Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:13, контрольная работа
В Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы. Профессор социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с 1902). Основал журнал "L’Annee sociologique" (1896). Сотрудники этого журнала - М. Мосс, М. Хальбвакс, Ж. Дави, С. Бугле и др. - представляли французскую социологическую школу, которая играла ведущую роль во французской социологии вплоть до второй мировой войны.
Введение
Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма.
Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества.
Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?
Заключение
Список литературы
В связи с постановкой и анализом теоретических проблем общества и личности Дюркгейм выдвигает проблему нормального и патологического.
Нормальными, по Э. Дюркгейму, являются все отправления социального организма, которые вытекают из условий его существования. Преступления и другие социальные болезни, которые наносят вред обществу и вызывают осуждение, отвращение, являются вполне нормальными, ибо коренятся в определенных социальных условиях и поддерживают полезные и необходимые обществу отношения. Отрицательные последствия преступления, например, нейтрализуются системой наказания, и общество продолжает существовать и функционировать. Внешний, непосредственно воспринимаемый объективный признак, который позволил бы отличить нормальное и патологическое, заключается в его всеобщности, широкой распространенности, что, в свою очередь, является показателем общественного здоровья. Э. Дюркгейм писал: «Мы будем называть нормальными факты, обладающие формами наиболее распространенными; другие же назовем болезненными или патологическими». Отсюда следует, что «нормальный тип совпадает с типом средним и что всякое уклонение от этого эталона здоровья есть болезненное явление».
Со временем Дюркгейм был вынужден признать, что и в сложных обществах, основанных на разделении труда, встречаются всевозможные социальные патологии, связанные с потерей органической солидарности. Изучая эти явления, он разработал теорию социальной аномии, которая давала научное объяснение процессам социальной дезорганизации.
Парадигма может рассмариваться как определенная совокупность фундаментальных оснований науного знания. Она выступает как исходная концептуальная схема. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки. Ряд авторов относят к парадигме не только принципиально новые теории, но и методы исследования. Парадигмальный характер могут приобретать новые модели мира (общества, социальных систем и устройств), а также новые способы их осмысления.
Следует отметить, что в последние 10-15 лет понятие парадигмы, по сравнению с его трактовкой Т.Куном, который ввел термин в широкий научный оборот, стало меняться по своему содержанию. К парадигмальным начали относить теории, концепции, направления, ориентации, течения, движения научной мысли, которые отнюдь не носят революционного для нее характера, а составляют прибавку знания, подчас значительную, но не оказывающую радикального воздействия на развитие науки. Именно такое отношение к понятию парадигмы стало проявляться в социологии.
Очевидно, что в связи с наличием в ней некоторого количества фундаментальных теорий, социология выступает как полипарадигмальная дисциплина, то есть как наука, имеющая целый ряд парадигм. Причин существования в социологии множества парадигм несколько. Одна из них – появление на каждом этапе общественного развития, а также развития науки, в первую очередь социально-гуманитарной необходимости и потребности в иных, не существовавших ранее способах объяснения тех или иных явлений и процессов, причем как имевших место в прошлом, так и происходящих в период возникновения новых парадигм.
В
их появлении следует также
социального проектирования и моделирования. Другими словами, речь идет
о применении нового методологического инструмента, которым не располагали прежние парадигмы.
В.А.Ядов под парадигмой в социологии понимает «такое системное представление о взаимосвязях между различными теориями, которое включает: а) принятие некоторой общей для данных теорий философской идеи о социальном мире с ответом на критериальный вопрос: что есть «социальное»? б) признание некоторых общих принципов, критериев обоснованности и достоверности знания относительно социальных процессов и явлений и, наконец, в) принятие некоторого общего круга проблем, подлежащих или, напротив, не подлежащих исследованию в рамках данной парадигмы. Учёный выделяет три основные парадигмы в социологии: классическую, постклассическую (модерн), постпостклассическую (науку нашего времени).
Одним
из критериев выделения парадигм является
определенная научная картина мира. Идея
смены социологических парадигм в связи
с определенными этапами (прежде всего,
историко-культурными) развития науки
принадлежит П.Штомпке. По его мнению,
задача той или иной (новой) парадигмы
состоит в том, чтобы отказаться от устаревшей
картины мира и общества и привести социологическую
теорию в соответствие с новым обликом
науки.
Заключение
Эмиль Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество – это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы.
Дюркгейм
был склонен к сакрализации общества
(освящению) общества как такового.
Но этот изъян зачастую превращался
в достоинство. Именно благодаря
ему и в профессиональном, и
в массовом сознании утверждался высокий
онтологический статус общества, а вместе
с тем - и науки об обществе - социологии.