Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:08, лекция
В данной работе приводятся социальные термины:
Альтруизм (лат. Alter — другой) — нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (других людей). Как правило, используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву ради общего блага.
Альтруизм (лат. Alter
— другой) — нравственный принцип, предписывающий
бескорыстные действия, направленные
на благо и удовлетворение интересов другого
человека (других людей). Как правило, используется
для обозначения способности приносить
свою выгоду в жертву ради общего блага.
БЛАГОТВОРЕНИЕ - Оказание
помощи нуждающимся
Благотворительность
— оказание безвозмездной (или на льготных
условиях) помощи тем, кто в этом нуждается.
Может быть как в коллективных формах
(фонды, организации), так и в виде индивидуального
меценатства. Следует отметить, что основной
чертой благотворительности и меценатства
является свободный и непринужденный
выбор формы, времени и места, а также содержания
помощи.
Богаде́льня
(от слов Бога дела, то есть для Бога)
— богоугодное заведение для призрения
лиц, почему бы то ни было неспособных
к труду, как то: престарелых, немощных,
увечных и выздоравливающих (но не временно
больных и умопомешанных, для которых
существуют специальные учреждения).
Божедомье — усыпальница,
место погребения неизвестных лиц, погребаемых
за счет общества.
Братский
двор
– слободской
двор, построенный или нанятый на общественные
слободские деньги для собраний по делам
общины. Такие дворы находились в каждой
слободе и управлялись своими выборными
людьми.
Венечные
памяти (пошлины) -называвшаяся
также знаменем. — В старину под этим именем
известен был указ о повенчании, который
в каждом отдельном случае выдавался от
архиерея или, по уполномочию его, от соборных
протопопов и поповских старост на имя
того священника, который должен был совершить
венчание. Без В. памяти ни один священник
не в праве был обвенчать ни одного брака.
С получением от духовного начальства
В. памяти связывался платеж венечной
пошлины, размер которой был различен,
смотря по тому, в первый ли брак вступают
жених и невеста или во второй, или третий.
В. памятью предписывалось совершить венчание,
предварительно обыскав, т. е. сделав обыск,
не существует ли каких-либо препятствий
к предполагаемому браку. В 1765 г., по указу
императрицы Екатерины II, В. памяти вместе
с венечными пошлинами были отменены,
как обременительные для народа.
Вервь -
Древняя общинная организация на Руси
и у хорватов.
Взаимопомощь
- или, другими словами, сотрудничество,
кооперация. Понятие взаимопомощь противоположно
понятию конкуренции (противостоянию, конфликту),
но в то же время две стороны одного и того
же явления. Одним из важных средств обеспечения
сотрудничества выступает объединение
людей (и животных) в роды, племена и племенные
союзы для более успешного и эффективного
выживания и развития (то есть для противостояния
угрозам).
Гошпиталь - То же, что госпиталь (в старину употреблялось наряду с госпиталь, позже только в просторечии).
Предшественником курорта был «гошпиталь для мастеровых».
Польше богадельни с давних времен существовали большей частью под названием «приходских гошпиталей», и лишь в 1843 году, когда на основании указа 18 февраля (2 марта) 1842 г. проведено было систематическое и правильное разделение благотворительных заведений соответственно преследуемым ими различным целям, они были переименованы в «домы приюта для престарелых и немощных».
Десяти́на - Единица площади в России до XIX века (см. Русская система мер)
В средневековье во многих странах Европы — обязательный для всех налог в пользу церкви, в размере десятой доли ежегодного дохода. Часть его должна была идти на оказание помощи бедным. Этот закон был известен с Ветхозаветных времен.
Детский дом — воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства.
детский приют - благотворительное учреждение для сирот, покинутых и беспризорных детей. В России П. д. возникли в 18 в. при монастырях. Первый немонастырский П. д. открыт на средства мецената П. Г. Демидова в 1837 в Петербурге при Демидовском доме «призрения трудящихся» для дневного надзора за детьми, «оставляемыми матерями, идущими на заработки». С 1846 в П. д. был разрешен ночлег, а позже и постоянное проживание детей («сиротские отделения»). Большинство П. д.
входило в Ведомство учреждений императрицы Марии. Существовали также П. д., находившиеся в ведении разных благотворительных обществ, частных лиц и ведомств (духовного, военного, министерства внутренних дел).
В конце
19 в. в П. д. введена
Существуя
преимущественно на
Различного типа благотворительные учреждения для детей существуют во многих странах.
дома воспитательные -Учреждения для приема и призрения подкидышей и бесприютных младенцев
Дома для зазорных младенцев - приюты для незаконнорожденных
Дома
для неизлечимых – Дома для неизлечимых
– в XIX в. учреждения общественного призрения,
предназначенные для неимущих, неизлечимых
больных.
ДОМ РЕБЕНКА - учреждение здравоохранения для воспитания (и оказания медицинской помощи) детей до 3 лет, не имеющих родителей, детей одиноких матерей или граждан, лишенных родительских прав, и др.
дома сиротские - в XIX в. государственные учреждения приказов общественного призрения, предназначенные для воспитания и призрения сирот обоего пола до 12 лет. В сиротские дома определялись дети из купеческих, мещанских слоев, людей цеховых, посадских, разночинцев, свободного состояния. Сироты- мальчики по достижению 12 лет устраивались в местные гимназии, в фельдшерские школы, в школы садоводства, шелководства,виноделия, земледельческие школы, к благотворителям, к купцам, фабрикантам, художникам, ремесленникам, в казенные и частные типографии. Сироты-девочки – в девичьи воспитательные заведения, частные пансионаты.
Дома трудолюбия - Этим именем в первой половине нынешнего столетия названы женские учебные заведения II разряда, в которых на полном содержании жили и обучались бедные бесприютные девицы свободных состояний; принимались в эти школы и пансионерки. Подобные Д. существовали в Москве, СПб. и Симбирске. В 1847 г. они переименованы были в Елизаветинские училища. К тому же типу принадлежит и существующий поныне Д. трудолюбия в Калуге.
Житный
двор(или запасный)
— старинный
провиантский магазин, вмещавший провианту
на 3 года.
Изгой (от из-жити, праславянский корень go-i/gi 'жить', см. также гой еси) — древнерусский социальный термин, означавший человека, выпавшего («выжитого») из своей социальной среды.
Ктитор (от греч. κτήτωρ — собственник; основатель, создатель от др.-греч. κτίζω строю, созидаю, или от др.-греч. κτίομαι — приобретаю) — лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря, или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства. В Католической церкви такое лицо называется донатором. Ктитор-вкладчик пользовался рядом имущественных прав, которые передавались по наследству (доля в доходах и т. д.).
Инвалидные дома— военные богадельни для призрения раненных, болезненных и престарелых воинов и их семейств.
Милосе́рдие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости).
Мирское призрение -Мирское призрение – территориальная система помощи в
ния им работы и
приюта. Основателем первого Д.т.
в России был XIX в., осуществляемая
волостными обществами. Основные виды
помощи: призрение сирот, инвалидов, больных,
бедных.
Нищелюбие -добродетель, состоящая
в оказании помощи нищим, одна из обязательных
добродетелей канонизированных русских
князей.
Нищепитательство - кормление
нищих; в XVI в. одна из открытых форм поддержки
крайне бедных и убогих.
Нищие - были известны, как класс людей, о существовании которых должны заботиться другие, еще с самых древних времен. Особенно сильно способствовало размножению Н. христианство, с распространением которого стали появляться все в большем и большем числе Н., просившие подаяния во имя Христа.
общественное призрение – организованная система помощи в XIX в. со стороны государственных институтов или общества нуждающемуся населению.
Помочи - внесезонные «помочи» связаны с кризисными ситуациями (пожары, наводнения, массовый падёж скота). При этом оказывалась помощь по хозяйству, отдавали часть продуктов, одежды, скота (например, «наряды миром», сиротские и вдовьи «помочи»). Сезонные «помочи» связаны с сельскохозяйственными работами. При этом происходил сбор продуктов на общественные нужды (поэтому такие праздники назывались ссыпками, мирщиной, ссыпщиной), это была и форма «общественной милостыни».
Помощь на дому - Содействие кому либо,. в чём либо,участие., приносящее облегчение.
Призрение - забота, попечение
Приказы
общественного призрения - Приказы
общественного призрения – территориальноадминистративный
орган управления учреждениями государственной
помощи. П.о.п. образованы 7 ноября 1775 г.
ЕкатеринойII. В их состав входили: народные
школы, сиротские дома, больницы, аптеки,
богадельни, дома для неизлечимых больных
и сумасшедших, работные дома, смирительные
дома.
Приходская благотворительность – в ней сосредотачивалась вся общинная, гражданская и церковная жизнь. Деятельность приходов не ограничивалось только оказанием помощи калекам, увечным, нищим — они осуществляли самую разнообразную поддержку от материальных вспомоществований до воспитания и перевоспитания.
РАБОТНЫЕ ДОМА - английские приюты для бедняков (17-19 вв.). По закону о бедных 1834 в работные дома принудительно помещались все обращавшиеся за общественной помощью.
Информация о работе Историко – понятийный словарь социального работника