Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:06, практическая работа
Актуальность проблемы: экзамен даже для хорошо подготовленного человека - всегда испытание сил и умений, знаний и находчивости. Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у студентов.
Цель: исследование психоэмоционального состояния человека в ситуации стресса во время экзаменов.
Социологическое исследование на тему:
«Экзаменационная сессия. Стресс»
Проблема: данного социологического исследования заключается в изучении влияния экзаменационной сессии на здоровье и физическое состояние студента.
Актуальность проблемы: экзамен даже для хорошо подготовленного человека - всегда испытание сил и умений, знаний и находчивости. Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у студентов.
Цель: исследование психоэмоционального состояния человека в ситуации стресса во время экзаменов.
Задачи:
Объект исследования студенты в возрасте от 15 до 23 лет.
Предмет исследования: стресс-фактор – экзамен, психическое напряжение у студентов.
Анализ основных понятий:
Стресс (англ. Stress) – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным, экстремальным условиям, а также прогнозирования его поведения в подобных условиях.
Экзамен (в ВУЗе) — проверка знаний студентов, выявление их навыков и умений применения знаний при решении профессиональных задач.
Психическое напряжение - ответная реакция организма, например, физические напряжения мышц тела, или психологические проявления злости, или неспособность адекватно реагировать на внешние раздражители. Результат дисбаланса или разница между требованиями к индивидууму (внешними или внутренними) и его возможностью с ними справиться.
Гипотеза. Предполагается, что имеет место так называемый стрессогенный «экзаменационный» эффект, выражающийся в стойком и значительном негативном влиянии ситуации экзамена на функциональное состояние физиологических систем организма и психику студента.
Расчет выборочной совокупности
В исследовании
генеральной совокупностью
Методы:
Опрос.
Результаты исследования
Анализируя результаты исследования, сделаны следующие выводы. Опрос показал, что состоянию стресса во время сессии подвержены 90% опрошенных, т.е. 27 человек из 30. И только у 6 студентов стресс мобилизирует внутренние резервы организма. У большинства опрошенных присутствуют серьезное ухудшение самочувствия, вплоть до потери сознания. Эти экспериментальные данные подтверждают в полной мере гипотезу и можно сделать вывод, что сессия - это серьезное испытание для большинства, которое наносит вред не только психике человека, но и сказывается на физическом самочувствии студентов. С другой стороны адаптация к стрессовым ситуациям, развивает такое качество, как стрессоустойчивость личности.
Методы преодоления стресса
Релаксационные технологии являются эффективным средством помощи во время острого внезапного стресса, а также данные навыки оказываются необходимыми в целях профилактики хронического долговременного дистресса. Релаксация противоположна по эмоциональному знаку напряжению и особенно полезна в периоды особой по интенсивности деятельности.
Наиболее распространенный вариант релаксации - релаксационная музыка.
Эффективны также методы аутотренинга, телесные прикосновения, элементы массажа.
Пути выхода из стресса.