Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 11:40, контрольная работа
Современное социогуманитарное знание характеризуется качественным ускорением прогресса в сфере уточнения и выработки новой социологической парадигмы. Вызвано это целым комплексом причин. Кризис марксизма-ленинизма как идеологии социалистического общества, низвержение исторического материализма как общей социологической теории способствовали появление множества социологических школ и направлений.
4. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И МАЛАЯ ГРУППА.
Семья - это основанное на браке или родстве объединение людей, общественный механизм воспроизводства человека Семья представляет собой малую группу, основанную на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Поскольку семья получает моральную и правовую санкцию, общественную и государственную поддержку, она выступает и как социальный институт. Когда говорят о семье как о социальном институте, то интерес представляет не конкретная семья, а образцы семейного поведения, ролевые отношения, специфика формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений. Социологи анализируют семью как социальный институт в тех случаях, когда необходимо выяснить насколько ее функционирование соответствует общественным потребностям, как меняются семейные нормы и ценности в различных типах культуры, каким образом происходит социальное регулирование отношений между членами семьи.
Как малая социальная группа, семья чаще всего рассматривается в тех случаях, когда изучается конкретная семья, исследуются реальные отношения между ее членами или ее внутренние связи. Исследователей интересуют цели, структура, состав семьи, семейные нормы и ценности, отношения членов семьи, выполнение основных функций её членами.
Основу семьи составляет брак. Брак - это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной. К настоящему времени наиболее распространены два типа брака: моногамия (единобрачие) - брак между одним мужчиной и одной женщиной; полигамия - многобрачие (многоженство или многомужество). Брачный союз обычно утверждается через социально-одобренную церемонию, которая, как правило, включает в себя и юридическое оформление брака. Это налагает определенные обязательства на супругов, так как заключение брака - есть признание социальной зрелости вступивших в него, готовности к выполнению супружеских обязательств, содержанию и воспитанию детей. Брачный союз налагает определенные обязательства и на государство, его санкционирующее. Проблемы брачно-семейных отношений во многом определяют социальную, экономическую и культурную политику государства.
Совокупность отношений между членами семьи (её структуру) можно анализировать по разным основаниям. По родственной структуре семья может быть: нуклеарной (супружеская пара с детьми) и расширенной (в неё также входит кто-либо из родственников супругов, проживающий с ними).
По структуре распределения власти между супругами выделяют семьи, в которых главные решения единолично принимает один из супругов, и эгалитарные, в которых жизненно важные решения принимаются супругами совместно. По месту жительства различают семьи патрилокальные (супруги живут в семье родителей мужа, ведут с ними одно домохозяйство), матрилокальные (супруги живут в семье родителей жены) и неолокальные (супруги живут отдельно от родителей).
Семья выполняет определенные функции, отражающие как социальную значимость семьи, так и ее индивидуальные потребности в различных сферах. В репродуктивной сфере она поддерживает биологическое воспроизводство общества и удовлетворяет потребность в детях; в воспитательной - осуществляет социализацию, создавая собственную культурную среду в рамках культуры общества; в социально-экономической - охраняет физическое здоровье, обеспечивает материальными средствами и хозяйственно-бытовыми услугами своих членов; в социально-статусной - воспроизводит социальную структуру и удовлетворяет потребности в социальном продвижении.
Перед семьей в последние годы возникло множество социальных проблем. К их числу относятся, например, низкая рождаемость, высокий уровень разводов, рост числа неполных семей. Вместе с тем, объективно, в жизнедеятельности семьи возрастает значение функций, связанных с духовным общением, взаимопомощью супругов, родителей и детей.
Функционирование семьи обусловлено ее включённостью в различного рода большие группы, в том числе в социально-территориальные общности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, кратко рассмотрен вопрос о дефиниции понятия «социальная группа». Понятие социальной группы обобщает сущностные характеристики коллективных субъектов общественных связей, взаимодействий и отношений, основные структурные единицы общества. Российский социолог Г. С. Антипова определяет социальную группу как совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Из этого следует, что Р. Мертон выделяет в социальной группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство.
Также было рассмотрено формирование социальных групп, их основные черты: 1) устойчивое взаимодействие, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени; 2) относительно высокая степень сплоченности; 3) отчетливо выражена однородность состава, то есть наличие признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу; 4) вхождение в более широкие общности в качестве структурных образований.
Очень кратко изложены основные положения теорий «социального обмена» и «символического интеракционизма», которые позволяют исследовать процессы социального взаимодействия в группах; показана классификация социальных групп; рассмотрена семья как малая группа и социальный институт.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
2. Западно-европейская социология XIX-нач. XX веков / Под ред. В. И. Добренькова. М., 1996.
3. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. Теоретический и прикладной аспекты. М., 1991.
4. Основы социологии: Курс лекций в 2 ч. / Под ред. А. Г. Эфендиева. М., 1994.
5. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. М., 1997.
6. Социология. Хрестоматия / Под ред. А. И. Кравченко. М., 1997.
7. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.
8. Blau P. Exchange and Power in Social Life. N. Y., 1964.
9. Blau P., Scott W. Formal Organizations. L., 1979.
10. Blumer H. Symbolic Interactionism – Perspective or Method. N. Y., 1969.
11. Homans G. Contemporary Theory in Sociology // Handbook of modem sociology. Chicago, 1969.
12. Homans G. The Human Group. N. Y.: Free Press, 1951.
13. Merton R. Social Theory and Social Structure. Glencoe, 1968.
[1]Merton R. Social Theory and Social Structure. Glencoe, 1968.
[2]Homans G. Contemporary Theory in Sociology // Handbook of modem sociology. Chicago, 1969.
[3]Blau P. Exchange and Power in Social Life. N. Y., 1964.
[4]Blumer H. Symbolic Interactionism – Perspective or Method. N. Y., 1969.