История развития Советской социологической ассоциации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:12, контрольная работа

Описание

Цель работы: рассмотреть важные события, произошедшие за полвека. Для данной цели следует рассмотреть следующие задачи:
Рассмотреть историю создания ССА и Института социологии РАН
Изучить деятельность ССА и Института социологии РАН за полвека
Подвести итоги на основе III Всероссийского конгресса

Содержание

Введение.
История развития Советской социологической ассоциации
История создания и основные направления научных исследований Института социологии РАН
III Всероссийский социологический конгресс 2008 и его основные решения
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 53.59 Кб (Скачать документ)

2.Центр методологии социологических исследований.

Основная задача Центра -  теоретическое обоснование, разработка и эмпирическая апробация методических процедур и исследовательских техник, обеспечивающих повышение достоверности  научной информации. Работа ведется по следующим направлениям:

  1. Выбор адекватных методов сбора и анализа данных для той или иной исследовательской парадигмы;
  2. Анализ теоретико-методологических проблем концепции социального согласия:  его приоритетность в контексте социальной ситуации в России и мире;
  3. Методология и практика сбора, систематизации и хранения результатов социологических исследований, накопление новых материалов;
  4. Проведение методологически ориентированных эмпирических исследований с целью совершенствования методов и внедрения современных исследовательских технологий;

3.Центр социологии образования, науки и культуры.

Основная задача Центра - реализация новых исследовательских  проектов, создание банков данных, преодоление  междисциплинарной разобщенности, расширение методологической и, соответственно, интерпретационной базы в области  социологии образования, науки и  культуры. Работа ведется по нескольким направлениям:

  1. Образование как фактор дифференциации и интеграции в современной России, воспроизводство неравенства в сфере образования;
  2. Социализация подростков в сфере образования, роль семьи и школы как важнейших агентов социализации в новых социально-экономических условиях и конкурирующих с ними массовых коммуникаций;
  3. Культурные особенности взаимодействия традиций и инноваций в постсоветской России;
  4. Формирование социокультурных установок, ценностей населения и сохраняющихся традиций гражданского общества России в условиях новой политической реальности, социокультурных оснований его деятельности ;
  5. Производство социально-научного знания в период социальных трансформаций в России 1990-2000-е годы;

4.Центр комплексных социальных исследований.

Основная задача - изучение процессов трансформации массового  сознания и, отчасти, поведенческих  практик населения в соответствующих  предметных областях, а также мониторинг социально-экономического положения  и общественного сознания россиян. Основные исследовательские направления:

  1. Социокультурная трансформация российского общества, особенности динамики национальной идентичности россиян и анализ их влияния на перспективы модернизации российской экономики;
  2. Человеческий капитал населения России в контексте динамики потребностей национального и региональных рынков труда;
  3. Непрерывное образование и измерение функциональной грамотности населения в современной России;
  4. Особенности уровня и образа жизни, стратегий поведения и мировоззрения различных групп российского общества;
  5. Социальная стратификация и основные факторы трансформации социальной структуры российского общества;
  6. Малое предпринимательство и предпринимательский потенциал российского общества;
  7. Социальная политика и социальное партнерство;
  8. Проблемы политического участия в контексте изменения социально-экономической и социально-политической ситуации в стране;

5.Центр исследования социальной структуры и социального расслоения

Основная задача - исследование отдельных слоев и групп населения  со всей системой социальных конфликтов и противоречий, объединенных по региональному, социальному, профессиональному, возрастному признакам. Основные исследовательские направления:

  1. Основные типы социального неравенства и социальной дифференциации в различных регионах страны;
  2. Профессионально-трудовые ориентации и перспективы молодежи в условиях социального неравенства;
  3. Социальные перемещения в российском обществе: теоретические и эмпирические изыскания становления среднего класса в российском обществе;
  4. Отдельные профессиональные группы - ресурсные слои общества: механизмы формирования, социальная динамика, причины и направления изменений социальных статусов ;
  5. Особенности самосохранительного поведения подростков, студентов и взрослого населения.
  6. Изучение поведения в сфере здоровья сельского населения. Проблемы социальной стратификации сельского населения в постсовесткое время;

6.Центр исследования адаптационных процессов в меняющемся обществе

Основная задача - выявление  и количественное измерение адаптационного потенциала различных социальных групп. При этом адаптационный потенциал  понимается как способность к  восприятию и интериоризации новых норм и ценностей, формированию новых социальных установок и поведенческих стратегий, адекватных новой парадигме государственного строительства и общественного развития. Работа проводится по нескольким направлениям:

  1. Динамика процессов социальной адаптации;
  2. Комплексный анализ гендерного уклада: адаптации женщин и мужчин, институтов семьи и родительства к новым социально-экономическим и культурным условиям;
  3. Девиация как механизм изменчивости организованности и развития социальных систем, имеющий двоякое значение: позитивное и негативно-дисфункциональное;
  4. Проблематика риска и катастроф, поиск факторов, существенно влияющих на отношение ряда социальных субъектов к допустимости различных угроз;
  5. Динамика повседневного поведения больших социальных групп населения в вербальных показателях и в объективных показателях времени, тенденции изменений в ценностно-нормативных суждениях и реальном поведении,  направления процесса адаптации;

7.Центр исследования межнациональных отношений.

Основные задачи - анализ соотношения государственной и этнической идентичности, изучение межэтнических установок этнических групп, исследование проблематики адаптации различных групп мигрантов. Основные направления:

  1. Социальная дифференциация этнических групп: представления и реальность;
  2. Социально-культурные аспекты миграционных процессов ;
  3. Социально-культурные и социально-политические факторы распространенности ксенофобий и экстремизма и пути их предотвращения;
  4. Формирование этнического самосознания и межэтнических отношений в среде молодежи. Исследуются установки и поведение детей, подростков, юношества в многонациональных мегаполисах России.
  5. Соотношение и взаимодействия государственной, гражданской, этнической и религиозной идентичности и солидарности в трансформирующемся российском обществе;
  6. Мультикультурные особенности потребления;
  7. Трансформационные процессы и социально-культурные взаимодействия в странах Балтии;

8.Центр политологии и политической социологии.

Работа ведется по нескольким основным направлениям:

  1. Политический процесс, политические институты и изменения;
  2. Социальная политика и управление;
  3. Глобализация и национальные государства;

9.Центр «Религия в современном обществе».

Основная задача - проанализировать современные особенности духовного  сознания россиян, новые явления  в сфере религии и церкви, их взаимоотношения с обществом  и государством, показать, каковы особенности  этих взаимоотношений в поле российской цивилизации. Работа ведется по нескольким направлениям:

  1. Социальный портрет современного верующего, особенности его ментальности, в первую очередь религиозного компонента (размытость, нецельность, эклектичность), его образовательные, возрастные, гендерные, профессиональные и другие характеристики;
  2. Особенности ментальности различных социальных страт, последователей различных религий и представителей различных этносов, существующих в современной России;
  3. Причины, сущности, противоречия и итоги "религиозного ренессанса": социальное и нравственное воздействие религиозного комплекса на образ жизни людей, их общественно-политические ориентации и поведении;
  4. Религиозный компонент этнического сознания, как средство манипулирования общественными настроениями и движениями;
  5. Религиозный фактор в идентификационных процессах: воздействия религиозного самоопределения на всю гамму иных идентичностей;
  6. Проблемы религиозной толерантности и религиозной нетерпимости;
  7. Новые реалии межкультурного взаимодействия, в том числе в религиозной сфере;
  8. Российская цивилизация как методологическая база объяснения религиозных процессов в России.

10.Центр социологии управления и социальных технологий.

Основная задача - исследование процессов трансформации системы  управления на социетальном, институциональным и менеджериальном уровнях.

Работа проводится по нескольким направлениям:

  1. Институализация управления: вызовы глобализации социокультурные особенности решения управленческих задач;
  2. Коммуникативное пространство и проблемы социально ориентированного управления коммуникационными процессами;
  3. Социальная самоорганизация, местное самоуправление и социально-проектные технологии;
  4. Методы сбора, обработки и анализа данных прогностических и проектировочных исследований систем управления, разработка на основе современных информационных технологий. Создание специализированной лаборатории.

11.Центр региональной социологии и конфликтологии.

Исследовательская работа Центра направлена на реализацию масштабного  проекта "Социальное моделирование  регионов по критерию устойчивого развития". Основные задачи проекта:

  1. построить типологию и классификацию регионов по уровню и качеству социального развития (ресурсная база и устойчивость развития);
  2. выявить основные критерии и тенденции дифференциации и интеграции региональных сообществ в общероссийском социуме;
  3. построить дескриптивные (описательные) и формализованные (нормативные) модели;
  4. провести социальное картографирование регионов России с применением геоинформационных технологий (ГИС) в мультипликационном формате по типологическим и классификационным основаниям;

3.III Всероссийский конгресс 2008года и его основные решения

Третий Всероссийский  социологический конгресс, посвященный  теме «Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия», состоялся  в год 50-летия создания Советской  социологической ассоциации - первого  в новейшей истории нашей страны социологического объединения, и 40-летия  учреждения Института конкретных социальных исследований АН СССР (ныне Институт социологии РАН) - первого в системе Академии наук научного учреждения в области  социологии. За этот период российская социология прошла путь от жесткого партийно-идеологического контроля до свободного развертывания работы десятков научно-исследовательских центров и факультетов социологического профиля, ежегодного выпуска тысяч молодых специалистов, подготовки многих сотен кандидатов и докторов социологии.

По инициативе Российского  общества социологов, при участии  многих  социологических центров, факультетов, обществ, в конце октября 2007г. на расширенном заседании Президиума РОС было принято решение об объявлении 2008 года годом социологии в России, были образованы Организационный и  Программный комитеты III Всероссийского социологического Конгресса. Они провели  значительную работу по интеграции усилий российских социологов в рамках юбилейных  мероприятий, по подготовке содержательной структуры и организационных предпосылок Конгресса.

12 февраля 2008 г. Президиум  РАН принял Постановление о  проведении мероприятий, посвященных  50-летию создания Советской социологической  ассоциации и 40-летию учреждения  первого в АН СССР социологического  института – Института конкретных  социологических исследований, ныне  Института социологии РАН.

Информация о работе История развития Советской социологической ассоциации