Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 14:16, статья
Электронные технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы жизнедеятельности человека, в том числе и в образовательный процесс.
Наряду с преимуществами таких средств общения существуют и недостатки. Общение посредством подобных программ во время обучения, к примеру, лекций или семинарских занятий, зачастую отвлекает внимание как студентов, так и преподавателей; чрезмерное и не оправданное использование подобных средств негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса; а заимствование из сети Интернет готовых рефератов, докладов и решений заданий приводит к понижению эффективности обучения и воспитания молодого поколения.
Электронные средства общения в процессе современного образования
Л.Н. Ешкилева
научный руководитель док. фил. н., доц., проф. кафедры И.В. Цветкова
Электронные технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы жизнедеятельности человека, в том числе и в образовательный процесс.
Наряду с преимуществами таких средств общения существуют и недостатки. Общение посредством подобных программ во время обучения, к примеру, лекций или семинарских занятий, зачастую отвлекает внимание как студентов, так и преподавателей; чрезмерное и не оправданное использование подобных средств негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса; а заимствование из сети Интернет готовых рефератов, докладов и решений заданий приводит к понижению эффективности обучения и воспитания молодого поколения.
Все это делает проблему электронных средств общения актуальной для изучения. В результате этого нами было проведено исследование применения и распространения электронных средств обучения в условиях перехода к информационному обществу на примере Тольяттинского государственного университета. В ходе этой работы мы постарались определить отношение студентов к использованию и распространению различных электронных средств общения в процессе образования, причины применения участниками образовательного процесса данных технологий, а также негативные и позитивные стороны использования электронных средств общения в процессе обучения.
Для
получения необходимой
В первую очередь мы поинтересовались, с какой целью чаще всего учащиеся ТГУ применяют электронные технологии, и получили следующую картину. Как мы и предполагали, около 50% опрошенных используют электронные технологии для того, чтобы «убить время», общаться и получать необходимую информацию, но все же больше половины респондентов отметили, что прибегают к электронным технологиям в подготовке к занятиям (82% – гуманитариев и 64% – учащихся Электротехнического института.
Отсюда вытекает следующий вопрос, нацеленный на выяснение того, в каких ситуациях молодые люди чаще всего используют информационные средства в ходе обучения. Почти одинаковое количество респондентов прибегают к помощи подобных технологий для поиска информации и написания учебных работ (63%), 33% всех опрошенных сказали, что общаются в чатах с помощью сотового телефона во время занятий. Подобным образом ответило 40% студентов Гуманитарного института и 26% – Электротехнического. Примерно 1/5 всех участников опроса (22%) признались, что используют возможности интернета, компьютера и т.п. для скачивания готовых работ (разница в процентах между студентами Электротехнического института и Гуманитарного составляет 16%, в пользу последних).
С точки зрения эстетических представлений больше половины всех студентов (57%) посчитало немаловажным, что использование электронных средств обучения увеличивает уровень наглядности, и тем самым степень привлекательности подаваемого материала. Разница в выборе данного варианта ответа составила 18% в пользу студентов Электротехнического факультета. Чуть более 30% всех участников опроса отметили, что благодаря внедрению в процесс образования информационных технологий у них повысился интерес к самому предмету. А вот в вопросе о положительном влиянии подобных средств на усвоение материала мнения молодых людей разделились: 48% гуманитариев согласны с этим утверждением, и только 12% – студентов электротехнических специальностей.
Отношение студенческой молодежи к информационным технологиям мы выявили на основе выделения ими преимуществ и недостатков данных средств обучения. Чуть более половины респондентов (52%) отметили, что применение подобных технологий вызывает у них ухудшение физического и психического здоровья (разница в процентах между студентами Электротехнического института и Гуманитарного составляет всего лишь 4%).
Равное число студентов (42%) и Электротехнического, и Гуманитарного институтов указали на возникновение проблемы, связанной с недостаточной практикой устных выступлений учащихся и формирования, формулирования у них мысли на профессиональном языке, в связи с использованием компьютерных технологий в процессе образования молодежи в высших учебных заведениях и в частности ТГУ. С появлением данной проблемы в университетах тесно связана еще одна – ограничение живого общения с преподавателем, ее обозначили 36% гуманитариев и на 12% меньше (т.е. 24%) – учащиеся Электротехнического факультета.
В остальном же мнения участников опроса разбились: так, уменьшение положительной мотивации к изучению предметов, отмечают в основном студенты электротехнических специальностей (28%). А большинство гуманитариев считает, что электронные средства общения скорее отвлекают внимание во время занятий (44%), чем снижают заинтересованность молодежи в использовании подобных технологий, из данной категории респондентов всего 10% выбрали этот вариант ответа.
Среди основных причин негативного отношения к ним 28% всех опрошенных выделили формирование у молодых людей зависимости, а так же то, что подобные средства общения отнимают много времени. 16% заметили, что компьютерные средства общения «отрывают» учащихся от реальности, а 12% – содержание в них большого количества недостоверной информации.
В
заключении, необходимо сказать, что, скорее
всего, в ближайшем будущем в образовательном
процессе будет происходить все большее
развитие и распространение электронных
средств общения. Этому, на наш взгляд,
может способствовать грамотная стратегия
финансирования данной области в образовании,
а также более глубокая подготовка персонала
для информационных технологий и управление
человеческими ресурсами.
Литература
Информация о работе Электронные средства общения в процессе современного образования