Электронные средства общения в процессе современного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 14:16, статья

Описание

Электронные технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы жизнедеятельности человека, в том числе и в образовательный процесс.
Наряду с преимуществами таких средств общения существуют и недостатки. Общение посредством подобных программ во время обучения, к примеру, лекций или семинарских занятий, зачастую отвлекает внимание как студентов, так и преподавателей; чрезмерное и не оправданное использование подобных средств негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса; а заимствование из сети Интернет готовых рефератов, докладов и решений заданий приводит к понижению эффективности обучения и воспитания молодого поколения.

Работа состоит из  1 файл

работа.doc

— 41.50 Кб (Скачать документ)

Электронные средства общения  в процессе современного образования

Л.Н. Ешкилева

научный руководитель док. фил. н., доц., проф. кафедры И.В. Цветкова

     Электронные технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы жизнедеятельности человека, в том числе и в образовательный процесс.

   Наряду с преимуществами таких средств общения существуют и недостатки. Общение посредством подобных программ во время обучения, к примеру, лекций или семинарских занятий, зачастую отвлекает внимание как студентов, так и преподавателей; чрезмерное и не оправданное использование подобных средств негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса; а заимствование из сети Интернет готовых рефератов, докладов и решений заданий приводит к понижению эффективности обучения и воспитания молодого поколения.

    Все это делает проблему электронных средств общения  актуальной для изучения. В результате этого нами было проведено исследование применения и распространения электронных средств обучения в условиях перехода к информационному обществу на примере Тольяттинского государственного университета. В ходе этой работы мы постарались определить отношение студентов к использованию и распространению различных электронных средств общения в процессе образования, причины применения участниками образовательного процесса данных технологий, а также негативные и позитивные стороны использования электронных средств общения в процессе обучения.

   Для получения необходимой информации был проведен групповой анкетный опрос на месте обучения респондента в присутствии анкетера. По типу выборка - целевая, где единицами отбора выступают студенты 2 – 3 курсов, очной формы обучения Гуманитарного и Электротехнического институтов Тольяттинского государственного университета (всего 100 человек, в равном соотношении по 50 человек).

   В первую очередь мы  поинтересовались, с какой целью чаще всего учащиеся ТГУ применяют электронные технологии, и получили следующую картину. Как мы и предполагали, около 50% опрошенных используют электронные технологии для того, чтобы «убить время», общаться и получать необходимую информацию, но все же больше половины респондентов отметили, что прибегают к электронным технологиям в подготовке к занятиям (82% – гуманитариев и 64% –  учащихся Электротехнического института.

   Отсюда  вытекает следующий вопрос, нацеленный на выяснение того, в каких ситуациях молодые люди чаще всего используют информационные средства в ходе обучения. Почти одинаковое количество респондентов  прибегают к помощи подобных технологий для поиска информации и написания учебных работ (63%), 33% всех опрошенных сказали, что общаются в чатах с помощью сотового телефона во время занятий. Подобным образом ответило 40%  студентов Гуманитарного института и  26%  – Электротехнического. Примерно 1/5 всех участников опроса (22%) признались, что используют возможности интернета, компьютера и т.п. для скачивания готовых работ (разница в процентах между студентами Электротехнического института и Гуманитарного составляет 16%, в пользу последних).

   С точки зрения эстетических представлений больше половины всех студентов (57%) посчитало немаловажным, что использование электронных средств обучения увеличивает уровень наглядности, и тем самым степень привлекательности подаваемого материала. Разница в выборе данного варианта ответа составила 18% в пользу студентов Электротехнического факультета. Чуть более 30% всех участников опроса отметили, что благодаря внедрению в процесс образования информационных технологий у них повысился интерес к самому предмету. А вот в вопросе о положительном влиянии подобных средств на усвоение материала мнения молодых людей разделились: 48% гуманитариев согласны с этим утверждением, и только 12%  – студентов электротехнических специальностей.

   Отношение студенческой молодежи к информационным технологиям мы выявили на основе выделения ими преимуществ и недостатков данных средств обучения. Чуть более половины респондентов (52%) отметили, что применение подобных технологий вызывает у них ухудшение физического и психического здоровья (разница в процентах между студентами Электротехнического института и Гуманитарного составляет всего лишь 4%).

   Равное  число студентов (42%) и Электротехнического, и Гуманитарного институтов указали  на возникновение проблемы, связанной  с недостаточной практикой устных выступлений учащихся и формирования, формулирования у них мысли на профессиональном языке, в связи с использованием компьютерных технологий в процессе образования молодежи в высших учебных заведениях и в частности ТГУ. С появлением данной проблемы в университетах тесно связана еще одна – ограничение живого общения с преподавателем, ее обозначили 36% гуманитариев и на 12% меньше (т.е. 24%) – учащиеся Электротехнического факультета.

   В остальном же мнения участников опроса разбились: так, уменьшение положительной мотивации к изучению предметов, отмечают в основном студенты электротехнических специальностей (28%). А большинство гуманитариев считает, что электронные средства общения скорее отвлекают внимание во время занятий (44%), чем снижают заинтересованность молодежи в использовании подобных технологий, из данной категории респондентов всего 10% выбрали  этот вариант ответа.

       Среди основных причин негативного отношения  к ним 28% всех опрошенных выделили формирование у молодых людей зависимости, а так же то, что подобные средства общения отнимают много времени. 16% заметили, что компьютерные средства общения «отрывают» учащихся от реальности, а 12% – содержание в них большого количества недостоверной информации.

     В заключении, необходимо сказать, что, скорее всего, в ближайшем будущем в образовательном процессе будет происходить все большее развитие и распространение электронных средств общения. Этому, на наш взгляд, может способствовать грамотная стратегия финансирования данной области в образовании, а также более глубокая подготовка персонала для информационных технологий и управление человеческими ресурсами. 

   Литература

  1. Макарова  Л.Н., Ширшов И.А, Гапонова Т.К. Компьютерная культура будущих специалистов в  контексте их личностного развития// Педагогическая информатика. - 2003. - №3. – 84 с.
  1. Чудинский Р.М. Развитие учебной деятельности студентов направления «Технологическое образование» средствами натурного  и модельного эксперимента. – М.: 2009. –  456 с.
  1. Справочник  для поступающих в ВУЗы. – М.: НТЦ «Университетский», 2000. http://www.academiaxxi.ru/Meth_Papers/Paper11.htm

Информация о работе Электронные средства общения в процессе современного образования