Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:22, реферат
Социоло́гия (от лат. socius — общественный; др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия»
После определения единиц анализа и счета происходит непосредственно процедура подсчета. Так как основным объектом контент-анализа являются документальные источники, политическая сфера жизни общества предоставляет исследователю огромное количество единиц анализа.
Отдельный интерес у исследователей вызывает деятельность средств массовой информации, направленная на политическую сферу жизни общества. Исходя из этого, предметом контент-анализа может быть количество и суть статей на политические темы, вопросы, обсуждаемые политическими обозревателями СМИ, исследование других проблем, направленных на выявление степени влияния СМИ на политическую жизнь.
Наконец, метод контент-анализа предоставляет исследователю возможность изучения такого аспекта политической жизни как функционирование избирательной системы.
Сопоставление количественных и качественных методов социологических исследований
№
п/п |
Основания сравнения | Количественные методы | Качественные методы |
1 | 2 | 3 | 4 |
|
Цель применения | Макросоциологическое исследование | Микросоциологическое исследование |
|
Цель применения | Дать объяснение причин изучаемого явления | Понять изучаемое явление |
|
Исследовательские задачи | a. Измерить параметры
явления;
b. Установить взаимосвязи между отдельными параметрами; |
a. Выявить обую картину
явления;
b. Концептуализировать явление, интерпретировать его |
|
Позиция исследователя | «сторонний» наблюдатель | «сочувствующий» участник |
|
В центре внимания исследователей | a. Социальные структуры
и институты;
b. Объективные факторы; c. Общие социальные процессы |
a. Человек;
b. Субъективные факторы; c. Особенные, частные процессы |
|
Исследовательские гипотезы формулируются | До начала сбора данных | По мере овладения данными |
|
Исследовательские инструменты | a. Разрабатываются до
полевого этапа;
b. Формализованы, во многом одинаковы для всех исследователей |
a. Определяются как до
полевого этапа, так и в его ходе;
b. Неформализованы, отражают индивидуальный исследовательский опыт |
|
Исследовательские процедуры | Стандартизованы; предполагается их дублирование | Менее стандартизованы; дублируются редко |
|
Единицы анализа | Факты, события, высказывания, акты поведения | Субъективные значения фактов для индивида |
|
Логика анализа | Дедуктивная: от абстракции к фактам путем операционализации понятий | Индуктивная: от фактов к концепциям |
|
Основные способы анализа | a. Классификация путем
отождествления случаев;
b. Статистическими способами; c. Систематизация |
a. Описание случаев без
их отождествления;
b. Путем обобщения выявленных оценок; c. вообржение |
|
Данные исследования представляются в виде: | Статистических распределений, шкальных показателей, индексов и т.п | Высказываний, документов, интеллектуальных продуктов групповых дискуссий и т.п. |
|
Валидность (надежность) достигается достоверным | Повторением установленных связей | Описанием случаев и выявленных мнений |
|
Стиль исследования | Жесткий, холодный | Мягкий, теплый |
«Качественное исследование – это процесс открытия, тогда как количественное – это процесс доказательства и подтверждения»
Количественные и качественные исследования нельзя противопоставлять, так как они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Количественная,
или позитивистская методология
признает за количественными методами
безусловный приоритет, считая их (и
только их) достоверными и доказательными.
Данная традиция опирается на комплекс
представлений, рассматривающих формирование
концепций как
О функциях количественных методов
Выход за пределы индивидуального сознания. Один из основных источников ошибок в социологических исследованиях состоит в том, что определенной совокупности или популяции людей приписываются характеристики, свойственные либо самому автору концепции, либо ограниченному кругу респондентов, которые были охвачены локальным обследованием. В результате исследовательская рефлексия, правильная в отношении некоторой локальной совокупности респондентов, может быть неправомерно распространена на всю исследуемую совокупность. Использование количественных методов страхует исследователя от подобных ошибок, сигнализируя о том, что исследуемый объект имеет сложную структуру, которая была лишь частично представлена в первоначальном исследовании.
Определение количественных характеристик сегментов исследуемой совокупности. Сегментом называется часть исследуемой совокупности, обладающей теми или иными определенными свойствами, отличающими его от других частей данной популяции. Во многих исследованиях, особенно прикладных, важное значение имеет не просто выявление факта существования сегмента, но и определение его численных параметров.
Выявление сегментов на основе большого числа параметров. Сегменты популяции могут быть выделены на основе как одной, так и нескольких взаимосвязанных характеристик. Вопрос о существовании сегментов, образуемых одним или несколькими параметрами (обычно не более четырех) решается, как уже говорилось, на основе информации, внешней по отношению к количественному исследованию. Однако вопрос о существовании сегментов, образованных многими взаимосвязанными характеристиками, часто не поддается прямому исследованию. Эту проблему могут решать математические методы обработки количественных данных (факторный анализ, кластерный анализ и др.), выявляющие латентные <скопления> объектов в многомерном пространстве.
Выявление динамических тенденций. Наряду со структурой социального объекта, фиксируемой составом образующих его сегментов, с исследовательской точки зрения часто бывает важна его динамика, которая может быть выражена в изменении удельных весов составляющих его сегментов. Замеры рейтингов политических субъектов, регулярно осуществляемые в государствах с демократическим устройством, являются одним из примеров таких исследований. Фиксация количественных показателей по определенному, заранее заданному стандартному набору переменных представляет собой чисто количественный вид исследования. Изменение набора переменных обычно осуществляется либо на основе эмпирических <сигналов>, поступающих на основе проведения качественных исследований, а также по каналам распространения обыденного знания или СМИ.
Проверка логических гипотез. Научными гипотезами в строгом смысле этого слова являются только такие гипотезы, которые логически вытекают из некоторой системы концептуальных представлений. Необходимость эмпирической проверки таких гипотез вытекает из того, что построение длинных цепей логических рассуждений по поводу эмпирических объектов связано с риском возникновения ошибок, главным источником которых является появление неучтенных эмпирических факторов. С логической точки зрения появление таких факторов равносильно изменению состава аксиом, лежащих в основе исходных рассуждений.
Выявление значимых фактов. Обнаружение значимых эмпирических фактов далеко не всегда осуществляется путем целенаправленного выдвижения гипотез и их проверки. Часто бывают и обратные ситуации, когда процесс обнаружения фактов опережает логическую мысль ученого. Важной и неотъемлемой характеристикой научно значимого факта является его способность ломать существующую систему концептуальных представлений, иными словами, быть аномалией. Строго говоря, существование аномалии не требует количественного подтверждения. Выше уже приводился пример о том, что открытие нового вида животного может быть осуществлено по одной-единственной шкуре. Однако существует особая категория социальных фактов, которые не видны индивидуальному наблюдателю и могут быть выявлены только на больших статистических массивах. С этой точки зрения аппарат статистического наблюдения является одной из разновидностей инструментального наблюдения, аналогами которого могут служить аэрофотосъемка, исследования физических объектов с помощью микроскопов и проч.
Погруженность количественного знания в качественную когнитивную среду. Описание исследовательских функций количественных методов еще раз подтверждает тот факт, что количественное знание является не автономным, а погружено в определенную познавательную среду, с которой осуществляется взаимодействие по широкому кругу эмпирических и логических аргументов. Качественная когнитивная среда является источником исходных концептуальных представлений и первичных фактов, на основе которых формируются количественно измеряемые параметры и гипотезы о наличии логических связей между ними.
Информация о работе Количественные методы социологических исследований