История становления и развития социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:19, лекция

Описание

Представления об обществе углубляются по мере развития личности, когда обозначается основной вопрос общественной жизни "Что важнее: общество или личность в ее неповторимости, индивидуальном своеобразии восприятия и отражения действительности?" и возникают представления о социальном равенстве и неравенстве. В этих представлениях однозначно доминировали отраженная в мифах положительная оценка уравнительности и отрицание неравенства. Однако по мере развития человеческого общества, усложнения его структуры складываются представления о неизбежности социального неравенства.

Содержание

1. История становления учений об обществе. Возникновение социологии.
2. Классический период в развитии социологии.
3. Социология в России.
4. Развитие социологии в современных условиях.

Работа состоит из  1 файл

Лекция 2.docx

— 32.96 Кб (Скачать документ)

Тема 2. История становления и развития социологии

1. История становления  учений об обществе. Возникновение  социологии.

2. Классический  период в развитии социологии.

3. Социология в  России.

4. Развитие социологии  в современных условиях.

1. Процесс осмысления общества, общественной жизни начинается у истоков человеческой истории. Общество становится объектом анализа людей даже прежде самой личности - ведь в первобытном состоянии личность почти не выделяет себя из рода, хотя человек и начинает размышлять, оценивать.

Представления об обществе углубляются по мере развития личности, когда обозначается основной вопрос общественной жизни "Что важнее: общество или личность в ее неповторимости, индивидуальном своеобразии восприятия и отражения действительности?" и возникают представления о  социальном равенстве и неравенстве. В этих представлениях однозначно доминировали отраженная в мифах положительная  оценка уравнительности и отрицание  неравенства. Однако по мере развития человеческого общества, усложнения его структуры складываются представления  о неизбежности социального неравенства.

В середине первого  тысячелетия до н. э. осознание неизбежности социального неравенства вылилось в концептуальное обоснование его  необходимости. На Востоке критическое переосмысление социальных установок, заложенных в мифологическом сознании, было осуществлено в учениях Будды, Конфуция, Заратустры, ставших рациональным оправданием, а затем и религиозно-этической опорой, поддерживающей социальную стабильность в преодолевшем первобытную неструктурированность обществе.

На Западе социальная мысль достигла своего апогея в Афинах V-IV вв. до н. э. в творчестве Сократа, Платона и Аристотеля, в учениях которых оформились два важнейших вправления, взаимодействовавших на протяжении всей истории социальной мысли. Первое - выдвигает и обосновывает идею приоритета общего (при разном масштабе общности), общественного интереса.

Второе направление  отстаивает идею приоритета интереса личности, индивида. Оно развивалось  Эпикуром, киниками, Аристотелем.

Таким образом, оба  направления социальной мысли обосновывали оправданность неравенства, но расставляли  разные акценты.

Огромную роль в  развитии общественной мысли сыграло  христианство, возникшее в середине I в. н. э. Первоначальная идеологическая ориентация ранних христиан характеризовалась  идеями не только нравственного обновления, но и революционного переустройства общества на основе ликвидации частной  собственности и введения всеобщей обязанности трудиться. Однако во второй половине II-III вв., когда христианство утверждалось в качестве официальной  идеологии Римской империи, толкователи  Библии усиливают непротивленческий  аспект христианства, идею божественного  происхождения власти, ориентацию прихожан на потустороннее воздаяние за земные страдания. Так постепенно демократизм  раннего христианства был отодвинут  на периферию религиозного сознания, хотя к социально-политическим идеям  раннего христианства обращались впоследствии и еретические движения, и социалисты-утописты.

* * *

В период Средневековья  развитие социальных отношений осуществляется преимущественно под контролем  системы нравственных, религиозных  норм, что оказало влияние и  на развитие социальной мысли.

Наиболее видной фигурой теологической социально-политической мысли этого периода является Фома Аквинский, осуществивший "модернизацию" раннесредневекового христианства на основе комментариев Аристотеля. Учение Фомы (томизм) стало важным шагом  в укреплении духовной власти католицизма  над развитием социальной жизни, но не остановило Реформацию католицизма, которая способствовала разрушению феодально-религиозных представлений и утверждению новых, предпринимательских ориентации в хозяйственной практике.

Наряду с идеями индивидуалистическими, частнособственническими  в XVI в. постепенно оформляется социалистическое социально-политическое течение как  идеология нарождающегося пролетариата. Родоначальником утопического социализма принято считать Т. Мора (1478-1535 гг.), изобразившего в "Утопии" общество, в котором нет частной собственности, обобществлены производство и быт, а труд является обязательным для  всех.

Таким образом, при  переходе от Средневековья к Новому времени взаимодействие двух направлений  в решении основного вопроса  социологии постепенно начинает обретать форму борьбы индивидуалистической (либеральной) и социалистической доктрин  в качестве основных элементов идеологий  двух нарождающихся классов буржуазного  общества.

В XVIII в. в трудах французских просветителей получили дальнейшее развитие учения об обществе, принципах его совершенствования; оформилась так называемая гражданская концепция, согласно которой преодоление всех форм несвободы осуществляется методом длительного морального совершенствования личности и общества. Представители утопического социализма Ж. Мелье, Морелли, Г. Мабли, Г. Бабеф доказывали необходимость немедленного преодоления неравенства, установления общественной собственности путем народной революции, упразднения религии и церкви как опоры деспотизма и угнетения.

Начало XIX в. является кануном возникновения социологии как самостоятельной науки. В  это время оформились экономические, социально-политические, теоретические  предпосылки ее выделения в самостоятельную  отрасль знания. Интенсификация экономической  жизни способствовала усилению конфликтности  во взаимоотношениях буржуазии и  пролетариата, что выражалось в активных выступлениях рабочих.

К середине XIX века социология оформляется как самостоятельная  наука. Ее родоначальник О. Конт свое учение, основными частями которого были социальная статика и социальная динамика назвал "социальной физикой", а в 1839 г. назвал свое учение социологией. Анализируя проблему взаимосвязи личности и общества, О. Конт считал, что только общество и его социальные институты являются полноправными субъектами социальных отношений, а личность всегда лишь продукт воздействия общества..

Учение О. Конта  получило дальнейшее развитие в социологических  концепциях Г. Спенсера (1820-1903 гг.). Их главная  идея - изменчивость общества и плавный  эволюционизм в его развитии, обусловленные  усложнением общества, внутренней дифференциацией  социальных отношений и разделением  труда. Развитое общество, по Спенсеру, - сложная организация с относительно автономными системами: регулятивной, производящей средства для жизни и распределительной.

2. На вторую половину XIX - начало XX в. приходится расцвет теоретической социологии, развитие социологических теорий, ставших классическими. Данный период - это своего рода социологическое "осевое время". Поэтому внимание к нему особенно пристальное. Анализ классического периода в развитии социологии предполагает решение проблемы систематизации созданных в это время социологических теорий, определения принципа их структурирования, критерия их классификации. Здесь существуют различные подходы.

Мы попробуем  применить иной принцип классификации - региональный. В его основе чрезвычайно  актуализировавшийся во второй половине XX в. цивилизационный подход к анализу  социокультурного процесса, при котором  история развития науки об обществе предстает как взаимодействие национальных, региональных социологических школ. На рубеже XIX и XX вв. вполне проявилось своеобразие в анализе общества в рамках таких социологических  школ, как немецкая, французская, русская, американская и др. Мы остановимся  лишь на ключевых фигурах, не только определивших основные школы, но и ставших классиками мировой социологии в целом.

При рассмотрении немецкой социологической школы выделим  две основные фигуры - К. Маркса (1818 - 1903 гг.) и М. Вебера (1864-1920 гг.), социологические  теории которых оказали без преувеличения  огромное влияние на развитие социологии. Хотя эти теории создавались не одновременно, они находятся как бы в заочном  споре.

Взаимодействие  социологических теорий Маркса и  Вебера определяет своеобразие немецкой социологической школы классического  периода.

Характеризуя французскую  социологическую школу классического  периода, выделим концепции двух исследователей - Э. Дюркгейма (1858-1917 гг.) и Г. Тарда (1843- 1904 гг.). Между ними развернулся спор по основному вопросу социологии, специфически модифицированному: что является исходной социальной реальностью - индивид или общество?

Тард решал этот вопрос в пользу индивида. Коллективное сознание он считал функцией, а не фактором индивидуальных сознаний, в психологии видел ключ к социологии, общественную жизнь и ее процессы объяснял действием простых психических механизмов, главным из которых является подражание. Существование общества он объяснял как взаимодействие двух процессов: первый - индивидуальное творчество, изобретение нового (в результате чего создаются язык, хозяйство, правительство, религия и т. д.), а второй - подражание нововведениям, обеспечивающее их распространение. Взаимодействие этих процессов сравнивается с бросанием камней в воду и движением кругов по воде (новые открытия - новые волны подражания и т. д.). Цель социологии, по Тарду, открывать повторяемость социальных фактов. Вспомогательной наукой является статистика, Учитывающая количество повторений, вызванных каждым творческим актом. Задачу социологической науки Тард видел в изучении законов подражания, благодаря которым общество поддерживает свое целостное существование и развивается по мере возникновения и распространения изобретений.

Социологическая теория Дюркгейма, центральной фигуры французской  социологической школы, наиболее активно  содействовавшей институционализации  социологии во Франции, основывалась на концепции коллективных представлений  и была направлена против психологизма Тарда. В определении предмета социологии Дюркгейм шел по пути поиска особого рода реальности - реальности "социальных фактов", существующих объективно, независимо от индивида и оказывающих принудительное давление на него. Общество, согласно Дюркгейму, - это исходная, первичная реальность, наделенная чертами превосходства над индивидом. Систематизация данных представлений осуществлена социологом в концепции социологизма как противоположной концепциям индивидуалистическим, теории социальной атомизации. Разрабатывая проблему специфического метода социологии, Дюркгейм обосновывал принципы объективизма и эмпиризма в исследовании социальных фактов, при проведении социологических исследований. В осуществляемых исследованиях центральной являлась проблема соотношения "механической" и "органической" форм социальных связей, форм солидарности, вторая из которых возникает на основе разделения труда. По мере совершенствования системы разделения труда должна развиваться "органичность" солидарности членов общества. Однако Дюркгейм отразил в своей теории несовершенство буржуазного общества, нарушения в нем социальных связей, приводящие к кризису личности - к социальной аномии и самоубийству. Выход Дюркгейм видел в создании новых органов общественной солидарности, которые он называл профессиональными корпорациями и которые должны были выполнять производственные и культурные социальные функции. 

 Таким образом,  в концепциях Тарда и Дюркгейма уже внутри собственно социологического знания глубоко проработаны два способа решения основного вопроса социологии.

Прежде чем перейти  к рассмотрению русской социологической  школы, дадим краткую характеристику процесса становления социологической  школы в США, развитие которой  явилось в дальнейшем наиболее яркой  страницей истории социологии постклассического периода. На рубеже XIX и XX вв. в американской социологии осуществляются ассимиляция европейских социологических теорий и выработка специфического ракурса анализа социальной реальности. Самое пристальное внимание уделяется проблемам структуры общества, анализу его неоднородности.

3. Обратимся к истории отечественной социологической школы. Становление российской традиции анализа общественной жизни по форме прошло те же этапы, что и на Западе, но имело значительное своеобразие по содержанию, так как было сосредоточено вокруг ключевой для существования российского общества проблемы - проблемы целостности огромной страны, создания из разноплеменных, рассредоточенных по необъятной территории людей единого общества, складывания структуры общения как условия самосохранения и развития россиян. Анализ этой проблемы начат в XI в. в "Слове о законе и благодати" Иллариона и продолжается по сей день. Он присущ изучению общественного устройства В. Н. Татищевым, М. В. Ломоносовым, А. Н. Радищевым, декабристами, западниками и славянофилами, революционерами-демократами, А. И. Герценым, блестящей плеядой русских философов рубежа XIX-XX вв.

Данный анализ явился организующим при формировании во второй половине XIX в. русской социологической  школы. С основными идеями О. Конта  русская публика знакомилась  по публикациям В. А. Милютина, П. Л. Лаврова, Д. И. Писарева, Е. В. Де Роберти практически одновременно с европейской. Авторы этих статей относились весьма критично к концепции основателя социологии и давали ей собственную оценку.

Н. К. Михайловский (1842-1904 гг.) одним из первых обобщил  явления психического взаимодействия людей в толпе, исследовал социально-психологические  закономерности взаимоотношений лидеров  и масс (теория "героя и толпы"), явился одним из создателей субъективной социологии, автором "субъективного  метода" в социологии. Данный метод  исключает беспристрастность, отстраненность исследователя от объекта социологического анализа, отделение социологии от этики, социолог-наблюдатель не может, по Михайловскому, не ставить себя в положение наблюдаемого.

Религиозно-консервативное панславистское течение в русской  социологии представлено Н. Я. Данилевским (1822-1885 гг.), выдвинувшим в работе "Россия и Европа" теорию обособленных культурно-исторических типов (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам. Самым перспективным в истории культурно-историческим типом Данилевский считал "славянский", наиболее выраженный в русском народе. Эта концепция была подвергнута жесткой критике со стороны российских социологов.

На начальном  этапе становления социологии в  России (60-80-е годы XIX в.) развивались  одновременно два направления - объективная  и субъективная школы, принципиальные разногласия и борьба между которыми сохранялись до начала XX в.

Школа русского объективизма оформлена в трудах М. М. Ковалевского (1851 - 1916 гг.), Е. В. Де Роберти (1843-1915 гг.), П. Ф. Лилиенфельда (1829-1903 гг.), А. И. Стронина (1827-1889 гг.) и др. В центре социологической концепции Ковалевского - учение о солидарности как основе общественного процесса. Он одним из первых применил сравнительно-исторический метод в социологии, подходя к социальным процессам с точки зрения анализа своеобразия каждого цивилизационного уклада.

В 80-е годы XIX в. в  российской социологии наиболее активно  развивались неокантианские, антипозитивистские идеи - в трудах Б. А. Кистяковского, В. М. Хвостова, Л. И. Петражицкого, П. И. Новгородцева, П. Б. Струве.

Начало XX в. связано  в российской социологии с утверждением неопозитивизма (А. С. Звоницкая, К. М. Тахтарев, П. А. Сорокин). В отличие от позитивизма 60-х годов XIX в., который исходным моментом социологического анализа считал "факт", неопозитивизм начала XX в. делает акцент на законах функционирования социальных структур, институтов, явлений.

Информация о работе История становления и развития социологии