Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:14, контрольная работа
В практике социальной работы следует различать такие понятия, как эмпатия и симпатия. Эмпатия подразумевает активное вживание в чувства другого человека, позволяющее понимать их и испытывать самому. Симпатия дает возможность понять чувства другого человека, однако сами чувства остаются нашими собственными. Но предпосылкой к сильной эмпатии чаще всего является та или иная форма симпатии, когда человек испытывает желание понять другого.
Введение.
1. Основные понятия: профессионализм, эмпатия.
2. Эмпатия как базовый навык специалиста по социальной работе.
Заключение.
Список литературы.
Оглавление.
Введение.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
В
современных социально-
Профессиональная деятельность социального работника, независимо от
разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Действенность и эффективность социальной работы во многом определяется профессионализмом социальных работников, развитием социальной работы как профессионального вида деятельности, адекватного потребностям общества и тенденциям социального развития в мире.
Понятие "профессионализм в социальной работе" не сразу было введено в оборот и нашло применение в США и странах Западной Европы. Ещё в начале ХХ в. утверждалось, что социальная работа - это не профессия, а социальный работник - это второстепенная должность. Однако постепенно статус и социальной работы, и социального работника изменился. Авторитет этой профессии значительно повысился.
Понятие "профессионализм в социальной работе" до сих пор недостаточно раскрыто. Одни исследователи убеждены, что профессионализм - это степень овладения работником социальной службы профессиональными навыками; другие считают, что профессионализм - это профессиональная подготовка и профессиональная квалификация. Различные определения профессионализма дают как отечественные, так и зарубежные учёные. Например, в США считается, что профессиональная компетентность есть интеграция концептуальной (научной) компетентности, инструментальной компетентности (владение базовыми профессиональными навыками), интегративной компетентности (способности сочетать теорию и практику).
Топчий Л. В. предлагает следующее определение: профессионализм в социальной работе - это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижение высокого качества труда и результатов.
Профессионализм социального
работника характеризуется
Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание)
- способность человека к параллельному
переживанию тех эмоций, которые
возникают у другого человека
в процессе общения с ним. Быть в состоянии эмпатии означает
воспринимать внутренний мир другого
точно, с сохранением эмоциональных и
смысловых оттенков. Как будто становишься
этим другим, но без потери ощущения «как
будто». Так, ощущаешь радость или боль
другого, как он их ощущает, и воспринимаешь
их причины, как он их воспринимает. Но
обязательно должен оставаться оттенок
«как будто»: как будто это я радуюсь или
огорчаюсь (К. Роджерс)
Термин «эмпатия» введен Э. Титченером,
обобщившим развивавшиеся в философской
традиции идеи о симпатии с теориями чувствования
эмпатии. Клиффорда и Т. Липпса.
Слово «эмпатия» не имеет коннотаций с какими-то конкретными эмоциями (как, например, в случае со словом «сострадание») и в равной мере применяется для обозначения сопереживания любым эмоциональным состояниям. С точки зрения психологии, способность к эмпатии не считается чем-то особенным для человека. Существуют методики выявления уровня способности к эмпатии и даже отдельных аспектов этой способности. Диапазон проявления эмпатии варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика, до полного погружения в мир чувств партнера по общению. Считается, что эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека — поступков, речи, мимических реакций, жестов и так далее.
Ряд исследователей подчёркивает в эмпатии тот аспект, что эмпатирующий осознаёт, что чувства, которые он испытывает, являются отражением чувств партнёра по общению. Если этого не происходит, то такой процесс, с их точки зрения, является не эмпатией, а, скорее, идентификацией с собеседником. Именно способность понимать, что текущие чувства отражают состояние другого человека, позволяет эмпатирующему использовать эту способность для более глубокого понимания партнёра, и различать свои индивидуальные эмоции от тех, что возникли в ответ на эмоции партнёра.
Эмпатия — сопереживание. При сочувствии к состоянию клиента социальный работник, однако, не отождествляет свои переживания с переживаниями клиента.
Эффективность взаимодействия социального работника и клиента во многом зависит от эмпатического видения проблемы. По определению Российского Энциклопедического словаря, эмпатия — особый способ понимания другого человека, заключающийся в сопереживании его эмоциональному состоянию; постижение через проникновение, вчувствование в его переживания. Проявлять эмпатию — значит принимать во внимание линию поведения другого (относиться к ней сочувственно), при этом собственную линию можно строить по-своему.
Обычно выделяют два типа эмпатии:
— интеллектуальную, когда люди обмениваются мыслями друг с другом и встречают при этом понимание;
— эмоциональную, когда речь идет о чувствах, которые не обязательно могут быть выражены словами.
Для установления контакта необходимо
присутствие обоих типов
В практике социальной работы следует различать такие понятия, как эмпатия и симпатия. Эмпатия подразумевает активное вживание в чувства другого человека, позволяющее понимать их и испытывать самому. Симпатия дает возможность понять чувства другого человека, однако сами чувства остаются нашими собственными. Но предпосылкой к сильной эмпатии чаще всего является та или иная форма симпатии, когда человек испытывает желание понять другого. При этом полная идентификация, отождествление с чувствами клиента разрушают эмпатию, поэтому для социального работника очень важно сохранить собственную индивидуальность.
Испытывая симпатию, социальный работник в первую очередь руководствуется собственными ощущениями, которые проецируются на клиента без учета переживаний самого клиента. Симпатия отнюдь не означает действенного понимания другого человека. Эмпатия позволяет клиенту оставаться самостоятельной личностью с правом на собственные чувства и мысли. Чувство эмпатии не позволяет социальному работнику критически относиться к переживаниям клиента. На практике социальный работник чаще проявляет по отношению к клиенту симпатию, чем эмпатию. Причины этого заключаются в отсутствии индивидуальной способности испытывать это чувство, в индивидуальной повышенной возбудимости, в недостатке времени, знаний, в организации социального учреждения, где оплачиваются лишь видимые, практические меры. В случае недостатка эмпатии действенность общения может значительно снизиться или даже иметь отрицательный характер.
В случае если проблема уже знакома социальному работнику, он может прибегнуть к искусственной эмпатии, проявляя понимание и полагая, что именно это от него ожидается. Однако подобный тип искусственной поддержки и искусственного понимания большей частью не эффективен, так как не способствует внутреннему развитию клиента, когда необходимо задуматься и разобраться в себе самом.
Нельзя игнорировать и тот факт,
что разница в происхождении,
образовании, социальном положении
значительно затрудняет установление
контакта между клиентом и социальным
работником. Например, социальный работник,
принадлежащий к обеспеченным слоям
общества, с трудом может понять
ситуации, с которыми сталкивается
большинство социально
Эмпатия лежит в основе эффективного слушания, которое является способом активного общения, процессом активного взаимодействия с партнером. Различают:
— нерефлексивное слушание — активный процесс, требующий слушания с активным использованием невербальных средств и внимания. При этом используются такие речевые приемы, как короткие ответы и нейтральные фразы («да», «так-так» и т.д.). Применяется социальным работником в тех случаях, когда клиент эмоционально возбужден и стремится выговориться, когда ему трудно формулировать и выражать свои мысли, когда он неуверен в себе и застенчив;
— рефлективное слушание (активное) используется в случаях, когда у клиента отсутствует желание разговаривать или он чрезмерно разговорчив, а социальному работнику необходимо получить от него определенную информацию. Оно предполагает: открытые вопросы; закрытые вопросы, требующие от клиента ответов «да», «нет»; уточняющие вопросы; приемы повторения основных мыслей клиента; прием их перефразирования; прием резюмирования, заключающийся в обобщении основных мыслей клиента и его чувств. Все эти приемы направлены на развитие и укрепление взаимопонимания. При применении рефлексивного слушания необходимо обращать внимание на невербальную информацию в проявлениях невербального поведения клиента.
Техника межличностного взаимодействия с клиентом должна выстраиваться по принципам:
— психологической целесообразности, применения коммуникативных техник в зависимости от индивидуальных особенностей клиента;
— соответствия целей и задач взаимодействия актуальности и содержанию проблем клиента;
— оптимистического подхода к возможностям и силам клиента.
Особую значимость приобретают технологии взаимодействия социального работника и клиента, разработка основных этапов и возможных способов его реализации, установление контактов для выполнения совместной работы, активизация возможностей клиента для решения проблемы, стремление выразить и получить расположение, сопереживание.
Заключение.
Социальная работа имеет дело с ценностями и социальными нормами людей. В этом отношении учет норм и ценностных ориентации клиентов является необходимым условием для философских концептов социальной работы.
Ценностные ориентации в социальной работе могут выступать на межличностном уровне, если они способствуют эффективному контакту.
Одной из ценностных установок выступает эмпатия — сопереживание. Философия ценностей социальной работы связана со спецификой деятельности профессионалов в социальной сфере. В контексте общественных и личностных конфронтации, этических и ценностных разногласий социальные работники вырабатывают нормативные требования и ценностные ориентации не только для эффективной поддержки общественных связей и отношений, но и с целью помочь клиенту осуществить правильный выбор поведения, решить свои актуальные проблемы.
Список литературы:
Информация о работе Эмпатия как базовый навык специалиста по социальной работе