Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:32, доклад
В работе рассмотрена эпоха просвещения как период созревания идей, подготовивших французскую революцию и отличавшихся решительным отказом от традиционных способов мышления и социальной организации, а также стремлением заменить их абсолютной верой в способность человеческого разума определять общественную практику.
Эпоха просвещения - период созревания идей, подготовивших французскую революцию и отличавшихся решительным отказом от традиционных способов мышления и социальной организации, а также стремлением заменить их абсолютной верой в способность человеческого разума определять общественную практику. Эпоха представлена многими мыслителями и философами. Среди них Вольтер (1694—1778), Монтескье, Гольбах (1723-1889), Гельвеции (1715—1771), Дидро (1719-1784) и РУССО. Это движение не ограничивалось только Францией, охватив многих мыслителей других стран, включая членов так называемого шотландского просвещения — Адама Фергюсона и Джона Миллара, чьи труды отличались социологическим подходом. Несмотря на общее согласие относительно значения разума в деяниях человека, в их взглядах имелись существенные различия: Вольтер популяризировал английские либеральные доктрины естественного права; Гольбах и Гельвеции развили эти доктрины далее и приводили доводы в пользу утилитаризма и представительного правительства; Теория общественного договора Руссо привела к целостным концепциям государства и общества, воплощенным Французской революцией. При всех различиях социальные теории эпохи Просвещения объединяют следующие основные идеи: признание свободы человека как неотъемлемого естественного права; необходимость использования научного знания для просвещения людей и совершенствования общества; критика метафизического мышления в философии, умозрительных конструкций относительно человека и общества в философии .при разработке социальных теорий, опирающихся на опыт и эксперимент. Как видно, социологические воззрения ранних и непосредственных предшественников социологической науки содержат немало ценных идей.
Сегодня, оглядываясь назад, во многих идеях эпохи Просвещения можно заметить поверхностность и недостаточную обоснованность исследований, сводящихся к чрезмерной вере в человеческий прогресс и окончательную победу разума. Тем не менее в то время произошел окончательный и решительный разрыв между традиционной и современной мыслью, между традиционными и современными формами социальной организации.