людьми (воспитателями игровых центров).
Дружеское расположение и эмоциональную поддержку можно будет обрести не только в семье. Таким образом, семья займёт своё место среди нескольких других социальных структур, управляющих воспроизводством, социализацией и регулированием интимных отношений. Поскольку изменение функций семьи будет продолжаться, она утратит когда-то присущую ей святость, но, безусловно, не исчезнет из общества.
Литература
1.Психология семейных отношений. Ковалёв С. В.- М.: Педагогика,1987.
2.Семья и общество/ Отв. ред. А.Харчев.-М.:Наука,1992.
3.Современная Западная социология. Словарь. - М., Политическая литература,1990.С.307.
4.Социология. ОсиповГ.В.,КоваленкоЮ.П.-М.:
5.Социология. Радугин А.А.-М.:Центр,2000,С.150-160.
6.Социология. Смелзер Н.-М.,1994.
7.Социология семьи: проблемы теории методологии и методики.
Мацковский О.С.-М.;1989.
8.Социология. Наука об обществе. Учебное пособие/ Под ред.
Андрущенко В.П.-Харьков,1997,
9.Социология: Учебник для ВУЗов/Лавриненко В.Н. ,Нартон Н.А., Шабанова О.Л. ,Лукашова Г.С./Под ред. проф. Лавриненко В.Н.- 2-е изд., перераб. и дополн.-М.:Юнитида-на,2000. С.240-254.
10.Социология. Учебное пособие для студентов ВУЗов. Минск,
Тетра-Систем,1998.С.399-417.