Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:13, реферат
В данной работе освещены вопросы, связанные с развитием благотворительности в России, а также отношение россиян к благотворительности на данном этапе развития этого явления.
I Введение
II Основная часть
2.1 Понятие благотворительности
2.2 Развитие благотворительности в России
2.3 Благотворительность в России в конце XIX и XX веках
2.4 Отношение к благотворительности в современной России
III Заключение
IV Список литературы
2. Недостаток социальной ответственности ("не мои проблемы") у граждан вообще, в частности, у богатых людей и людей со средним достатком. Именно эти категории могли бы создать материальные условия для развития негосударственной системы благотворительности.
3. Отсутствие примера со стороны власти. Благотворительность жен первых лиц носит ярко выраженный PR-характер. Обычная картинка: супруга большого человека посещает, скажем, детский дом и дарит телевизор (компьютерный класс, тренажер и т.п.), заседает в очередном попечительском совете или комитете. А нужен реально участвующий в жизни детей помощник, тратящий свое время и душевные силы на общение с ними и сотрудниками.
4. Отсутствие государственной поддержки. Своими действиями государство ясно показывает, что не заинтересовано в существовании негосударственного некоммерческого сектора в социальной сфере. Государственная поддержка могла бы проявляться в трех направлениях:
а) предоставлении недвижимости: негосударственные организации (особенно в городах) не имеют помещений для осуществления своей деятельности. Для них необходимы льготные условия аренды, возможно, с последующей передачей в собственность тем благотворительным учреждениям, которые показали свою полезность для общества и государства;
б) принятии закона, поощряющего частные пожертвования благотворительным учреждениям (как общественным, так и государственным);
в) финансовой поддержке хорошо развитых проектов через систему грантов или социального заказа. На сегодняшний день государство не создает рынка социальных услуг, финансируя не услуги, а свои учреждения, государственные гранты носят символический характер.
Так, в сложившейся ныне в связи с кризисом в социально-экономической и политической областях государство не может оказывать помощь наименее защищенным группам населения (детям, одиноким пенсионерам и инвалидам)[10].
2.4 ОТНОШЕНИЕ К БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Благотворительность в современном российском обществе не имеет глубоких традиций. На протяжении советского периода главным благотворителем выступало государство, которое взяло на себя практически все функции по обеспечению жизнедеятельности своих граждан, в том числе и те, которые традиционно являются объектами благотворительности в других странах (например, помощь сиротам, дорогостоящее лечение, защита животных и окружающей среды). Индивидуальная помощь детским домам, домам престарелых существовала и в советское время как проявление милосердия со стороны отдельных граждан. Однако создание благотворительной организации, привлечение и аккумулирование средств частных лиц и организаций — такая деятельность не носила массового характера. Деятельность церкви, в том числе и благотворительная, не носила общественно значимого характера и, скорее, была оттеснена на обочину общественной жизни.[11]
Уже в первое десятилетие постсоветского периода в России начали действовать иностранные и российские организации, деятельность которых носила благотворительный характер. Сфера их деятельности была достаточно широкой: помощь малоимущим, поддержка научных исследований, работа библиотек и других культурных организаций, обеспечение школ компьютерами, больниц — одноразовыми шприцами и другим современным оборудованием. Этот список можно продолжить.
Они вовлекали в орбиту своей деятельности какую-то часть российских граждан, которые стали по собственной инициативе заниматься благотворительностью, чтобы помочь людям и организациям решить их проблемы, предоставляя помощь деньгами, трудом, организацией благотворительных акций. Эта деятельность, ее результаты освещались в средствах массовой информации, формируя у людей определенные взгляды на благотворительность и мнения относительно ее полезности.
Данная глава посвящена изучению общественного мнения относительно деятельности благотворительных организаций, для того чтобы понять, какое распространение получила благотворительная деятельность, какова готовность граждан заниматься благотворительностью, каковы условия, которые, по мнению населения, благоприятствуют или, наоборот, препятствуют развитию благотворительности, какое отношение — позитивное или негативное — к благотворительности и благотворительным организациям преобладает в нашем обществе
Подавляющее большинство опрошенных (81%) считают, что в сегодняшней России благотворительность распространена слабо. Вместе с тем степень реальной вовлеченности в различные виды благотворительной деятельности оказалась выше, чем можно было ожидать, если принять во внимание, что благотворительность начала возрождаться лишь 15 лет назад. Данные опроса показали, что около 30% населения оказывали благотворительную помощь в тех или иных видах (табл. 1). Чаще всего это была материальная помощь деньгами и вещами людям, попавшим в бедственное положение (18% опрошенных).
Переводил/а деньги на счет в ответ на теле- или радиообращение к гражданам поддержать какую-либо благотворительную акцию (лечение ребенка, проведение хирургической операции и т. п.) | 3% |
Работал/а на добровольных началах, волонтером | 3% |
Передавал/а деньги, вещи и т. п. незнакомым людям, попавшим в бедственное положение | 17% |
Участвовал/а в благотворительных акциях (концерты, аукционы и т. п.) в пользу конкретных учреждений, нуждающихся в финансовой поддержке (детских домов, сельских школ, больниц и т. п.) | 3% |
Безвозмездно сдавал/а кровь | 4% |
Делал/а значительные денежные пожертвования на благотворительные цели | 3% |
Не оказывал/а благотворительную помощь | 68% |
Готовность заниматься благотворительной деятельностью оказалась довольно высокой: около 2/3 опрошенных заявили, что они хотели бы участвовать в благотворительной деятельности, а лишь около четверти — что не хотят этим заниматься ни при каких условиях (табл. 2).
Если бы у меня было лучшее материальное положение | 54% |
Если бы у меня была информация (больше информации), куда и к кому обращаться со своими предложениями благотворительной помощи | 4% |
Если бы я был/а уверен/а, что моя помощь пойдет по назначению | 21% |
Если бы, жертвуя деньги на благотворительность, я получал/а бы льготы по налогам или другую поддержку со стороны государства | 5% |
При других условиях | 0.3% |
Не хочу заниматься благотворительностью ни при каких условиях | 27% |
Затрудняюсь ответить | 9% |
Эти данные могут свидетельствовать о существовании определенного уровня недоверия к тем организациям, которые занимаются распределением благотворительной помощи. Вместе с тем 75% опрошенных согласны с тем, что для многих людей и организаций благотворительность является единственной возможностью получить реальную помощь в решении своих проблем.
Жители крупных городов, молодежь от 18 до 24 лет чаще других упоминали благотворительные фонды как действенную и эффективную форму благотворительной помощи.
По мнению россиян, условия для ведения благотворительной деятельности в сегодняшней России скорее плохие, чем хорошие.
Условия, которые, по мнению россиян, могли бы способствовать развитию благотворительности в России, можно разделить на три группы в зависимости от числа набранных «голосов».
В первую группу вошли те из них, которые назвали около половины опрошенных. Это — повышение жизненного уровня людей (51% опрошенных) и поддержка благотворительности со стороны государства (45%).
Во вторую группу вошли те из названных условий, которые набрали около четверти «голосов». Это — усиление роли нравственности в жизни общества (26% опрошенных) и совершенствование законодательной и налоговой базы благотворительности (22%).
И, наконец, третью группу условий составили те, за которые «проголосовало» 17–19% опрошенных. Это — активная деятельность благотворительных организаций и доступная и полная информация о деятельности благотворителей.
Итак, развитию благотворительности, по мнению большинства опрошенных, прежде всего способствовали бы повышение жизненного уровня россиян и поддержка государства, включая развитие законодательной базы. Повышение же нравственного климата в обществе, возрождение традиций хотя и признается важным условием, но в меньшей степени. Что касается деятельности благотворительных организаций и информации об этом, то эти факторы оказались менее значимыми в глазах россиян. Подобный результат можно объяснить тем, что, по мнению россиян, их деятельность безусловно важна для развития благотворительности, но она «вторична» по отношению к таким условиям, как материальная обеспеченность людей и отношение государства к благотворительности, поскольку именно от них зависит вовлеченность людей в благотворительную деятельность.
На основе данных разных опросов можно заключить, что в общественном мнении сложилось относительно устойчивое представление о приоритетных сферах для благотворительности.
Об этом свидетельствует и мнение населения относительно того, в каких областях общественной жизни благотворительные организации могут принести пользу. Так, 2/3 опрошенных считают, что деятельность благотворительных организаций может существенно улучшить положение наименее защищенных социальных групп (сирот, престарелых, инвалидов), половина ожидают, что благотворительные организации могут существенно улучшить состояние окружающей среды, способствовать также повышению нравственности в нашем обществе. Однако к возможности благотворительных организаций улучшить ситуацию с защитой прав человека отношение скорее скептическое. Меньше половины опрошенных (40%) считают, что у благотворительных организаций есть такая возможность, а половина опрошенных придерживается противоположного мнения
В условиях слабой вовлеченности в благотворительную деятельность отношение к ней населения является в большей мере отражением общего мировоззрения и уровня культуры, чем устойчивых оценок на основе опыта и традиций. Для выявления этих представлений респондентам было предложено семь разных суждений, отражающих разные взгляды на благотворительность. Из них четыре суждения отражали позитивную позицию относительно благотворительной деятельности, а три - скорее негативную
В целом в обществе доминируют благожелательные взгляды на благотворительную деятельность, однако они не лишены определенной противоречивости, что связано, скорее всего, с небольшим опытом благотворительной деятельности наших граждан и слабой информированностью о благотворительной деятельности отдельных людей и организаций.
Эмпирическую базу анализа составили данные опроса выборочной совокупности населения РФ, общим объемом 1600 человек. Выборка репрезентативна относительно всего взрослого населения России в возрасте от 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию и месту проживания. Опрос проведен Аналитическим центром Юрия Левады с 15 по 25 сентября 2006 года в 128 населенных пунктах (в том числе в 39 областных, краевых и республиканских центрах, в 57 средних и малых городах и в 32 сельских регионах), расположенных в 44 субъектах Российской Федерации. Опрос проводился в технике формализованного интервью «лицом-к-лицу» по месту жительства респондентов.[12]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сейчас в нашей стране существуют некоторые барьеры для эффективного развития благотворительности, например, такие, как неблагоприятная система налогообложения, несформированная позиция государства по отношению к благотворительности, а также недоверчивое, часто негативное отношение к ней и ее представителям со стороны российского общества, которое за 70 лет Советской власти утратило представление о филантропии и милосердии как о неотъемлемой части общественной жизни и необходимом элементе гражданского общества.
Несмотря на все это, мир остается не без добрых людей, и общий ежегодный объем пожертвований в стране на настоящий момент все-таки достигает 1,5 млрд. долларов. В Москве и регионах действует более 250 российских и зарубежных благотворительных фондов и организаций, и все в наших руках, чтобы улучшить ситуацию и сделать мир добрее и счастливее!
Кроме того, проблема в том, что более 50% россиян вообще не знают о существовании благотворительных организаций в России. 40% проявили очень низкий уровень осведомленности. Из всех опрошенных в России людей только 15% смогли назвать конкретные благотворительные организации. 7% лишь знают об их работе, конкретной деятельности. И только 2% россиян сталкивались с деятельностью благотворительных организаций в России.