Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:59, реферат
В последние годы неуклонно возрастает влияние социологии на общественные процессы. Изучая все многообразие явлений социальности — социальные взаимодействия, социальные конфликты, социальный контроль и социальные организации. А на каждой стадии этого изучения социолог может дать свое видение и истолкование социальных процессов, на которое затем будут опираться другие исследователи. От точности и объективности предоставленной социологом информации во многом зависит успех социальных преобразований, возможность погашения социальных конфликтов, сохранения социальной стабильности. Нравственная позиция социолога-профессионала во многом зависит от степени усвоения им основ профессиональной этики, дающей четкие моральные ориентиры профессиональной деятельность.
Введение3
Глава 1. Историко-теоретическая часть.3
Глава 2.Этика и исследовательская культура социолога.4
Глава 3. Профессиональный кодекс социолога.15
Заключение.17
Список литературы.18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова»
КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
Студентки группы 412 курса ЭМФ
Тема № 9:
«Этика и исследовательская культура социолога».
Реферат проверил:
Доцент кафедры политологии и социологии,
Кандидат философских наук
Н.А. Мухин
Москва 2012.
Оглавление
Введение3
Глава 1. Историко-теоретическая часть.3
Глава 2.Этика и исследовательская культура социолога.4
Глава 3. Профессиональный кодекс социолога.15
Заключение.17
Список литературы.18
Введение.
В последние годы неуклонно возрастает влияние социологии на общественные процессы. Изучая все многообразие явлений социальности — социальные взаимодействия, социальные конфликты, социальный контроль и социальные организации. А на каждой стадии этого изучения социолог может дать свое видение и истолкование социальных процессов, на которое затем будут опираться другие исследователи. От точности и объективности предоставленной социологом информации во многом зависит успех социальных преобразований, возможность погашения социальных конфликтов, сохранения социальной стабильности. Нравственная позиция социолога-профессионала во многом зависит от степени усвоения им основ профессиональной этики, дающей четкие моральные ориентиры профессиональной деятельность.
Актуальность и необходимость разработки курса основ профессиональной этики социолога обусловлена также все более возрастающей ролью профессиональной морали в жизни современного общества. Необходимость повышенных моральных требований, а значит и создания профессиональных моральных кодексов, проявляется прежде всего в тех областях деятельности человека, которые непосредственно связаны с воспитанием и удовлетворением потребностей личности. Именно к такой деятельности относится профессиональная деятельность социолога, призванного способствовать не только развитию общественных процессов, но и самосовершенствованию личности. 1
Глава 1. Историко-теоретическая часть.
Профессиональная этика – это вид прикладного знания, фиксирующий повышенные поведенческие нормы и требования, вытекающие из особенностей той или иной профессии. Под словом «профессия» (от лат. professio – официально указанное занятие, специальность) понимают род трудовой деятельности, занятий, требующих особой подготовки и являющихся источником существования. Те профессии, источником существования которых является не заработная плата, а гонорар, называют свободными (труд художников, музыкантов, писателей и др.). Любая профессия объединяет людей, имеющих особые интересы, специфические теоретические знания, определённые практические навыки, необходимые для выполнения их трудовой деятельности. Поэтому для регулирования взаимоотношений внутри профессиональной группы, между профессиональной группой и обществом, между профессиональной группой и теми людьми, на которых направлена их деятельность, существует необходимость в профессиональных кодексах («писаных и не писаных»).
Понятие «профессиональная этика» в узком смысле слова является обозначением профессиональных моральных кодексов. В настоящее время этические кодексы созданы для многих профессий: врача, педагога, юриста, военнослужащего, социального работника. Для некоторых профессий создаются международные этические кодексы. Так, например, для работников музеев, сотрудников Красного Креста, социальных работников. Создание моральных кодексов обусловлено тем, что перед специалистами часто встают вопросы, которые невозможно решить, опираясь только на профессиональные знания. Профессионализм без нравственных критериев может быть для общества и отдельного человека опасным. Нормы профессиональной морали в процессе их созидания имеют целью регламентировать, рационально обосновать, сделать «технологически целесообразными» моральные стороны профессиональной деятельности.
Однако часто отдельные положения моральных кодексов создаются под воздействием заинтересованных организаций, объединений. Это обстоятельство несёт опасность подмены моральных кодексов вне моральными инструкциями, уставами. Избежать этих трудностей возможно лишь в том случае, если моральные кодексы создаются в тесном единстве с общей моральной системой. Моральные кодексы в конкретизированной форме должны воплощать (применительно к данной профессии) общечеловеческие принципы морали. Поэтому о профессиональной этике в широком смысле слова можно говорить как о философской науке.
Профессиональная этика не вводит новые принципы морали, а «приспосабливает» уже известные принципы к специфическим видам профессиональной деятельности. Профессиональная этика помогает следовать моральным ценностям, реализовывать дух профессиональной деятельности. Уместно в этой связи заметить, что, несмотря на специфические черты профессиональной морали, в ней находят выражение принципы трудовой морали и общечеловеческой. В силу этого обстоятельства профессиональная нравственная характеристика человека не может ограничиваться отношениями сугубо профессионального свойства, а должна рассматриваться под углом зрения места и роли каждой профессии в жизни общества.
Хотя возникновение отдельных профессиональных кодексов можно обнаружить в «глубине веков», формирование профессиональной этики как особой науки происходит последние 40–50 лет. Длительная увлечённость абстрактным анализом этических понятий уводила философов долгое время от обыденной моральной повседневности. Однако последние 10–20 лет процесс формирования профессиональной этики становится более интенсивным. Ориентация на абстрактную теорию морали сменяется интересом к прикладным отраслям этики: педагогической, медицинской, экологической, юридической, этике науки, этике социальной работы и др.2
Глава 2.Этика и исследовательская культура социолога.
1. Организация профессиональной
деятельности и трудовые
1.1. Профессиональная деятельность
социолога (исследования, преподавание,
консультирование, экспертиза, предоставление
услуг, публичные выступления)
осуществляется исключительно
1.2. Поступая на работу, социолог
предоставляет работодателю
1.3. Социолог ответственен за
моральную атмосферу и
1.4. В процессе работы, а также
при принятии на работу и
увольнении социолог, выполняющий
функции руководителя, отстаивает
справедливое отношение ко
1.5. Выступая в роли руководителя
исследовательского коллектива (постоянного
или временного), социолог при
принятии на работу
1.6. Социолог не дает задание
своим подчиненным,
1.7. Никакие соображения
1.8. Социолог воздерживается от
деятельности, если его личные
обстоятельства могут повлиять
на профессиональную работу
1.9. При подаче заявок на гранты
социолог обязан сохранять
2. Научно-исследовательская
2.1. Социолог считает своим
2.2. Социолог приступает к
2.3. В любом виде деятельности,
связанном с выполнением
2.4. Социолог проявляет научную
честность и корректность в
оценке своего исследования, четко
осознавая и ссылаясь на вклад
предшественников, коллег и подчиненных
в теоретические основания,
2.5. Социолог несет личную
2.6. Социолог не допускает того,
чтобы при анализе социальных
проблем его личные интересы
и другие посторонние влияния
препятствовали установлению
2.7. Руководствуясь идеалом
2.8. Социолог должен четко
2.9. Социолог принимает меры для
защиты прав и благополучия
участников исследования и
2.10. Социолог ответственен за
этичное проведение
2.11. Социолог не допускает
2.12. Социолог, проводящий исследование,
должен получать согласие от
участников исследования: 1) когда
данные собираются от
2.13. Социолог должен получать
согласие участников
2.14. Социолог информирует
2.15. Социолог информирует
2.16. Социолог никогда не
Информация о работе Этика и исследовательская культура социолога