Экономико-социологический закон разделения труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:20, доклад

Описание

В организационно-техническом аспекте разделение труда соотносится с изменением его содержания как способа связи производителя со средствами производства, определяемого уровнем развития производительных сил. В социально-экономическом аспекте разделение труда соотносится с изменением его характера как способа связи производителя со средствами производства, определяемого уровнем развития производственных (экономических) отношений.

Работа состоит из  1 файл

Разделение труда.docx

— 18.98 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение 

высшего профессионального  образования

«Российский  экономический  университет имени Г.В. Плеханова»

 

Факультет ВШСиТИ

Кафедра Спортивного менеджмента

 

 

Доклад

по дисциплине «Экономическая социология»

 

На тему «Социально-экономический закон разделения труда. Сущность, аспекты, формы проявления»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка группы 190/12

очной формы обучения

факультета ВШСиТИ

Ф. И. О. студента

Литвинчук Екатерина Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2012

Закономерность разделения труда обусловлена исторически  объективным процессом, создающим предпосылки экономического, политического и интеллектуального развития человечества.

Разделение труда в  самом общем его определении  имеет два аспекта: организационно-технический, или функциональный, выражающий отношение, трудящихся к природе, и социально-экономический, характеризующий отношения между  людьми, которые складываются при  взаимном обмене деятельностью.

В организационно-техническом  аспекте разделение труда соотносится с изменением его содержания как способа связи производителя со средствами производства, определяемого уровнем развития производительных сил. В социально-экономическом аспекте разделение труда соотносится с изменением его характера как способа связи производителя со средствами производства, определяемого уровнем развития производственных (экономических) отношений. Данный закон определяет динамику разделения труда на его различные виды (физический и умственный, промышленный и сельскохозяйственный, квалифицированный и неквалифицированный, исполнительский и управленческий и др.) и одновременно — основу деления общества на социальные группы занятых названными видами труда и отношения между группами в зависимости от их социального статуса и престижа труда.

Разделение труда внутри современного общества характеризуется  тем, что оно порождает специальности, обособленные профессии» и «соответственное ограничение индивидуума сферой определенной профессии. Обособление  профессий  (профессиональное разделение труда), будучи одним из моментов характеристики производительных сил, является конкретной формой проявления технико-организационного содержания общественного разделения  труда, в то время как деление  общества на классы, характеризуя производственные отношения, является формой проявления его социально-экономического содержания.

Закон разделения труда зародился еще в рабовладельческом обществе, в условиях почти полного отрыва умственной деятельности от задач материального производства. Греческие мыслители активно отстаивали идеи естественной природы разделения между умственным и физическим трудом. Так, Платон общественное разделение труда сделал основным принципом построения своего идеального государства. Ксенофонт обосновывает презрение общества к занятиям низкими ремеслами тем, что они «разрушают тело у занимающихся ими... а у кого тело расслаблено, у тех и душа становится слабее.  Аристотель в защиту социального разделения труда писал: «В государстве, пользующемся наипрекраснейшей организацией и объединяющем в себе мужей абсолютно справедливых... граждане не должны вести жизнь, какую ведут ремесленники или торговцы; граждане проектируемого нами государства не должны быть и землепашцами, так как они будут нуждаться в досуге и для развития своей добродетели, и для занятия политической деятельностью». 
 
Существенными чертами разделения труда в античную эпоху было развитие кооперации труда, без которой оснащенный примитивными орудиями труд рабов не мог бы обеспечить выполнение титанических работ. Разделение труда в обществе и мастерской осуществлялось не ради сокращения затрат времени на изготовление единицы продукции, а ради достижения совершенства продукта. Это обусловливалось натуральным характером рабовладельческого производства, заинтересованностью работника не в стоимости, а в потребительской стоимости. Сохранение этого принципа благотворно влияло на развитие производительных сил работника. Даже в условиях рабства происходил процесс накопления знаний у народа. 
 
Особенности разделения труда в феодальную эпоху связаны с характером феодальной собственности, ибо рожденная разделением труда собственность оказывает сильное обратное влияние на разделение труда. В соответствии с двумя формами собственности (земельной — феодалов и корпоративной — ремесленников) приобретало все более резкие черты общее разделение труда на сельскохозяйственный и ремесленный. Тот факт, что концентрация собственности в городе становилась меньше, чем в деревне, обусловил утрату городом своего былого господства. Начало коренных перемен связывалось с обособлением в городах торговли от производства и концентрацией торговых связей в руках особого слоя — купцов. Отделение производства от торговли вызвало новое разделение труда — между городами. Следствием разделения было возникновение мануфактур, определяющих разделение труда внутри предприятия. 
 
В технико-организационном аспекте мануфактуры представляли собой необходимый исторический этап прогрессивного развития производства, становления его стройной организации в интересах повышения производительности труда. В социально-экономическом аспекте мануфактура являла собой особый метод производства относительно прибавочной стоимости, отражающий уровень развития социально-экономических отношений в обществе. Вместе с тем разделение труда внутри мастерской выявило свое разрушительное действие на личность работника: разделение труда на умственный и физический достигло своего апогея; резко увеличилась дистанция между уровнем знаний и культуры представителей умственного и физического труда; духовные потенции материального процесса производства выступили как чуждая собственность и сила, господствующая над рабочим. Однако именно мануфактурное разделение труда создало предпосылки возникновения крупной машинной индустрии.

Воздействие науки  на разделение труда. Разделение труда качественно поменяло свой характер и стало из эволюционного революционным, когда наука превратилась в необходимый компонент производства.

Первое проявление воздействия науки на разделение труда внутри предприятия выразилось в том, что в системе машин разделение труда стало определяться объективным производственным механизмом (в противоположность мануфактуре, где оно обусловливалось субъективным фактором). 
Второе проявление воздействия науки на разделение труда внутри предприятия состоит в том, что «машинное производство уничтожает необходимость мануфактурно закреплять распределение, прикреплять одних и тех же рабочих навсегда к одним и тем же функциям». Это воздействие науки на разделение труда таит в себе возможность преодоления профессиональной деградации и удовлетворения возникающей объективной потребности производства в универсальной рабочей силе.  
Третье проявление воздействия науки на разделение труда внутри предприятия связано с главным направлением в изменении функций совокупного рабочего: внедрение в производство научных достижений изменяет пропорции между совокупностью функций, связанных с затратой умственной энергии, и сокращает объем исполнительских функций, связанных преимущественно с затратами физической энергии. Соотношение затрат умственного и физического труда становится главным показателем научно-технического прогресса. По мере развития этой закономерности разделение труда становится главным фактором развития универсальной рабочей силы на рынке труда.

Разделение труда  и развитие системы образования. В противоборстве различных тенденций в развитых странах складывается ситуация, характеризуемая тем, что абсолютные объемы затрат на образование и профессиональную подготовку и переподготовку возрастают. В результате повышается уровень образования и профессиональной подготовки.  
Современному производству необходимы образованные люди. Ради удовлетворения этой потребности промышленно развитые страны из года в год увеличивают удельный вес учащихся по отношению ко всему населению.  
В социально-стратифицированном обществе общее повышение уровня образования не снимает социальных различий, но переносит их с экономического на профессиональный уровень: различия между людьми с разным уровнем знаний. Экономическое расслоение уменьшается в связи с повышением оплаты более сложного труда высокообразованных работников. Более существенным становится отраслевое и профессиональное расслоение, связанное с социальным и профессиональным статусом в общественной иерархии.

 

Список литературы:

Г.Н. Соколова «Экономическая социология» - М: Высш. Шк., 1998 – с. 99

Чангли И.И «Труд. Социологические аспекты теории и методологии исследования: Монография. Издание 4-ое» - М: ЦСПиМ, 2010 – с.97


Информация о работе Экономико-социологический закон разделения труда