1.Введение.
Исторически первыми социальными
общностями людей были естественные
кровно родственные объединения - род,
клан. В отличие от расы, которая
являлась продуктом биологического
развития и объединяла людей с
общими биологическими чертами (цвет кожи,
волос, черты лица, характер телосложения),
социальные общности являлись результатом
социального взаимодействия. В процессе
повседневного общения складывались
общие представления, верования, обычаи,
ритуалы, которые сплачивали, объединяли
людей. Большую роль в жизни первых
общностей играла вера в общего предка,
поклонение определенным силам природы.
Они не только объединяли, но и придавали
устойчивость роду, кланам, являлись основой
формирования коллективного сознания.
По мере того, как происходило смешение
родов, кланов, основными факторами
устойчивости становились общность
историко-географического происхождения
общность природной среды, обычаев.
В процессе взаимодействие родов, кланов,
объединявшихся в племена, складывались
новые обычаи, верования, привычки, нормы,
ценности, появился общий язык.
Таким образом утверждалась
особая, характерная для данных общностей
культура. То есть в отличие от расы этничность
может изменяться, ибо этнические группы
связаны с развитием культуры и символизируют
определенные ее этапы. Племена были уже
более четко связаны с определенной территорией,
защищали ее, имели внутреннюю формальную
организацию. С переходом к пастушеству
и земледелию появляется и определенный
хозяйственный уклад. Все это объединяло,
стимулировало развитие этнической общности.
Смешение племен приводило к появлению
новой общности -народности, которая символизирует
более высокую культуру общества. Это
относится и к материальной культуре (орудия
труда, жилище,одежда), и духовной (обычаи,
нормы, ценности, мифы, верования,народное
творчество), так называемой фольклорной
культуре.
2.Концепции и
теории этноса.
Э́тнос (греч. ἔθνος — народ)
— группа людей, объединённых общими признаками:
объективными либо субъективными. Различные
направления в этнологии включают в эти
признаки происхождение, язык, культуру,
территорию проживания, самосознание
и др.
В среде этнологов отсутствует
единство в подходе к определению
этноса и этничности. В связи с
этим выделяются несколько наиболее
популярных теорий и концепций.
- примордиализм - данный подход предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими, регистрируемыми признаками. Можно указать на признаки, по которым индивид принадлежит к данному этносу, и по которым один этнос отличается от другого;
- дуалистическая теория этноса - данная концепция была разработана сотрудниками Института этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии РАН) во главе с Ю. В. Бромлеем. Эта концепция предполагает существование этносов в 2-х смыслах: В узком смысле этнос получил название «этникос» и понимался как «исторически сложившаяся на территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксируемом в самоназвании (этнониме)». В широком смысле был назван «этносоциальным организмом (ЭСО)» и понимался как этнос, существующий в пределах государства: «ЭСО — та часть соответствующего этникоса, которая размещена на компактной территории внутри одного политического (потестарного) образования и представляет, таким образом, определённую социально-экономическую целостность»;
- социобиологическое направление - данное направление предполагает существование этничности благодаря биологической сущности человека. Этническая принадлежность примордиальна, то есть изначально свойственна для людей;
- пассионарная теория этноса (теория Гумилёва) - в ней этнос — естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как системная целостность (структура), противопоставляющая себя всем другим коллективам, исходя из ощущения комплиментарности и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию. Этнос является одним из видов этнических систем, всегда входит в состав суперэтносов, и состоит из субэтносов, конвиксий и консорций. Уникальное сочетание ландшафтов, в котором образовался этнос, называется его месторазвитием;
- конструктивизм - согласно теории конструктивизма этнос — это искусственное образование, результат целенаправленной деятельности самих людей. То есть предполагается, что этничность и этнос являются не некой данностью, а результатом созидания. Те признаки, которые отличают представителей одного этноса от другого, называются этническими маркерами и формируются на разной основе, в зависимости от того как наиболее эффективно отделить данный этнос от другого. Этническими маркерами могут являться: физический облик, религия, язык и т. д. Так, В. А. Тишков даёт следующее определение: «Народ» в смысле этнической общности — группа людей, члены которой имеют одно или несколько общих названий и общие элементы культуры, обладают мифом (версией) об общем происхождении и тем самым обладают как бы общей исторической памятью, могут ассоциировать себя с особой географической территорией, а также демонстрировать чувство групповой солидарности;
- инструментализм - эта концепция рассматривает этничность, как инструмент, при помощи которого люди добиваются тех или иных целей, и, в отличие от примордиализма и конструктивизма, не ориентирован на поиск определения этноса и этничности. Так, любая деятельность и активность этнических групп рассматривается как целенаправленная деятельность этнических элит в борьбе за власть и привилегии. В обыденной жизни этничность пребывает в латентном состоянии, но в случае необходимости мобилизуется. В русле инструментализма выделяются 2 направления: элитарный инструментализм и экономический инструментализм.
3.Этногенез.
Основные условия возникновения
этноса — общность территории и
языка — впоследствии выступают
в качестве её главных признаков.
При этом этнос может формироваться
и из разноязычных элементов, складываться
и закрепляться на разных территориях
в процессе миграций (цыгане и т.
п.). В условиях ранних дальних миграций
«хомо сапиенс» из Африки и современной
глобализации все большее значение приобретают
этносы как культурно-языковые общности,
свободно перемещающиеся на всей территории
планеты. Дополнительными условиями сложения
этнической общности могут служить общность
религии, близость компонентов этноса
в расовом отношении или наличие значительных
метисных (переходных) групп. В ходе этногенеза,
под влиянием особенностей хозяйственной
деятельности в определённых природных
условиях и других причин, формируются
специфические для данного этноса черты
материальной и духовной культуры, быта,
групповых психологических характеристик.
У членов этноса появляется общее самосознание,
видное место в котором занимает представление
об общности их происхождения. Внешним
проявлением этого самосознания является
наличие общего самоназвания — этнонима.
Сформировавшаяся этническая
общность выступает как социальный
организм, самовоспроизводящийся путём
преимущественно этнически однородных
браков и передачи новому поколению
языка, культуры, традиций, этнической
ориентации и т. д.
4.Этнос и культура.
Культура — дать универсальное,
всеобъемлющее определение для этого
понятия трудно и, пожалуй, даже невозможно.
То же самое можно сказать и об «этнической
культуре», поскольку она проявляется
и реализуется различными способами и
образом, поэтому её можно понимать и толковать
по-разному.
Как известно, культура
вообще имеет множество определений.
Некоторые специалисты насчитывают
их до нескольких сотен. Но
все эти определения «укладываются»,
по сути, в несколько основных
значений (аспектов), благодаря чему
становятся более или менее
обозримыми.
В изучении культуры
существует несколько подходов:
1. ценностный (аксиологический
— связь общечеловеческих ценностей);
2. символический (культура —
система символов);
3. организационный;
4. деятельностный подход;
Выделенные аспекты культуры
— аксиологический, символический,
организационный, деятельностный — тесно
взаимосвязаны, и представляются наиболее
актуальными. Так, например: базовые представления
о мире и верования этноса (символический
аспект) реализуются и отражаются в укладе
его жизни (организационный аспект). И
в конечном итоге оформляются в определенную
ценностно-нормативную систему — со своими
приоритетами и своеобразными связями
между отдельными ценностными ориентирами
(аксиологический аспект), а образ жизни
и система ценностей в свою очередь обусловливают
формы поведения и способы деятельности
членов этнической группы (деятельностный
аспект).
5. Этнические общности.
В советской этнографии была
выдвинута идея иерархии этнических
общностей, связанная с тем, что
один человек может принадлежать
(причислять себя) одновременно к нескольким
этническим общностям, одна из которых
полностью включает в себя другую.
Например, русский может считать
себя донским казаком и одновременно
славянином. Эта иерархия такова:
элементарные этнические
единицы (микроэтнические единицы). К этому
уровню, главным образом, относится семья
— элементарная общественная ячейка,
которой принадлежит немалая роль в воспроизводстве
этноса. Так же к этому уровню можно причислить
человека (этнофора), как непосредственного
носителя этнических свойств.
субэтнические подразделения
и этнографические группы. Субэтносы занимают
промежуточное положение между консорциями
и конвиксиями с одной стороны и этносами
с другой. Основное этническое подразделение.
Это и есть собственно «этнос».
6. Иерархическая
классификация этносов.
В советской школе этнографии
в русле дуалистической концепции
этноса была принята следующая градация
этносов в широком смысле (ЭСО),
впоследствии эта градация была перенесена
на этнос вообще:
- Род — группа людей, которая основана на кровных связях.
- Племя — этнос эпохи первобытно-общинного строя или периода его разложения.
- Народность — окончательно не сформировавшееся сообщество людей, объединённых общим пространством, культурой, языком и т. д., в котором ещё присутствуют значительные внутренние различия.
- Нация — в настоящее время чаще всего используемое понятие в этнографической литературе. Соответствует развитому индустриальному и постиндустриальному обществу с сильной самоидентификацией. При этом в советской этнографии было принято деление на социалистические и капиталистические нации, которое в результате крушения социалистической системы потеряло смысл.
- Суперэтнос — по мнению некоторых специалистов,новая форма этноса, формирующаяся в контексте процесса глобализации. Для суперэтноса характерна высокая степень интегрированности наднациональных культурных, экономических, конфессиональных и экономических связей. В ряде случаев образованию суперэтносов способствует территориальная близость наций и национальных государств, а значить общность их геополитических целей. По некоторым прогнозам суперэтнос станет главным субъектом мировой политики XXI века, оттеснив на вторые роли нации и национальные государства.
7. Этнос и нация.
Между понятиями «этнос»
и «нация» часто ставится знак
равенства. В отечественной литературе,
посвященной этому вопросу, обычно
уточняли, что нация есть не просто
этнос, а высшая его форма, пришедшая
на смену народности.
Тем не менее, некоторые исследователи
четко формулируют отличия нации
от этноса, указывая на разную природу
происхождения понятий «этнос»
и «нация». Так, для этноса, по их
мнению, характерна надындивидуальность
и устойчивость, повторяемость культурных
образцов. В противоположность этому,
для нации определяющим становится процесс
собственного осознания на основе синтеза
традиционных и новых элементов, и собственно
этнические идентификационные критерии
(язык, быт и пр.) принадлежности отходят
на второй план. У нации на первый план
выходят те аспекты, которые обеспечивают
надэтничность, синтез этнических, межэтнических
и иноэтнических компонентов (политическая,
религиозная и др.).
8. Этническая идентичность.
Этническая идентичность
— составная часть социальной
идентичности личности, осознание своей
принадлежности к определенной этнической
общности. В ее структуре обычно
выделяют два основных компонента —
когнитивный (знания, представления
об особенностях собственной группы
и осознание себя как ее члена
на основе определенных характеристик)
и аффективный (оценка качеств собственной
группы, отношение к членству в
ней, значимость этого членства). Одним
из первых развитие у ребенка осознания
принадлежности к национальной группе
исследовал швейцарский ученый Ж. Пиаже.
В исследовании 1951 года он выделил
три этапа в развитии этнических
характеристик:
1) в 6-7 лет ребенок приобретает
первые фрагментарные знания
о своей этнической принадлежности;
2) в 8-9 лет ребенок уже
четко идентифицирует себя со
своей этнической группой, на
основании национальности родителей,
места проживания, родного языка;
3) в младшем подростковом
возрасте (10-11 лет) этническая идентичность
формируется в полном объеме,
в качестве особенностей разных
народов ребенок отмечает уникальность
истории, специфику традиционной
бытовой культуры.
Внешние обстоятельства могут
заставить человека любого возраста
переосмыслить свою этническую идентичность,
как это произошло с жителем
Минска, католиком, родившимся в пограничной
с Польшей Брестской области.
Он «числился поляком и считал
себя поляком. В 35 лет поехал в Польшу.
Там убедился, что с поляками объединяет
его религия, а в остальном
он белорус. С этого времени осознает
себя белорусом».
Формирование этнической
идентичности часто является достаточно
болезненным процессом. Так, например,
мальчик, родители которого переехали
в Москву из Узбекистана ещё до
его рождения, говорит по-русски
в семье и школе; однако в школе
из-за азиатского имени и смуглого
цвета кожи получает обидное прозвище.
Позднее, осмыслив эту ситуацию, на вопрос
«Кто ты по национальности?» он может ответить
«узбек», а, может быть, и нет. Сын американца
и японки может оказаться изгоем и в Японии,
где его будут дразнить «длинноносым»
и «маслоедом», и в США. В то же время у
ребёнка, выросшего в Москве, родители
которого идентифицируют себя как белорусы,
скорее всего, таких проблем вообще не
возникнет.
Выделяют следующие
измерения этнической идентичности:
- моноэтническая идентичность со своей этнической группой, когда у человека преобладает позитивный образ своей этнической группы при позитивном отношении к другим этносам;
- измененная этническая идентичность человека, живущего в полиэтнической среде, когда чужая этническая группа расценивается как имеющая более высокий статус (экономический, социальный и т. п.), чем своя. Это характерно для многих представителей национальных меньшинств, для иммигрантов во втором поколении (смотри также статью ассимиляция (социология));
- биэтническая идентичность, когда человек, живущий в полиэтнической среде, владеет обеими культурами и осознает их как одинаково позитивные;
- маргинальная этническая идентичность, когда человек, живущий в полиэтнической среде, не владеет в достаточной мере ни одной из культур, что приводит к внутриличностным конфликтам (ощущение неудачливости, бессмысленности существования, агрессивность и т. д.);
- слабая (или даже нулевая) этническая идентичность, когда человек не относит себя к какой-либо этносу, а декларирует космополитическую (я — азиат, я — европеец, я — гражданин мира) или гражданскую (я — демократ, я — коммунист) идентичность.
9.Список использованной
литературы.
- Лурье С.В. Историческая этнология — М.: Аспект Пресс, 1997.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. 3-е изд., исправленное — М.: Книжный дом "Либроком", 2009.
- Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. завдедений. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр "Академия", 2003.