История молодежного движения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:00, контрольная работа

Описание

В развитии неформального молодежного движения в России прослеживается несколько волн, начинающихся возникновением каких-либо направлений, продолжающихся их расцветом и заканчивающихся спадом и приходом им на смену новых. Некоторые из возникающих направлений в конечном итоге умирали полностью, другие оставались, но в сильно трансформированном виде, третьи сохранялись в более или менее прежнем виде, но сильно теряли в размахе вышеупомянутых волн, на наш взгляд, можно выделить пять, причем, спады на синусоиде были приурочены к крупным политическим событиям.

Работа состоит из  1 файл

История молодежного движения в России.docx

— 15.74 Кб (Скачать документ)

В развитии неформального  молодежного движения в России прослеживается несколько волн, начинающихся возникновением каких-либо направлений, продолжающихся их расцветом и заканчивающихся  спадом и приходом им на смену новых. Некоторые из возникающих направлений  в конечном итоге умирали полностью, другие оставались, но в сильно трансформированном виде, третьи сохранялись в более  или менее прежнем виде, но сильно теряли в размахе вышеупомянутых волн, на наш взгляд, можно выделить пять, причем, спады на синусоиде  были приурочены к крупным политическим событиям.

Дореволюционная скаутская организация России была наиболее широкомасштабным направлением неформального молодежного движения. Безусловная заслуга скаутинга состоит в том, что она сильно способствовала личностному росту детей и подростков. Детально разработанная система роста и система символических поощрений повышали и личную заинтересованность ребят. Скаутская система также разработала ряд  деятельностных форм, которые в дальнейшем составили джентельменский набор клубов и отрядов: игры типа КВН и “Зарница”, палаточные лагеря и т.д.

Пионерия появилась, как противопоставление дореволюционным  скаутам. В настоящее время бытует распространенное мнение, что пионерия есть ни что иное, как идеологизированный скаутинг. На наш взгляд, это утверждение не вполне верно. Действительно, многие формы работы были заимствованы у скаутов, но есть одно коренное отличие. Фоновой деятельностью для скаутов были в основном лесные игры, где каждый патруль соответствовал названию животного. Пионеры же, обвинив скаутов в излишней “игручести”, заявили о своей серьёзности, а их отряды взяли имена не животных, а революционных и исторических героев ( Спартака, Баумана и т.д.). С первых же лет пионеры взяли курс на Общественно-Полезные Дела. Первыми делами пионеров были сбор продуктов в помощь голодающим Поволжья, сбор металлолома и макулатуры и т.п. Целиком из металла, собранного пионерами, был построен паровоз на Казанской железной дороге.

Тимуровское движение расцвело в 30-ых годах после выхода в свет соответствующей книги  Аркадия Гайдара. Это были отряды, собиравшиеся в основном из дворовых ребят и предводительствуемые также школьниками. Они помогали старикам, гоняли хулиганов, как и их литературный прообраз, т. е. они поддержали деятельность оперативных ОПД-шных вылазок.

В начале своего существования  поисковые отряды специализировались на поиске железа по причине очевидности  этой ветви поиска для ребят. Война  оставила после себя большое количество следов, особенно в местах упорных  боев, и под лозунгом чтения памяти павших формируются поисковые отряды, все так же, как и пионеры 20-ых с тимуровцами, ориентированные  на полезное дело и в этом сохранившие  преемственность от предыдущей волны.

Другим направлением неформального молодежного движения, так или иначе перекликающимся  с диссидентством, стало движение фэнов. В основу идеи легло банальное желание читать хорошую литературу, которой в СССР часто официального хода не давали. Как следствие, нашлись люди, которые стали самостоятельно переводить просачивающуюся из-за кордона литературу, значительную часть которой составляла фантастика, и самиздатовским способом распространять ее. Резкий подъем наметился в фэндоме с появлением талантливых фантастов у нас в стране, которые поначалу так же, как и первые КСП-шники, писали в стиле “социалистической эйфории” (Стругацкие, Ефремов, Казанцев, тот же Крапивин), и культ советского героического человека в них тоже был заметен. Но со временем их произведения наполнялись все более глубоким философским смыслом.

в 70-ых годах возникают направления неформального молодежного движения, имеющие, с нашей точки зрения, отрицательный знак.

Первое из них - хиппи. Неприятие окружающей действительности, а, особенно, факт ущемления свободы, тем не менее не выливался у них в какую-либо конструктивную программу. Они находили себя в странствиях по стране и просто теплых тусовках, не имеющих деловых выходов, однако, безусловной заслугой хипповской коммуны стало создание Системы, где и прозвучало впервые это понятие. Почти во всех крупных городах нашлись хиппи, согласившиеся внести свои жилые точки в “черные списки” для возможности временного “оседания” там любого члена коммуны в любое время. Таким образом, хиппи могли, не затрачивая никаких средств, путешествовать автостопом и временно жить у хозяев таких точек, которые всегда готовы были их приютить и прокормить. Правда, периодически в этой структуре возникали конфликты на почве иждивенчества.

Конец 70-х отмечается также возникновением движения панков. Нужно отметить, что первые панки  по своему культурному имиджу и направленности существенно отличаются от нынешних молодежных тусовок, называющих себя панковскими. Основной их идеей было изучение и пропаганда западного образа жизни. Поскольку единственной категорией молодежи, которая могла достаточно беспрепятственно знакомиться с западным укладом, были дети дипломатов и иже с ними, они и составили поначалу основу панковского направления. Первые панки были в основном людьми достаточно высокого интеллектуального уровня, а поскольку у них были деньги, они переодически снимали на целый день какой-нибудь бар или кафе, где устраивали прозападные “чтения”. Время от времени на их тусовках появлялись “боссы”, являвшиеся агентами западных спецслужб, и приносили различные, выпущенные специально для советской молодежи брошюрки.

В начале 80-ых возникают также молодежные организации с яркой политической окрашенностью, например, нацисты, общество “Память” и пр. Создавались они обычно людьми умными, отлично понимающими, чего хотят. Но остальной же контингент подбирался из наиболее легковнушаемой и пассионарной, по терминологии Гумилева, молодежи, и потому склонной к необдуманному экстремизму.

Ролевые игры сейчас все чаще и чаще используются самыми разными кругами, так как являются и весьма оригинальным видом искусства, и хорошим педагогическим средством. В этой связи, с нашей точки зрения, Ролевые Игры представляют собой весьма благодатную почву для интеграции разных направлений неформального молодежного движения, и это его несомненный плюс.

И еще об одном  направлении хотелось бы сказать  особо. Это буйным цветом расцветшие в конце 80-ых - начале 90-ых годов некоммерческие компьютерные сети

Информация о работе История молодежного движения в России