Э. Дюркгейм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:13, контрольная работа

Описание

В Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы. Профессор социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с 1902). Основал журнал "L’Annee sociologique" (1896). Сотрудники этого журнала - М. Мосс, М. Хальбвакс, Ж. Дави, С. Бугле и др. - представляли французскую социологическую школу, которая играла ведущую роль во французской социологии вплоть до второй мировой войны.

Содержание

Введение
Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма.
Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества.
Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

по социологии.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

     В связи с постановкой и анализом теоретических проблем общества и личности Дюркгейм выдвигает проблему нормального и патологического.

     Нормальными, по Э. Дюркгейму, являются все отправления  социального организма, которые  вытекают из условий его существования. Преступления и другие социальные болезни, которые наносят вред обществу и  вызывают осуждение, отвращение, являются вполне нормальными, ибо коренятся в определенных социальных условиях и поддерживают полезные и необходимые обществу отношения. Отрицательные последствия преступления, например, нейтрализуются системой наказания, и общество продолжает существовать и функционировать. Внешний, непосредственно воспринимаемый объективный признак, который позволил бы отличить нормальное и патологическое, заключается в его всеобщности, широкой распространенности, что, в свою очередь, является показателем общественного здоровья. Э. Дюркгейм писал: «Мы будем называть нормальными факты, обладающие формами наиболее распространенными; другие же назовем болезненными или патологическими». Отсюда следует, что «нормальный тип совпадает с типом средним и что всякое уклонение от этого эталона здоровья есть болезненное явление».

     Со  временем Дюркгейм был вынужден признать, что и в сложных обществах, основанных на разделении труда, встречаются  всевозможные социальные патологии, связанные  с потерей органической солидарности. Изучая эти явления, он разработал теорию социальной аномии, которая давала научное объяснение процессам социальной дезорганизации.

  1. Что такое парадигма  в социологической  интерпретации? Какие  парадигмы можно  выделить в социологии?

     Парадигма может рассмариваться как определенная совокупность фундаментальных оснований науного знания. Она выступает как исходная концептуальная схема. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки. Ряд авторов относят к парадигме не только принципиально новые теории, но и методы исследования. Парадигмальный характер могут приобретать новые модели мира (общества, социальных систем и устройств), а также новые способы их осмысления.

     Следует отметить, что в последние 10-15 лет  понятие парадигмы, по сравнению с его трактовкой Т.Куном, который ввел термин в широкий научный оборот, стало меняться по своему содержанию. К парадигмальным начали относить теории, концепции, направления, ориентации, течения, движения научной мысли, которые отнюдь не носят революционного для нее характера, а составляют прибавку знания, подчас значительную, но не оказывающую радикального воздействия на развитие науки. Именно такое отношение к понятию парадигмы стало проявляться в социологии.

     Очевидно, что в связи с наличием в ней некоторого количества фундаментальных теорий, социология выступает как полипарадигмальная дисциплина, то есть как наука, имеющая целый ряд парадигм. Причин существования в социологии множества парадигм несколько. Одна из них – появление на каждом этапе общественного развития, а также развития науки, в первую очередь социально-гуманитарной необходимости и потребности в иных, не существовавших ранее способах объяснения тех или иных явлений и процессов, причем как имевших место в прошлом, так и происходящих в период возникновения новых парадигм.

     В их появлении следует также учитывать  стремление к поискам иных способов и средств социального прогнозирования и предвидения, а затем и

социального проектирования и моделирования. Другими  словами, речь идет

о применении нового методологического инструмента, которым не располагали прежние  парадигмы.

     В.А.Ядов под парадигмой в социологии понимает «такое системное представление  о взаимосвязях между различными теориями, которое включает: а) принятие некоторой общей для данных теорий философской идеи о социальном мире с ответом на критериальный вопрос: что есть «социальное»? б) признание некоторых общих принципов, критериев обоснованности и достоверности знания относительно социальных процессов и явлений и, наконец, в) принятие некоторого общего круга проблем, подлежащих или, напротив, не подлежащих исследованию в рамках данной парадигмы. Учёный выделяет три основные парадигмы в социологии: классическую, постклассическую (модерн), постпостклассическую (науку нашего времени).

     Одним из критериев выделения парадигм является определенная научная картина мира. Идея смены социологических парадигм в связи с определенными этапами (прежде всего, историко-культурными) развития науки принадлежит П.Штомпке. По его мнению, задача той или иной (новой) парадигмы состоит в том, чтобы отказаться от устаревшей картины мира и общества и привести социологическую теорию в соответствие с новым обликом науки. 
 

 

     Заключение

     Эмиль Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество – это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы.

     Дюркгейм  был склонен к сакрализации общества (освящению) общества как такового. Но этот изъян зачастую превращался  в достоинство. Именно благодаря  ему и в профессиональном, и  в массовом сознании утверждался высокий онтологический статус общества, а вместе с тем - и науки об обществе - социологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Арон Р. Этапы развития социологической  мысли. – М., 1993.
  2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 1991.
  3. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. Учебник для вузов. – Спб, 2007.
  4. Социология: Учебник для вузов / Под. ред. проф. В.Н. Лавриненко, 3-е изд. – М., 2004.
  5.   Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. – М ., 2007.

Информация о работе Э. Дюркгейм