Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:42, реферат
В научной литературе длительное время сосуществуют две традиции. По одной из них основными элементами общественного строения признаются классы. Эта линия обычно связывается с марксизмом. Однако ее понятийный аппарат используется и вне марксистского направления. Сторонники классовой теории подчеркивают, что социальная структура не охватывает все важные аспекты общественной жизни. По их мнению, превалирующие в обществе ценности, культурные традиции, общественные институты не являются частями социальной структуры. Последняя связана лишь с дифференциацией между людьми.
Введение
1.Теория развития общества
2.Классы в современном обществе
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Введение
В научной литературе длительное время сосуществуют две традиции. По одной из них основными элементами общественного строения признаются классы. Эта линия обычно связывается с марксизмом. Однако ее понятийный аппарат используется и вне марксистского направления. Сторонники классовой теории подчеркивают, что социальная структура не охватывает все важные аспекты общественной жизни. По их мнению, превалирующие в обществе ценности, культурные традиции, общественные институты не являются частями социальной структуры. Последняя связана лишь с дифференциацией между людьми. При этом внимание исследователей направлено не на род занятий индивидов, а на различия их в профессиональных позициях; не на доходы индивидов, а на распределение доходов в обществе, которое отражает неравенство между людьми. Теоретической целью при этом объявляется надобность объяснения форм и степени социальной дифференциации и их значение для социальной интеграции и социальных изменений.
При рабстве, а также в сословном и кастовом обществе люди точно знали свое место. Оно определялось чем-то, что не зависело от них самих – религией, законом, обычаем. Поэтому в таких обществах статус называется приписываемым.
Сложнее дело обстоит в классовом обществе. Никто заранее не определяет, к какому классу вы принадлежите. Вы интуитивно это ощущаете это сами и стараетесь вести себя в соответствии со своим социальным положением. Иногда вам помогают ученые, организующие статистический учет населения или выясняющие особенности социальной структуры. Теперь и я попытаюсь ответить на вопросы что такое класс, по каким критериям я могу отнести человека к тому или иному классу, какую роль имеет классовая структуры общества.
1.Теория
развития общества
Обобщенная теория развития общества рассматривает социальное развитие двояко: «1) как процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или отдельных ее компонентах – социальных отношениях, социальных институтах, социально-групповых и социально-организационных структурах; 2) как совокупность экономических, социальных, политических, духовных процессов, развертывающихся в обществе».
В основе теорий развития общества лежат циклическая или линейная модели социального развития. Циклическая модель предполагает последовательное прохождение обществом в своем развитии одних и тех же циклов с постоянным возвращением в исходный пункт движения. Линейная модель социального развития, исходя из идеи поступательного развития общества, допускает неповторяемость событий, участие сознательного фактора в социальном развитии и наличие постоянно открытой исторической перспективы. Известны эволюционные и революционные теории развития общества. Кроме того, Новикова С.С. отмечает: «Теория изменений, состоит из теории социального прогресса и различных концепций, изучающих регресс».
Создатель социологии О. Конт полагал, что социальное развитие обусловлено развитием человеческого мышления. Он предложил эволюционную схему социального развития, включающую три стадии:
1)теологическую (господство массовой веры в сверхъестественное);
2)метафизическую
(преобладание абстрактных, но
фантастических моделей
3)позитивную
(доминирование научного
В дальнейшем социальное развитие связывалось с действием идей, религий, технологий, социальных конфликтов, противоречий между производительными силами и производственными отношениями, функциональных потребностей в интеграции и адаптации. Например, согласно К. Марксу, социальное развитие связано, в первую очередь, с развитием экономическим, в основе которого лежат внедрение новых технологий, изобретений, приводящих к уменьшению стоимости продукции и одновременному усилению конкуренции между капиталистами. «Как отмечал К. Маркс, самая важная причина социального сдвига – конкуренция среди капиталистов. Каждый раз внедрение нового изобретения, устройства или процесса способствует снижению стоимости производства». Рабочего лучше заменить машиной ради увеличения прибавочной стоимости. Таким образом, углубляется противоречие между производительными силами и производственными отношениями, что приводит к самоуничтожению капиталистического способа производства, а вместе с ним и соответствующих социальных отношений и структур.
Теория культурного блага, основные положения которой были сформулированы У.Ф. Огборном в 1922 году, подразделяя культуру на материальную или нематериальную (адаптивную), говорит о том, что «адаптивная культура обычно изменяется медленнее, чем материальная». Подобный лаг заставляет развиваться социальные отношения.
Теория
социального конфликта Ч.Р. Миллса
гласит, что «в основе развития общества
лежит конфликт, а не конформность,
согласие, интеграция. Общество всегда
находится в состоянии
В современной социологии большое распространение получила теория поступательного развития общества, проходящего, согласно А. Турену, три основные стадии:
1)доиндустриальную;
2)индустриальную;
3)постиндустриальную.
В
последней четверти XX века в науку
вошли и стали популярным инструментом
анализа и социального
Все они строили свою логику размышлений о современности, исходя из признания автономности развития разных сфер общества: экономики, политики и культуры. А поскольку такая научная позиция не требовала соединения в одной модели всех наблюдаемых соответствий в жизни общества, поскольку каждая область социального развития имеет свои собственные причины и механизмы, они выявляли реальные изменения в строении и функционировании современного общества.
Теоретики
глобализации современного общества связывают
социальное развитие технологических
лидеров с их экономической, политической
и культурной экспансией. И. Валлерштайн
в своей теоретической
Если обратиться к концепции Н. Лумана, то «коммуникативное общество» на постсовременном этапе развития в силу объективных причин начинает терять мобилизационные возможности и собственную идентичность. «Проходя в своей эволюции этапы сегментации, стратификации и функциональной дифференциации, общество, в конце концов, переживает состояние автономизации всех своих важнейших систем. Хозяйство, политика, право, наука, религия начинают воспроизводиться по своим собственным законам, что делает развитие общественной системы бессвязным, несогласованным и дисгармоничным. Такой «рассыпающийся» мир не может регулироваться общими культурными нормами, как считал, например, Т. Парсонс, он строится на «акциях» и «интеракциях» (событиях и простейших социальных системах, с точки зрения Н. Лумана), которые возникают благодаря согласованию, здесь и сейчас, взаимодействующих субъектов». Поскольку «общество» Лумана состоит из «коммуникаций», комплексы которых самовоспроизводятся и самоосознаются как соотнесенные к самим себе, люди играют в нем фоновую, контекстуальную роль. В процессе социальной эволюции общества происходят такие изменения, как деление социальных систем и отдаление их от непосредственного межличностного общения. Это может быть описано как автономизация разных сфер общественной жизни и опустошение смысла, нарастание абстрактности общества. Если на более ранних ступенях своего развития оно представляло более целостную систему и могло идентифицировать себя как государство – при приоритете политической сферы, или рыночное общество - развитое, развивающееся, слаборазвитое – при приоритете экономической сферы, то теперь оно превратилось в чистую возможность коммуникации, повсеместного социального взаимодействия – мировое общество. Но вместе с ним приходит и свобода от соединяющей людей культуры: общих символов, правил поведения, нравственных норм, духовных ценностей. Как отметили социологи-прикладники, мир переживает кризис идентификации: мониторинги показывают, что в разных регионах мира в разных группах населения за 10 лет в 2–3 раза стало больше людей, которые вообще не задумываются о своей социальной принадлежности к определенной семье, товарищескому кругу, поселенческой, статусной, профессиональной группе, этносу, нации. В этом смысле, мир современного общества рушится не только на макроуровне, но и на уровне микросвязей и отношений групповой принадлежности.
Известный современный социолог Э. Гидденс дает этому процессу аналогичное теоретическое объяснение: поскольку идентификация – единственный способ включения субъекта в социальные отношения и связи, разрушение комплексов самопричисления свидетельствует об атомизации, распылении современного общества. Ученый-футуролог Дж. Нэсбит называет настоящее время «триумфом индивидуальности». В обществе происходит дистанцирование людей от крупных социальных институтов, возрождаются первичные общности: семейные, товарищеские, клубные, повышается интерес людей к искусству, нетрадиционным религиям.
Проблемы социальной структуры общества в социологии принадлежат к числу центральных. В исследованиях социальной структуры особую роль играет выявление ее составных элементов, в частности, классов.
«Новое постперестроечное время внесло принципиальные перемены в социальную структуру общества. Происшедшая мирная революция, по сути, возродила уничтоженную в свое время Октябрем, систему прежних капиталистических отношений, и привела к сосуществованию капиталистической собственности с государственной, которую было принято именовать социалистической. Результат этого - влияние происшедших перемен на классовую, на социально-профессиональную, социально-функциональную структуры общества».
В
настоящее время много
Часто социологи ориентируются на критерий уровня доходов. Этот показатель является неоднозначным, косвенным. По уровню доходов к среднему классу можно причислить и многочисленных преступников, и менеджеров высокого ранга, работающих на частных предприятиях. «Тогда что же такое средний класс, каковы его главные показатели? Средний класс - это наиболее квалифицированная, образованная, нравственная часть общества, прежде всего интеллигенция, высококвалифицированные рабочие и крестьяне и только затем люди, занятые в мелком и среднем бизнесе. Быть основой стабильности государства – это тоже один из признаков среднего класса в любом государстве.
Но
нравственность также трудно назвать
существенным признаком среднего класса.
Традиционным является другой вид дифференциации.
«Теперь в постсоветском