Эльберфельдская система социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:55, доклад

Описание

Прежде чем поговорить об Эльберфельдской системе социальной защиты населения хотелось бы рассказать для начала о предпосылках возникновения ее и об обстановке в странах Европы 19 века.

Работа состоит из  1 файл

Эльберфельдская система социальной защиты населения.docx

— 173.76 Кб (Скачать документ)

ЭЛЬБЕРФЕЛЬДСКАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Прежде  чем поговорить об Эльберфельдской системе социальной защиты населения хотелось бы рассказать для начала о предпосылках возникновения ее и об обстановке в странах Европы 19 века.

  1. Предпосылки возникновения. Обстановка в странах Европы.

       По мере завершения промышленной революции всепоглощающий дух наживы постепенно пропитал все европейское общество, превратив в товар, по свидетельству современников , чувство и мысль, любовь, науку и искусство,- все поступки и отношения людей . Даже супругов связывают только деньги. Действие капиталистического закона спроса и предложения требовало широкого вовлечения в производство вольнонаемного труда.

   Расширившееся фабрично-заводская промышленность выбрала себе на первых порах- женщин и детей. Как замечал К. Маркс , « поскольку машина делает мускульную силу ненужной, она становится средством пользования рабочими, лишенными этой мускульной силы или отличающимися незрелым развитием тела, зато отличающиеся большой гибкостью членов.  Женский и детский труд были поэтому первым словом капиталистического применения машин.»

   Масштабы и методы эксплуатации детей засвидетельствованы современниками. В конце 18 в. Джон Фильден писал: «В Дербишире, Ноттингемшире и в особенности в Йоркшире недавно изобретенные машины применялись на больших фабриках около рек, способных привести в движение водяное колесо. Особенный спрос был на мелкие и ловкие пальцы. Тысячи маленьких беспомощных созданий от 7 до 13 – 14 лет отправлялись, таким образом, на север.»

   Детей покупали , как рабов: фабриканты обращались в комитеты по призрению бедных в Лондоне и Бирмингеме и просили о присылки им бедных детей. Комитеты же охотно шли им навстречу, т.к. такие просьбы освобождали от необходимости заботиться о пропитании детей.

   Также стоит заметить, что промышл. Революция имело своим результатом и многократное увеличение числа детей- сирот, что было характерно для всех стран Европы.

  Наряду с широким применением детского труда особым спросом пользовалась и рабочая сила женщин. Женский труд также представлялся привлекательным в сравнении с мужским в силу большей покладистости работниц.  В сообщении о положении девушек , занятых в модных мастерских , относящемся к 1842 году отмечалось: «Во время фешенебельного сезона, продолжавшегося около 4-х месяцев , рабочий день , даже в лучших предприятиях, доходит до 15-ти и даже - в случае спешных заказов- до 18-ти часов.» В большинстве магазинов рабочее время вообще не установлено , так что девушка не имеет для сна и отдыха более 6-ти часов, а часто только 3-х или 4-х, работая от 19-ти до 22-х часов , а парой- что бывает достаточно часто - всю ночь. Единственным пределом, положенным для их работы является физическая невозможность держать иглу в руках».

   Следствием этого  было еще и то, что масса грудных младенцев погибла от опия. Прикованные к швейной машине матери , не имея возможности ухаживать за своими детьми , были вынуждены «успокаивать» их сонными средствами. Выжившие же дети из-за недоедания обычно страдали золотухой и рахитом. Голод и нужда толкали родителей на жестокое обращение со своими детьми, нередко оборачивавшееся убийством.

  Т. Карлейль писал : «Суд присяжных в Стокпорте (Чешире) рассматривал обвинение , предъявленное отцу и матери, чтобы таким образом обмануть похоронное бюро на 3 фунта и 8 шиллингов, подлежавших выдачи после смерти каждого ребенка. Обвиняемые были осуждены. Власть , говорят, намекает на то, что это не единственный в этом роде случай и что, быть может, лучше не докапываться до истины.»

  Это явление  продемонстрированно в романе  А. Конан Дойла. В нем Шерлок Холмс вспоминает : « Поверьте, самая очаровательная в мире женщина , которую я когда-либо видел, было повешена за убийство 3-х своих детей.»

   Положение  рабочего класса также было несладким. Яркие примеры этого дает знакомство с исследованиями жилищных условий. В 1866 г. английский  врач Дж. Гунтер в своем докладе отмечал: «2 пункта не подлежат сомнению. Во-первых, в Лондоне существует более 20 больших колоний, приблизительно в 10 тыс. человек каждая,  отчаянное положение которых превосходит всё, что только можно себе вообразить, и вызвано оно главным образом отвратительными жилищными условиями. (В квартирах насчитывали  только по 2 кровати, каждой из которых, пользовались 2 человека. Спали в тесноте ,на полу и «в лучшем случае» на общих кроватях ; во-вторых, состояние этих )переполненных и разваливающихся домов гораздо хуже, чем 20 лет назад. Мы не знаем как воспитывались дети до нашего века массового скопления бедноты, и надо быть смелым пророком , чтобы предсказать , на какое поведение можно рассчитывать со стороны детей, получивших ныне в стране воспитание, которое должно сделать их опасным классом, так как дети проводят полночи без сна, в обществе взрослых, пьяных, циничных и сварливых.

   В докладе парламентской следственной комиссии по вопросу о детском труде, говорилось; « Нет ничего удивительного в том, что среди населения, вырастающего в таких условиях, царят невежество и пороки.. Нравственность стоит здесь на чрезвычайно низком уровне …  Значительное число работниц имеет незаконных детей, притом в таком незрелом возрасте, что даже люди , осведомленные в области уголовной статистики , приходят в ужас». Не случайно вплоть до 1870-х гг. среди англ. Рабочих держалась поговорка: «Большинство девушек не помнят, были ли они когда-нибудь невинны».

   Новый буржуазный переворот превратил любовь в ходовой товар. Подлинным бичом стала проституция. Начиная уже с 18 в. стали бороться с проституцией. Главная мысль в этом была охранять здоровье мужчин, потребителей проституции, для чего использ. Регистрация проституток, врачебно - полицейский контроль за ними,  учреждение домов терпимости или особых улиц, облавы на уличных проституток. Проститутки были разного возраста, малолетних среди них было полно. Полиция же в этой ситуации не столько боролось с ними, сколько пыталась ее регламентировать. Так, каждый город устанавливал свои порядки и правила. Например, в Милане и Отене определялись прически ,которые могут носить только проститутки; в Марселе были созданы особые кварталы блудниц и т.д. Периодичность врачебных обязательных осмотров варьировалась от 2х раз в неделю до 2х раз в месяц. Т. О. бордель в 19 веке стал таким же обычным и естественным местом отдыха, как и любое другое, а основными потребителями продажной любви оказывались несовершеннолетние юнцы, заполнявшие публичные дома в каникулярные и праздничные дни.

  Стоит отметить  и поток порнографии, захлестнувший европ. страны после изобретения фотографии.

   Естественным следствием стало распространение венерических заболеваний, и особенно сифилиса.

   Ужасающая ситуация сложилась с реальным положением рабочего класса в Европе. Так, на рубеже 19- 20 вв. протестантский пастор Гере исследовал условия жизни и труда кустарей Рудных гор в Германии. В частности, он писал: «Нужда, никогда не прекращающаяся нужда – вот естественное последствие жалких условий труда, для этого несчастного, бедного населения».

3)А  теперь немного  об обстановке  в Эльберфельде.

   Итак, 19 век. Полным ходом идет индустриализация, и города Эльберфельд и Бармен с их текстильной промышленностью — ее пионеры. Промышленное развитие влечет за собой приток населения — с 1810 по 1840 гг. население Эльберфельда вырастает вдвое. (Вот какие сведения сохранились о << новом>> Эльберфельде . Цитирую. Я немедленно выехал в Эльберфельд, который, как известно, является важным промышленным городом Рейнской Пруссии, и на самом деле более привлекательный, приятный и живописный, чем можно было ожидать. Из книги Мориса Метерлинка, «Эльберфельдские лошади») Но, конечно, приросту населения сопутствует небывалый рост нищеты. Бродяг можно было встретить на улицах города на каждом шагу. Причем, естественно, это влекло за собой распространение весьма опасных эпидемий, а также способствовало росту социального напряжения в обществе.  

   И вот 26 апреля 1852 года эльберфельдские предприниматели Даниэль фон дер Хайдт, Густав Шлипер и Давид Петерс представляют городскому совету новую концепцию общественного призрения, которая встречает одобрительную реакцию, и с 1 января следующего года новый порядок попечительства вступает в силу. Этот порядок вошел в историю под названием «Эльберфельдская система». 
 
 

Густав Шлипер

Памятник  был поставлен в 1903 году, в честь  пятидесятилетия эльберфельдской системы, но после Второй мировой исчез. В 2003 году в подвале одного из домов был найден его постамент. По инициативе горожан памятник был заново отлит. Его новое торжественное открытие состоялось 18 июня 2011 года.

Даниэль фон дер  Хайдт

 
 

Давид Петерс

Он был также широко известен тем, что организовал у себя на фабрике больничную кассу с обязательными взносами, к управлению которой привлек рабочих, что было несомненным новшеством, а позднее добавил к ней кассу взаимопомощи и инвалидную кассу, которая выплачивала пенсии инвалидам вне зависимости от уплаченных взносов

 

4) Основные принципы системы:

— Децентрализация. Город был разбит на округа, в каждом из которых было несколько попечителей, которые отчитывались перед особой городской депутацией.

— Индивидуализация помощи. Попечитель в каждом отдельном  случае должен был вникнуть в проблемы обратившегося за помощью и решить, какая именно помощь должна быть оказана.

— «Помощь для самопомощи». Нуждающиеся делились на две категории: трудоспособные и нетрудоспособные. Вторые, если их некому было содержать, полностью переходили на попечение  благотворителей, первым же пособия  назначались на короткий срок — 14 дней, в течение которого помогали им в  поиске работы.

— Бескорыстие. Попечители не имели никаких доходов от своей  деятельности, это были волонтеры, происходившие  чаще всего из среднего класса (мелкие чиновники, ремесленники и торговцы).

   Принципы этой системы призрения перекликаются с принципами современной системы социальной защиты.

   Например , принцип индивидуализации, который обязывает попечителя проникнуться проблемами обратившегося в современности звучит как принцип толерантности и принцип универсальности (т .е. запрета дискриминации человека по каким-либо принципам).

   А принцип «помощи для самопомощи» взят в основу современного принципа профилактической направленности, ведь и сейчас нетрудоспособные граждане полностью переходят  на попечение государства, а трудоспособные, но по каким-либо причинам безработные могут временно получать некоторые пособия от государства, при том условии , что человек встанет на учет Биржи Труда- т. е. организации, выступающей  в роли посредника в отношениях между работниками и предприятиями при найме рабочей силы.

   А отголоски принципа децентрализации и по сей день действует в сфере социальной работы. Ведь и сейчас за каждым квалифицированным социальным работником закреплен определенный округ-область-местность и определенные семьи или нуждающиеся.

   Только вот «эльберфельдский» принцип бескорыстия относительно потерял актуальность. Но я еще раз повторюсь, относительно, ведь и сейчас довольно часто люди и всяческие организации занимаются благотворительностью.

   Эльберфельдская  система городской Б - замечательный   пример   сочетания   обязательного общественного  призрения  с  личным  служением  благотворителей   своему высокому призванию. Система  эта  соединяет  гуманную  идею  индивидуальной  и бескорыстной  заботы  о  нуждающемся  ближнем  с  строгим   порядком   и продуманной организацией, свойственной союзу, охватывающему весь  город, и стремится не только к тому, чтобы  поддержать  нуждающегося,  но  и  к тому, чтобы вывести из нищеты получающего подаяние и нравственно поднять и воспитать как принимающего милостыню, так и дающего ее. В основу  этой системы   положено убеждение, что каждый призреваемый должен быть  изучаем  во  всех  своих индивидуальных особенностях. 

5) Структура системы

   Управление призрением бедных в Эльберфельде сосредоточено в руках особой депутации из городского  головы,  4  членов городского совета и 4 членов, выбранных из граждан. Весь город разбит на 31 округ, а в каждом округе есть несколько попечителей о  бедных  (всего 434). Каждому попечителю приходится иметь дело не более, чем с 5  -  6 бедными семьями, которые он может изучить во всех подробностях их  быта. Они и обязаны исследовать причины нужды тех, кто обращается за пособием, расходовать городские суммы, составлять сметы и т.  д.  Все  нуждающиеся разделяются на 2 основные  класса:  способных  и  неспособных  работать. Вторые всегда имеют право на призрение, если нет лиц  (родных),  которые обязаны их содержать. Первые же получают пocoбиe в тех случаях,  когда обнаружится, что они, при всем старании, не могли найти себе работу.  До приискания занятия они получают от  администрации  работу  соразмерно  с своими силами. Нормальное пособие на семью  из  мужа,  жены  и  4  детей определяется цифрою в 12 марок в неделю. За последнее время (1886 -  88)

Информация о работе Эльберфельдская система социальной защиты населения