Эмпатия как базовый навык специалиста по социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:14, контрольная работа

Описание

В практике социальной работы следует различать такие понятия, как эмпатия и симпатия. Эмпатия подразумевает активное вживание в чувства другого человека, позволяющее понимать их и испытывать самому. Симпатия дает возможность понять чувства другого человека, однако сами чувства остаются нашими собственными. Но предпосылкой к сильной эмпатии чаще всего является та или иная форма симпатии, когда человек испытывает желание понять другого.

Содержание

Введение.
1. Основные понятия: профессионализм, эмпатия.
2. Эмпатия как базовый навык специалиста по социальной работе.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

эмпатия.docx

— 28.29 Кб (Скачать документ)

Оглавление.

Введение.

  1. Основные понятия: профессионализм, эмпатия.
  2. Эмпатия как базовый навык специалиста по социальной работе.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

    В  современных социально-экономических  условиях социальная работа как  особый вид деятельности специалистов  становится высоко актуальной. Десятки  миллионов людей (пенсионеры, инвалиды, безработные, дети-сироты, беженцы)  нуждаются в экстренной социальной  помощи и защите.

     Профессиональная деятельность социального работника, независимо от

разновидности исполняемой  работы, относится к группе профессий  с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Действенность и эффективность социальной работы во многом определяется профессионализмом социальных работников, развитием социальной работы как профессионального вида деятельности, адекватного потребностям общества и тенденциям социального развития в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные понятия: профессионализм, эмпатия.

     Понятие "профессионализм в социальной работе" не сразу было введено в оборот и нашло применение в США и странах Западной Европы. Ещё в начале ХХ в. утверждалось, что социальная работа - это не профессия, а социальный работник - это второстепенная должность. Однако постепенно статус и социальной работы, и социального работника изменился. Авторитет этой профессии значительно повысился.

     Понятие "профессионализм в социальной работе" до сих пор недостаточно раскрыто. Одни исследователи убеждены, что профессионализм - это степень овладения работником социальной службы профессиональными навыками; другие считают, что профессионализм - это профессиональная подготовка и профессиональная квалификация. Различные определения профессионализма дают как отечественные, так и зарубежные учёные. Например, в США считается, что профессиональная компетентность есть интеграция концептуальной (научной) компетентности, инструментальной компетентности (владение базовыми профессиональными навыками), интегративной компетентности (способности сочетать теорию и практику).

    Топчий Л. В. предлагает следующее определение: профессионализм в социальной работе - это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижение высокого качества труда и результатов.

Профессионализм социального  работника характеризуется наличием у него ряда профессионально значимых качеств:

  • профессионального призвания;
  • глубокой мотивации к выполнению труда в различных его модификациях;
  • духовно-нравственных качеств, склонности к работе с людьми, генетической предрасположенности к работе с человеком;
  • профессионального мастерства;
  • объективно-критического отношения к своей деятельности;
  • профессиональных знаний и профессиональных умений;
  • способности всю жизнь учиться и добиваться самореализации;
  • профессиональной гордости как социально-психологического состояния личности;
  • развитости духовно-нравственных качеств.

Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - способность человека к параллельному  переживанию тех эмоций, которые  возникают у другого человека в процессе общения с ним. Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь (К. Роджерс) 
Термин «эмпатия» введен Э. Титченером, обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями чувствования эмпатии. Клиффорда и Т. Липпса. 

Слово «эмпатия» не имеет коннотаций с какими-то конкретными эмоциями (как, например, в случае со словом «сострадание») и в равной мере применяется для обозначения сопереживания любым эмоциональным состояниям. С точки зрения психологии, способность к эмпатии не считается чем-то особенным для человека. Существуют методики выявления уровня способности к эмпатии и даже отдельных аспектов этой способности. Диапазон проявления эмпатии варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика, до полного погружения в мир чувств партнера по общению. Считается, что эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека — поступков, речи, мимических реакций, жестов и так далее.

Ряд исследователей подчёркивает в  эмпатии тот аспект, что эмпатирующий осознаёт, что чувства, которые он испытывает, являются отражением чувств партнёра по общению. Если этого не происходит, то такой процесс, с их точки зрения, является не эмпатией, а, скорее, идентификацией  с собеседником. Именно способность понимать, что текущие чувства отражают состояние другого человека, позволяет эмпатирующему использовать эту способность для более глубокого понимания партнёра, и различать свои индивидуальные эмоции от тех, что возникли в ответ на эмоции партнёра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Эмпатия как базовый навык специалиста по социальной работе.

Эмпатия — сопереживание. При сочувствии к состоянию клиента социальный работник, однако, не отождествляет свои переживания с переживаниями клиента.

Эффективность взаимодействия социального  работника и клиента во многом зависит от эмпатического видения  проблемы. По определению Российского  Энциклопедического словаря, эмпатия — особый способ понимания другого человека, заключающийся в сопереживании его эмоциональному состоянию; постижение через проникновение, вчувствование в его переживания. Проявлять эмпатию — значит принимать во внимание линию поведения другого (относиться к ней сочувственно), при этом собственную линию можно строить по-своему.

Обычно выделяют два типа эмпатии:

— интеллектуальную, когда люди обмениваются мыслями друг с другом и встречают при этом понимание;

— эмоциональную, когда речь идет о чувствах, которые не обязательно могут быть выражены словами.

Для установления контакта необходимо присутствие обоих типов эмпатии  при условии их равнозначности.

В практике социальной работы следует  различать такие понятия, как эмпатия и симпатия. Эмпатия подразумевает активное вживание в чувства другого человека, позволяющее понимать их и испытывать самому. Симпатия дает возможность понять чувства другого человека, однако сами чувства остаются нашими собственными. Но предпосылкой к сильной эмпатии чаще всего является та или иная форма симпатии, когда человек испытывает желание понять другого. При этом полная идентификация, отождествление с чувствами клиента разрушают эмпатию, поэтому для социального работника очень важно сохранить собственную индивидуальность.

Испытывая симпатию, социальный работник в первую очередь руководствуется собственными ощущениями, которые проецируются на клиента без учета переживаний самого клиента. Симпатия отнюдь не означает действенного понимания другого человека. Эмпатия позволяет клиенту оставаться самостоятельной личностью с правом на собственные чувства и мысли. Чувство эмпатии не позволяет социальному работнику критически относиться к переживаниям клиента. На практике социальный работник чаще проявляет по отношению к клиенту симпатию, чем эмпатию. Причины этого заключаются в отсутствии индивидуальной способности испытывать это чувство, в индивидуальной повышенной возбудимости, в недостатке времени, знаний, в организации социального учреждения, где оплачиваются лишь видимые, практические меры. В случае недостатка эмпатии действенность общения может значительно снизиться или даже иметь отрицательный характер.

В случае если проблема уже знакома  социальному работнику, он может  прибегнуть к искусственной эмпатии, проявляя понимание и полагая, что  именно это от него ожидается. Однако подобный тип искусственной поддержки  и искусственного понимания большей  частью не эффективен, так как не способствует внутреннему развитию клиента, когда необходимо задуматься и разобраться в себе самом.

Нельзя игнорировать и тот факт, что разница в происхождении, образовании, социальном положении  значительно затрудняет установление контакта между клиентом и социальным работником. Например, социальный работник, принадлежащий к обеспеченным слоям  общества, с трудом может понять ситуации, с которыми сталкивается большинство социально неблагополучных  семей, живущих в нищете. При первой встрече это очень сложно, но в  процессе общения с клиентом возникает  реальная возможность понять его  как бы изнутри, исходя из его собственной  истории. Эмпатия предполагает понимание любого переживаемого другим человеком чувства как положительного, так и отрицательного.

Эмпатия лежит в основе эффективного слушания, которое является способом активного общения, процессом активного взаимодействия с партнером. Различают:

— нерефлексивное слушание — активный процесс, требующий слушания с активным использованием невербальных средств и внимания. При этом используются такие речевые приемы, как короткие ответы и нейтральные фразы («да», «так-так» и т.д.). Применяется социальным работником в тех случаях, когда клиент эмоционально возбужден и стремится выговориться, когда ему трудно формулировать и выражать свои мысли, когда он неуверен в себе и застенчив;

— рефлективное слушание (активное) используется в случаях, когда у клиента отсутствует желание разговаривать или он чрезмерно разговорчив, а социальному работнику необходимо получить от него определенную информацию. Оно предполагает: открытые вопросы; закрытые вопросы, требующие от клиента ответов «да», «нет»; уточняющие вопросы; приемы повторения основных мыслей клиента; прием их перефразирования; прием резюмирования, заключающийся в обобщении основных мыслей клиента и его чувств. Все эти приемы направлены на развитие и укрепление взаимопонимания. При применении рефлексивного слушания необходимо обращать внимание на невербальную информацию в проявлениях невербального поведения клиента.

Техника межличностного взаимодействия с клиентом должна выстраиваться  по принципам:

— психологической целесообразности, применения коммуникативных техник в зависимости от индивидуальных особенностей клиента;

— соответствия целей и задач взаимодействия актуальности и содержанию проблем клиента;

— оптимистического подхода к возможностям и силам клиента.

Особую значимость приобретают  технологии взаимодействия социального  работника и клиента, разработка основных этапов и возможных способов его реализации, установление контактов  для выполнения совместной работы, активизация возможностей клиента для решения проблемы, стремление выразить и получить расположение, сопереживание.

 

Заключение.

Социальная  работа имеет дело с ценностями и  социальными нормами людей. В  этом отношении учет норм и ценностных ориентации клиентов является необходимым  условием для философских концептов  социальной работы.

Ценностные  ориентации в социальной работе могут  выступать на межличностном уровне, если они способствуют эффективному контакту.

Одной из ценностных установок выступает эмпатия — сопереживание. Философия ценностей социальной работы связана со спецификой деятельности профессионалов в социальной сфере. В контексте общественных и личностных конфронтации, этических и ценностных разногласий социальные работники вырабатывают нормативные требования и ценностные ориентации не только для эффективной поддержки общественных связей и отношений, но и с целью помочь клиенту осуществить правильный выбор поведения, решить свои актуальные проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Фирсов М.В. Теоретические основы социальной работы. — М., 1997.

 

  1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.,1990
  2. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д.Павленок. — М., 1997.
  3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М.,1994.
  4. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы// Российский журнал социальной работы.– 1995.– №1.– стр. 25-32.

Информация о работе Эмпатия как базовый навык специалиста по социальной работе