Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:01, реферат
Цель данной работы: изучить понятие коммуникативной личности.
Задачи: рассмотреть определения и характеристики коммуникативной личности; выявить ее основные параметры; познакомится с различными типами коммуникативной личности.
Введение…………………………………………………………….……………..3
§1. Понятие и основные характеристики коммуникативной личности……….4
§2. Параметры коммуникативной личности ……………………………………9
§3. Типы коммуникативной личности.…………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...17
Коммуникативная потребность определяется настоятельной необходимостью индивидов в обмене смысловой и оценочной информацией с целью взаимодействия в различных сферах своего существования и воздействия друг на друга в условиях коммуникации различного типа. Степень мотивированности определяется силой потребности, которая концентрируется в коммуникативной установке как важнейшей социологической доминанте коммуникации. Чем настоятельнее потребность, тем устойчивее коммуникативная установка.
В актуализации коммуникативной
установки наблюдается
Когнитивный параметр включает в себя множество характеристик, формирующих в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональном планах: знание коммуникативных кодов, умение осуществлять самонаблюдение и самоосознание, метакоммуникативные навыки, способность адекватной оценки когнитивного и коммуникативного горизонта партнера-коммуниканта, мифы и предрассудки, стереотипы и верования. Актуализация этих способностей и знаний сопряжена с целым рядом других когнитивных характеристик, связанных с самым ответственным этапом коммуникации - функционированием выбранного кода в конкретной ситуации, когда начинают действовать сложные механизмы речемыслительной деятельности, обусловленные не только социологическими, психологическими и лингвистическими факторами, но и нейрофизиологическими.
Успешность коммуникации,
воздействие на собеседника в
значительной мере зависят от совместимости
когнитивных характеристик
Когнитивный параметр является связующим звеном между мотивационным и функциональным параметрами. С одной стороны, он определяет уровень коммуникативной потребности, ее обусловленность различными аспектами познавательного опыта индивида, с другой стороны, дает возможность выбора наиболее эффективного способа использования этого опыта в конкретных условиях коммуникации.
Функциональный параметр включает три характеристики, определяющие коммуникативную компетентность индивида: практическое владение индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для актуализации информационной, экспрессивной и прагматической функций коммуникации; умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения; построение дискурса в соответствии с нормами избранного коммуникативного кода и правилами речевого этикета.
Таким образом, отмеченные нами параметры оценки коммуникативной личности: мотивационный (определяемый коммуникативными потребностями и являющийся сильным стимулом для коммуникативной деятельности); когнитивный (формирующий в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональном планах) и функциональный (определяющий коммуникативную компетенцию индивида) могут служить и параметрами ее развития.
§3. Типы коммуникативной личности
Коммуникативная личность обладает коммуникационным потенциалом, включающим знания и опыт, коммуникативную компетенцию и коммуникативную потребность. Владение этим комплексом (потребности, знания и компетентность) позволяет коммуникативной личности уверенно ориентироваться в коммуникативной среде. В зависимости от степени использования своего коммуникативного потенциала личность может быть отнесена к тому или иному типу. Мы всегда невольно «подстраиваемся» под собеседника в процессе коммуникации, т. е. осуществляем метакоммуникативную функцию. Опытный специалист в области коммуникации должен постоянно сознательно осуществлять эту функцию (направление внимания на код и процесс общения, коррекция его хода).
Существует несколько типов коммуникантов.
Доминантный коммуникант: стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие. Для ‘борьбы’ с таким коммуникантом бесполезно пользоваться его же приемами, лучше принять стратегию «речевого изматывания» (вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, вопросы, просьбы, использовать «накопительную тактику»).
Мобильный коммуникант: легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации. Следует иногда – в собственных интересах – возвращать его к нужной теме.
Ригидный коммуникант: испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен. Рекомендуется использовать стратегию «разогревания» партнера (вступительная часть «о погоде», фатическое общение).
Интровертный коммуникант: не стремиться владеть инициативой, отдает ее другим, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения. В общении с ним следует постоянно осуществлять фатическую функцию в вербальной и невербальной форме, не перебивать.
В плане воздействия как социально значимой функции выделяются два основных типа коммуникативной личности: а) доминантный, для которого характерны самоуверенность, напористость, и б) реагирующий, для которого характерны аргументативность, аналитизм и отзывчивость.
Интересную классификацию типов общения в социальной группе можно почерпнуть и из теории американского психолога Эрика Берна. Состояния Я или ego-состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок. По Берну, люди переходят из одного состояния в другое с различной степенью легкости.
Родитель: критический (руководитель: Когда вы, наконец, начнете делать нормальные справки? Я не могу все время делать за Вас Вашу работу!) и кормяще-заботливый (преподаватель студенту: Не волнуйтесь, сейчас Вы все обязательно вспомните! руководитель: Давайте, я сделаю это за Вас!).
Взрослый: консультант фирмы клиенту: Вас устраивает такое решение вопроса? работник директору: Я готов предоставить Вам сведения к четвергу!
Ребенок: приспосабливающийся (работник руководителю: А как я должен был составить справку? Я полностью согласен с Вами!) и естественный (работник фирмы клиенту: Это будет прекраснейшая поездка! коллега коллеге: Ну старик, ты гений!).
В зависимости от коммуникабельности - привычного стиля общения социотипа на близких коммуникативных дистанциях – можно выделить несколько разновидностей общения или групп типов личности.
1) группа страстных социотипов (этические экстраверты), которые уверены в своем отношении к другому человеку и не боятся открыто проявлять свои симпатии и антипатии; наиболее общительные в неформальных контактах типы. К ним относятся: энтузиаст, наставник, политик, советчик.
2) группа хладнокровных социотипов (логические интроверты), которые не уверены в своих чувствах и поэтому очень сдержанны в эмоциональных проявлениях; наименее общительная категория людей. К ним относятся: аналитик, инспектор, критик, мастер.
3) группа деловых социотипов (логические экстраверты), которые контактны в деловом общении и эмоции которых направлены на результаты работы. К ним относятся: искатель, маршал, предприниматель, управитель.
4) группа душевных социотипов (этические интроверты), которые обладают скрытым миром душевных переживаний и отличаются прочными, хотя и не демонстрируемыми при посторонних душевными привязанностями; для них характерна средняя степень коммуникабельности - общительность в кругу знакомых и родных. К ним относятся: посредник, лирик, хранитель, гуманист.
Сначала разберем контрастные, легко заметные в жизни виды коммуникабельности - экстравертно-этический и интровертно-логический.
1. Экстравертные этики, или страстные. Их позиция в общении - активный поиск чувств. Они несут эмоции окружающим людям. Общение они понимают как обмен эмоциями, как своеобразное "плавание" в бурном потоке жизни.
2. Интровертные логики, или хладнокровные. Группа коммуникабельности, противоположная страстным. Общение понимают как обмен недостающей информацией. Такая коммуникабельность ничего бы не потеряла, если бы осуществлялась лишь в письменном виде.
Среди этих двух полюсов коммуникабельности находятся еще два, которые укладываются в рамки выработанных обществом стереотипов поведения лиц противоположного пола.
3. Экстравертные логики, или деловые, - мужской стереотип коммуникабельности. Его можно назвать активным ожиданием чувств. Стандартному образу настоящего мужчины приписывают активную жизненную позицию, но только не в области чувств. Общение эти социотипы понимают как деловое сотрудничество.
4. Интровертные этики, или душевные, - женский стереотип коммуникабельности. Эту позицию можно охарактеризовать как пассивный поиск чувств. Общение понимается как обмен знаками душевной привязанности.
С течением времени у каждого индивида вырабатывается свой собственный коммуникативный стиль, который является формой ее репрезентации и саморепрезентации. Предложенные типологии не являются исчерпывающими и построены на разнородных основаниях, например: доминантный (нацеленный на подавление и самоутверждение), драматический (с элементами нажима, преувеличения, с надеждой на сочувствие и понимание своих проблем), аргументативный (предполагающий спор, дискуссию, в какой-то мере провокативный), впечатляющий (аффективный, театрально-игровой, запоминающийся благодаря удачному употреблению слов или фраз), уравновешенный (внимательный, открытый индифферентный к внешним проявлениям).
Развитие личностью тех
или иных коммуникативных стилей
(которые могут
Таким образом, существует несколько
классификаций типов
Заключение
Таким образом, коммуникативная личность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией - умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации. Для оценки коммуникативной личности как социального феномена следует обращать внимание не только на индивидуальные характеристики личности, но и такие аспекты, как коммуникабельность, коммуникативную компетентность и харизму.
Отмеченные нами параметры оценки коммуникативной личности: мотивационный (определяемый коммуникативными потребностями и являющийся сильным стимулом для коммуникативной деятельности); когнитивный (формирующий в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональном планах) и функциональный (определяющий коммуникативную компетенцию индивида) могут служить и параметрами ее развития.
Существует несколько
классификаций типов
Проблема коммуникативной личности остается открытой для исследования, полной тайн и загадок даже для нас самих. Попробуйте заглянуть в себя как коммуникативную личность, и вы найдете много неожиданного и поучительного.
Список использованной литературы