Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:30, реферат
Цели и задачи работы:
описать основные идеи общетеоретического значения
охарактеризовать основные черты теории государства и права
охарактеризовать роль эмоциональной психологии в социологии
охарактеризовать роль государства в обществе с точки зрения Л.И.Петражицкого
выяснить значение исследований Л.И.Петражицкого для социологии
Введение………………………………………………………………………..3
1. Творчество Л.И.Петражицкого…………………………………………….4
2. Методологические и философские основы теории………………………5
2.1 Элементы психики………………………………………………………...5
2.2Этические эмоции……………………………………………………....….7
3. Понятие права и его отличие от нравственности………………………..11
3.1 Виды права………………………………………………………………..11
3.2 Политика права как основная отрасли правоведения………………….14
Заключение……………………………………………………………………16
Список использованной литературы………………………………………...18
2.
Представления тех индивидов
или классов людей (напр., родителей,
детей и т. п.) или других
существ (напр., государств, городов
и т. п.), от которых требуется
известное поведение —
______________________________
1. Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с
теорией нравственности - М.: Проспект, 1999 г. - 256 с.
представления субъектов долга, обязанности.
3.
Представления
Л. И. Петражицкий выделяет два вида этических эмоций: обязанность и норма, которые в свою очередь бывают:
1. нравственные обязанности; 2. правовые или юридические обязанности.
Нравственными обязанностями автор называет такие обязанности, которые считаются свободными по отношению к другим, по которым другим ничего не принадлежит, не причитается со стороны обязанных.
Правовыми или юридическими обязанностями считаются такие обязанности, которые являются несвободными по отношению к другим, закрепленными за другими, по которым то, к чему обязана одна сторона, причитается другой стороне, как нечто ей должное.
Охарактеризованным выше двум видам обязанностей соответствуют две разновидности этических норм (императивов).
Нравственными нормами являются односторонне-обязательные, беспритязательные, чисто императивные нормы, которые устанавливают свободные по отношению к другим обязанности, авторитетно предписывают нам известное поведение, но не дают другим никакого притязания на исполнение, никаких прав. Таковы, например, нормы христианской этики, согласно которой люди обязаны по отношению к ближним к весьма многому и даже трудно исполнимому, но притязаний на исполнение этого со стороны ближних нет и не должно быть.
К
правовым или юридическим
нормам правовед относит обязательно-притязательные,
императивно-атрибутивные нормы, которые,
устанавливая обязанности для одних, закрепляют
эти обязанности за другими, дают им права,
притязания, так что по этим нормам то,
к чему обязаны одни, причитается, следует
другим, как нечто им должное, авторитетно
им предоставленное, за ними закрепленное.
3. Понятие права и его
отличие от нравственности
Понятие права охватывает с позиции Л.И. Петражицкого:
1)
все правовые нормы - императивно-атрибутивные
нормы (т.н. объективное право)
2)
все правовые обязанности - долги
одних, активно закрепленные
В своем труде правовед много времени уделяет разграничению понятий права и нравственности и выделяет их отличительные признаки:
1)
Нормы права и нормы
2)
В нравственности имеются
3)
Сознание правового долга, т.
е. вместе с тем и права
другого, оказывает более
3.1 Виды права
Л.И. Петражицкий предлагал выделять больше видов права, чем современная ему юриспруденция.
1) Позитивное право
______________________________
1. Марченко М.Н.Теория
права и государства - М.:
Зеркало, 2001 г. - 297 с.
2) Интуитивное право
Соотношение же позитивного и интуитивного права проявляется, по мнению автора, в трех областях:
1)
сфера действия исключительно
позитивного права (например, в
распорядительной сфере
2) сфера действия исключительно интуитивного права (человек выполнял вследствие возникшей двусторонней эмоции обязательства по отношению к другому человеку, которые не были зафиксированы ни в одной норме);
3)
сфера параллельного
Ставя вопрос о соотношении позитивного и интуитивного права, Л.И. Петражицкий отмечал, что интуитивное право, если оно приобретает массовое распространение, устойчивость, может ограничивать позитивное право (законодательство). Если же интуитивное право проявляется достаточно редко, его значение и влияние на позитивное право снижается [1].
Интуитивное
право, как отмечал Петражицкий,
содержит в себе тенденцию к позитивации.
«Этим объясняется отчасти
Л.И. Петражицкий выделял особый вид позитивного права - официальное право, к которому он относил нормативные акты, судебные решения. Автор называл официальное право самым эффективным видом права среди других разновидностей позитивного права.
______________________________
1,2. . Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с
теорией нравственности
- М.: Проспект, 1999 г. - 303 с.
Официальное право определяется Л.И. Петражицким как особый вид позитивного права, посредством которого государство влияет на эмоциональную сферу в прогрессивную сторону.
Но есть также, по Петражицкому, и неофициальное право, появляющееся во всех сферах жизни людей, где в их сознании возникают императивно-атрибутивные переживания. Получается, что в каждой обособленной группе людей формируется свое право наряду с официальным правом. В качестве примера неофициального права правовед приводит «детское право», складывающееся в психике детей; «разбойное право», складывающееся в психике разбойников, и т.д.
Таким образом, под неофициальным, интуитивным правом понимается существование таких обязанностей в поведении тех или иных лиц, которые не регламентируются непосредственно нормативными актами государства.
Официальное
право, по Петражицкому, представляет
собой «совершенно
Очень актуальным представляется позиция автора о том, что для развития и процветания общества официальное право должно вобрать в себя прогрессивные положения интуитивного права, прежде всего, аксиомы интуитивного порядка, выраженные в понятии «справедливость»[1].
Именно «сознание справедливости оказывает давление на разработку, толкование и применение права и является (мирно или революционно
______________________________
1. Лейст
О.Э. История политических и
правовых учений - М.: Зерцало-М, 2002 г.
- 477 с.
действующим)
фактором создания, разрушения и изменения
позитивного права» в ходе неизбежного
конфликта между позитивным правом и правом
интуитивным. Отсюда следует вывод о том,
что официальное право, нарушающее аксиомы
интуитивного права, утрачивает справедливый
и действенный характер и подлежит отмене[1].
3.2
Политика права как
особая отрасль правоведения
Л.И. Петражицкий ввел понятие «политика права», которое актуально и по сегодняшний день. Под политикой плана он понимал план постепенных государственно-правовых реформ в сфере педагогики правовых эмоций, борьбу за право, высокую юридическую культуру чиновников и простых граждан[2].
Цель политики права - служить прогрессу и усовершенствованию правопорядка путем научной, методической и систематической разработки существующих проблем. Политика права – условие гармоничного развития общества.
Основную
задачу политики права правовед видел,
прежде всего, в устранении «злокачественных»
видов как интуитивного, так и
позитивного права путем
Чрезвычайно важна одна из проблем, поставленная Петражицким при разработке идеи политики права - вопрос о правовом воспитании, о правовой
______________________________
1. Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с
теорией нравственности - М.: Проспект, 1999 г. - 364 с.
2. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений - М.: Инфра-М Норма, 1997 г. - 543 с.
педагогике. Л.И. Петражицкий выдвинул принцип целостного формирования
личности начиная с детского возраста. «Родители и воспитатели должны вообще обращать серьезнейшее внимание на развитие в детях сильной и живой правовой психологии... Притом важно развитие, так сказать, обеих сторон права, внушение прав других и их святости, сильного уважения к ним, но точно так же и собственных воспитываемых прав и уважения к ним».
Л.И. Петражицкий уделял чрезвычайно важную роль семье в области правового воспитания: «Если в семье господствует правовой хаос, самодурство, произвол, в частности, никто и ничто не внушает ребенку определенных и твердых правовых принципов, то и нет почвы для развития нормальной интуитивно-правовой психики, а получается состояние более или менее близкое к правовому идиотизму, и эвентуально, в будущем преступная психика и соответственное поведение»[1].
Воспитание посредством подавления личности ребенка, при котором ему не выделяется хотя бы малая сфера его неприкосновенных прав, небезразлично по своим правовым результатам в будущем.
Таким
образом, идея создания политики права
в работах Петражицкого, без сомнения,
носит новаторский характер. Обоснование
правовой политики как психологической
и юридической науки в тесной связи с правовой
педагогикой открыло новые рубежи в развитии
этой дисциплины, в познании и использовании
социальных функций права и не утратило
своего значения и в наше время.
______________________________
1. Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с
теорией нравственности - М.: Проспект, 1999 г. - 379 с.
В какой-то степени концепция Л.И. Петражицкого является продолжением традиций Запада. Это заключается в признании прав лица, индивидуализма в отрицательном смысле этого слова, когда закрепление прав лица и их уважение и соблюдение может вредить интересам других лиц и общества. В рамках традиций соборности, единства, гармонии личности с миром интерес к собственности, скрупулезное изучение прав одного лица в рамках учения Л.И. Петражицкого было несколько резким и несимпатичным сторонникам попыток облагородить право религиозными началами (Вл. Соловьевым, например). Обвинения Л.И. Петражицкого в индивидуализировании права и игнорировании им социальной природы права покоится на простом невнимании ученых и профессора Н.И. Палиенко, в частности, к соответствующей части учения психологического понимания права. Ведь именно из учения Л.И. Петражицкого выросла социология П.А. Сорокина. Понимание права Л.И. Петражицким было основано на понимании любви в традициях именно христианской религии.
Информация о работе «Эмоциональная» социология Л.И.Петражицкого