Эмпирическая социология Эмиля Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 20:46, реферат

Описание

Любая наука, достигшая известной степени зрелости, дифференцирована и состоит из ряда отраслей или отдельных научных дисциплин. Так обстоит дело и в социологии. В ней существуют такие области знания, как теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социологии; социология глобальных обществ, больших и малых групп; социология различных институтов и сфер социальной жизни: морали, права, политик, семьи, средств массовой коммуникации и т.д. К числу таких относительно самостоятельных научных дисциплин принадлежит и история социологии.

Содержание

Содержание……………………………………………………………………………………………………… 2

Введение ……………………………………………………………………………………………………………3

Социология Эмиля Дюркгейма………………………………………………………………4

Биография Эмиля Дюркгейма…………………………………………………………………4

Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии……………………………………………………………………………………………………………………6

«Социологизм» как Философское обоснование социологии…………………………………………………………………………………………………………………11

Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами обществ (по С. Люксу)………………………… 18

Заключение………………………………………………………………………………………………………23

Список литературы……………………………………………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

Социология Алексею.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  культуры Российской Федерации

Тамбовский  филиал

Московского государственного университета культуры и искусств 
 
 
 

             Кафедра гуманитарных дисциплин 
         

               Алексей Викторович  Воробьев 
           

     Рерферат:”Основные  положения социологии Эмиля Дюркгейма” 
 
 
 
 
 
 

                   Студент группы 3 И

                   заочного отделения

                       Научный руководитель:

                   Сергеев Юрий Анатольевич 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

               Тамбов  2011    

               Содержание

     Содержание……………………………………………………………………………………………………… 2

     Введение ……………………………………………………………………………………………………………3

     Социология  Эмиля Дюркгейма………………………………………………………………4

     Биография Эмиля Дюркгейма…………………………………………………………………4

     Интеллектуальные  истоки дюркгеймовской социологии……………………………………………………………………………………………………………………6

     «Социологизм» как Философское обоснование социологии…………………………………………………………………………………………………………………11

     Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами обществ (по С. Люксу)………………………… 18

     Заключение………………………………………………………………………………………………………23

     Список литературы……………………………………………………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Введение 

     Любая наука, достигшая известной степени  зрелости, дифференцирована и состоит  из ряда отраслей или отдельных научных дисциплин. Так обстоит дело и в социологии. В ней существуют такие области знания, как теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социологии; социология глобальных обществ, больших и малых групп; социология различных институтов и сфер социальной жизни: морали, права, политик, семьи, средств массовой коммуникации и т.д. К числу таких относительно самостоятельных научных дисциплин принадлежит и история социологии.

     В чем заключаются задачи этой дисциплины? Известно, что всякая история отвечает, в сущности, на пять вопросов: Что было? Где было? Когда было? При каких обстоятельствах? Почему?

     Применительно к истории социологии ответить на эти вопросы – значит дать представление  о том, что думали ученые определенных стран и эпох об обществе, о путях его изучения, а также о том, в каких условиях они об этом думали и почему они думали так, а не иначе. Иными словами, задача историка социологии – просто рассказать, «как было дело» в рассматриваемой им науке.

     Задача  эта, однако, отнюдь не просто. Даже ответ на первый из перечисленных вопросов: «Что было?» - требует решения ряда проблем. Как определить, что относится к этой науке, что – к другой, а что вообще к науке не относится? Какие имена, школы, направления, понятия, теории, методы наиболее важны и, следовательно, должны присутствовать в истории социологии, а какие нет?

     Основополагающую  роль в развитии науки, в частности  социологии, играет личность ученого. Поэтому значительное место в  истории социологии занимает изучение комплекса факторов, связанных с этой личностью. К ним относятся особенности его биографии, психологические черты, ценностные ориентации и т.д. Разумеется, главное в истории социологии – логика самого познавательного процесса, а не обстоятельства жизни и свойства личности того или иного социолога. Но и без знания отмеченных обстоятельств и свойств эту логику часто трудно или невозможно понять.

     Английский  философ А.Уайтхед утверждал, что  наука, которая не может забыть своих  основателей, погибла. Этим он хотел  подчеркнуть, что наука не может заниматься повторением старых истин, что она всегда представляет собой творчество, в результате которого рождается новое знание. Безусловно, это так. Но наука, забывшая своих основателей, также обречена на гибель. Вот почему она нуждается в собственной истории, которая является своего рода биографией, коллективной памятью науки.

     История социологии – это коллективная память науки об обществе. Амнезия, потеря памяти, означал бы, что эта наука  прекратила свое существование или  «впала в детство». История в социологии составляет один из важнейших элементов ее научного, профессионального сознания. 

           Социология  Эмиля Дюркгейма 

               Биография 

     Одним из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания был Эмиль Дюркгейм. Он родился  15 апреля 1858 года в Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущего автора социологической теории религии готовили к религиозному поприщу его предков, обучая древнееврейскому языку, Торе и Талмуду. Однако он довольно рано отказался продолжить семейную традицию. Биографы Дюркгейма отмечают, что определенное влияние на это решение оказала его школьная учительница-католичка. Короткое время он испытывал склонность к католицизму мистического толка. Можно предположить, что здесь сказалось воздействие и более общих причин: разложения некогда замкнутой (изнутри и снаружи) еврейской общины и развития ассимиляционных процессов; это, в свою очередь, было связано с ослаблением религиозной нетерпимости и процессами секуляризации во французском обществе в целом. Но и католиком Дюркгейм не стал, так же, впрочем, как и атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком: Постоянно подчеркивая важную социальную и нравственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще и социальную науку - в частности.

     В 1879 г. Дюркгейм с третьей попытки  поступил в Высшую Нормальную школу  в Париже, где одновременно с ним  учились, в частности, знаменитый философ  Анри Бергсон и выдающийся деятель  социалистического движения Жан Жорес, с которым Дюркгейм поддерживал дружеские отношения. Из профессоров Нормальной школы наибольшее влияние на формирование взглядов будущего социолога оказали видные ученые: историк Фюстель де Куланж и философ Эмиль Бутру. Среди студентов Дюркгейм пользовался большим уважением и выделялся серьезностью, ранней зрелостью мысли и любовью к теоретическим спорам, за что товарищи прозвали его «метафизиком»

     Окончив в 1882 г. Нормальную школу, Дюркгейм в  течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885-1886 гг. он побывал в научной командировке в Германии, где познакомился с состоянием исследований и преподавания философии и социальных наук. Особенно сильное впечатление на него произвело знакомство с выдающимся психологом и философом В. Вундтом, основателем первой в мире лаборатории экспериментальной психологии.

     В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем «социальной науки и педагогики»  на филологическом факультете Бордоского университета. Там же в 1896 г. он возглавил  кафедру «социальной науки» - по существу, первую кафедру социологии во Франции.

     С 1898 по 1913 г. Дюркгейм руководил изданием журнала «Социологический ежегодник» (было издано 12 томов журнала). Сотрудники журнала, приверженцы дюркгеймовских идей, образовали научную школу, получившую название «Французская социологическая школа». Деятельность этого научного коллектива занимала ведущее место во французской социологии вплоть до конца 30-х годов.

     С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру «науки о  воспитании», впоследствии переименованную в кафедру «науки о воспитании и социологии». Ею преподавательская деятельность была весьма интенсивной, и многие его научные работы родились из лекционных курсов. Дюркгейм был блестящим оратором, и его лекции пользовались большим успехом. Они отличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же время носили характер своего рода социологических проповедей.

     Профессиональная  деятельность занимала главное место  в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях. Многие его последователи участвовали в социалистическом движении, и сам он симпатизировал реформистскому социализму жоресовского толка. Вместе с тем Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.

     Будучи  человеком долга, прежде всего, Дюркгейм постоянно стремился соединять  в своей собственной жизни принципы профессиональной и гражданской этики, которые послужили одним из главных и излюбленных предметов его научных исследований и преподавания. Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима Второй Империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской Коммуны. В связи с этим он активно выступал против сторонников возрождения монархии и приверженнее «сильной власти», против реакционных клерикалов и националистов, отстаивая необходимость национального согласия на республиканских, светских и рационалистических принципах, на основе которых во Франции сформировалась Третья республика.

     Первая  мировая война нанесла тяжелый  удар, но Французской социологической  школе, поставив под вопрос общий  оптимистический настрой социологии Дюркгейма. Некоторые видные сотрудники школы погибли на фронтах воины. Погиб и сын основателя школы Андре, блестящий молодой лингвист и социолог, в котором отец видел продолжателя своего дела. Смерть сына ускорила кончину отца. Эмиль Дюркгейм скончался 15 ноября 1917 г. в Фонтенбло под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного. 

     Интеллектуальные  истоки дюркгеймовской социологии

     Из  наиболее удаленных во времени интеллектуальных предшественников Дюркгейма следует  отметить, прежде всего, трех его соотечественников: Декарта, Монтескье и Руссо.

     Дюркгейм  был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская национальная традиция, начало которой положил Декарт. «Манифест» дюркгеймовской социологии, книга «Правила социологического метода» (в рус. пер. - «Метод социологии»), удивительным образом перекликается с «Рассуждением о методе» Декарта. Оба труда объединяет одна цель: найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от личных склонностей, общепринятых мнений и общественных предрассудков всякого рода. У Декарта мы встречаем само понятие «правила метода», вынесенное Дюркгеймом в заглавие его основного методологического труда; именно этим «правилам» посвящена вторая часть «Рассуждения о методе».

     Другого своего великого соотечественника, Ш. Монтескье, сам Дюркгейм считал главным предтечей научной социологии. Именно у Монтескье он обнаружил идеи, обосновывающие самое возможность существования социальной науки, прежде всего, идеи детерминизма и внутренней законообразности в развитии социальных явлений, а также сочетание описания и рационального объяснения этих явлений. Ж.-Ж. Руссо с его понятиями общей воли и гражданской религии Дюркгейм также рассматривал в качестве предшественника социологии, способствовавшего развитию представления о природе социальной реальности.

     Из  более поздних предшественников дюркгеймовской социологии следует  указать на А. Сен-Симона и, конечно, на его ученика и последователя  О. Конта. Сам Дюркгейм подчеркивал, что Сен-Симон первым сформулировал  идею социальной науки, однако, он скорее разработал обширную программу этой науки, чем попытался осуществить ее в более или менее систематической форме. И хотя, по Дюркгейму, в определенном смысле все основные идеи контовской социологии обнаруживаются уже у Сен-Симона, тем не менее, именно Конт приступил к осуществлению программы создания социальной науки.

Информация о работе Эмпирическая социология Эмиля Дюркгейма