Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:50, курсовая работа
Целью работы является изучение жизни и научного творчества М. Вебера.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
1.Изучить жизненный путь;
2.Изучить понимающую социологию;
3.Изучить основные понятия социологии;
Введение 3
1.Жизненный путь_________________________________________________ 4
2.Концепция понимающей социологии________________________________6
3.Основные социологические понятия__________________________________________________________10
а. Методологические основы________________________________________11
б. Социальные отношения__________________________________________15
г. Понятия легитимного порядка_____________________________________16
Заключение______________________________________________________ 19
Список литературы________________________________________________21
Содержание
Введение
Проблема взаимоотношений политических лидеров, бюрократии, народных масс представляет не только теоретический, но и практический интерес, особенно в условиях кризисов или ломки политических институтов и большей индивидуализации политики. Эти проблемы приобретают особую актуальность в настоящее время для нашей политической системы, так как стоит задача ее радикальной, перестройки с целью создания правового государства. Решение этой задачи, в частности, требует серьезного осмысления достижений мировой социально-философской и политологической мысли по данным вопросам. Этим обусловлен интерес к веберовской теории, которая находится и сейчас в центре внимания политологической мысли, так как с ее помощью вскрываются некоторые сущностные связи между основными действующими субъектами политического процесса.
Целью работы является изучение жизни и научного творчества М. Вебера.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
1.Изучить жизненный путь;
2.Изучить понимающую социологию;
3.Изучить
основные понятия социологии;
1.
Жизненный путь М.Вебера
Максимилиа́н Карл Эми́ль Ве́бер (Макс Вебер 21 апреля 1864, Эрфурт — 14 июня 1920, Мюнхен) — немецкий социолог, социальный философ и историк, основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Один из крупнейших социологов конца 19 — начала 20 века.
Макс Вебер прожил со своей семьей целых 29 лет с момента рождения 21 апреля 1864 года. Родительский дом он покидает только в 1893 г., после женитьбы на Марианне Шнитгер. Однако всю оставшуюся жизнь он продолжает разрываться между отцом и матерью, олицетворявшими диаметрально противоположные жизненные устремления. Он бесконечно любил обоих, так и не сумев довериться ни одному. Его отец, тоже Макс – Макс Вебер старший, был младшим сыном в семье весьма богатого торговца текстилем. Его мать была – Элен Вебер, в девичестве Валленштейн, хорошо образованная женщина, истовая кальвинистка. Ее род восходит к знаменитому имперскому полководцу фон Валленштейну.
По одним источникам, в 2 года, по другим – в 4 маленький Вебер заболевает менингитом. Вынужденное затворничество развивает в мальчике созерцательность, которая с годами переходит в страсть к чтению и литературным опытам. В 13 лет Вебер пишет исторические очерки Германии и Рима, чуть позже – философские опусы.
В 1882 г. Он оканчивает школу в Берлине и поступает в один из ведущих университетов – Гейдельбергский. Затем Макс Вебер отслужил год в армии в Страсбурге в 19 лет. В 27 лет он уже состоявшийся ученый. В 29 все без исключения прочат ему блестящую университетскую карьеру. В 1886 г. Он сдает экзамен по юриспруденции, а 1889-м защищает диссертацию «К истории торговых обществ в средние века». В 1890-х годах он активно изучает аграрную историю Германии. В 1891 г. Вебер получает звание приват-доцента в Берлинском университете с правом чтения лекций.
Макс Вебер заболевает в 33 года – в том мистическом возрасте, когда люди всерьез начинают задумываться о смысле собственной жизни. Именно в это время ему приходит идея написать капитальный труд « хозяйственная этика мировых религий», немного раньше – «Протестантская этика и дух капитализма», ««Объективность» социально-научного социально-политического познания» (1904), «Критические исследования в области логики наук о культуре» (1906), и «Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке» (1913). Они – credo Макса Вебера. В них ученый и человек, отстаивающий свои убеждения, воистину нераздельны.
Вебер активно включается в научную деятельность уже в 1901 г. Наукой он жертвует лишь на время Первой мировой войны. 1903-1904 гг. вместе с Вернером Зомбартом создает журнал «Архив социальной науки и социальной политики».
В 1907 г., как только Макс Вебер получает наследство, он принадлежит только самому себе, выступая в роли частнопрактикующего исследователя.
Лишь незадолго до смерти Вебер вновь возвращается к активной лекционной деятельности. В 1918 г. Он преподает в Венском университете, а в 1919-м принимает приглашение Мюнхенского университета.
Макс Вебер умирает 14 июня 1920 г. В возрасте 56 лет от пневмонии. В Европе это было страшное время пандемии гриппа.
«Макса
Вебера справедливо относят к числу ученых-энциклопедистов,
столь редко встречающихся в наши дни.
Ряд биографов полагают, что по объему
знаний (юриспруденция, экономика, политика,
религия, социология, социальная философия,
теория музыки и т.д.) его можно поставить
в один ряд с мыслителями эпохи Возрождения»
1.
2.
Концепция понимающей
социологии
Свою
концепцию Вебер называл «
В качестве необходимой предпосылки социологии Вебер ставит не «целое» (общество), а отдельного осмысленно действующего индивида. Согласно Веберу, общественные институты — право, государство, религия и т. д. — должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реально ориентированы на них в своих действиях. Он отрицал идею, что общество первичнее составляющих его индивидов, и «требовал» исходить в социологии из действий отдельных людей. В этой связи можно говорить о методологическом индивидуализме Вебера.
Но Вебер не остановился на крайнем индивидуализме. Неотъемлемым моментом социального действия он считает «ориентацию действующего лица на другого индивида или окружающих его других индивидов». Без этого введения, т. е. ориентации на другое действующего лицо или социальные институты общества, его бы теория осталась классической «моделью робинзонады», где в действиях индивида нет никакой «ориентации на другого». В этой «ориентации на другого» получает свое «признание» и «социально общее», в частности «государство», «право», «союз» и т. д. Отсюда «признание» — «ориентация на другого» — становится одним из центральных методологических принципов социологии Вебера.
Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действия человека обретают характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других). Понимание мотивации, «субъективно подразумеваемого смысла» и отнесение его к поведению других людей — необходимые моменты собственно социологического исследования, отмечал Вебер3.
Предметом социологии должно, по мнению Вебера, стать не столько непосредственное поведение, сколько его смысловой результат. Ибо характер массового движения в значительной мере определяется смысловыми установками, которыми руководствуются составляющие массу индивиды.
Перечисляя возможные виды социального действия, Вебер указывает четыре: целерациональное; ценностно-рациональное; аффективное; традиционное.
1.
Целерациональное действие
2.
Ценностно-рациональное
3.
Аффективное действие
4.
Традиционное действие
Как отмечал Вебер, описанные четыре идеальных типа не исчерпывают собой всего многообразия видов ориентации человеческого поведения. Однако их можно считать самыми характерными.
Стержнем веберовской «понимающей» социологии является идея рациональности, нашедшая свое конкретное и последовательное выражение в современном ему капиталистическом обществе с его рациональным хозяйствованием (рационализация труда, денежного обращения и т. д.), рациональной политической властью (рациональный тип господства и рациональная бюрократия), рациональной религией (протестантизм).
"Господством"
называется возможность
Каждое господство над большим количеством людей нуждается, как правило (но не всегда), в штабе людей, т.е. в надежной возможности обеспечивать определенные действия повинующихся людей для проведения в жизнь распоряжений и конкретных приказов. Штаб управления может повиноваться господину (или господам) в силу обычая, или чисто аффективно, или в силу материальной заинтересованности, или в силу идеальных мотивов (ценностнорационально). К ним, как правило, добавляется вера в легитимность господства.
Каждое господство старается возбудить веру в свою "легитимность" и позаботиться о ней. В зависимости от вида легитимности различается и тип повиновения, тип обеспечивающего его штаба управления, характер осуществления господства, его эффективность. Следовательно, виды господства целесообразно различать по типичной для них претензии на легитимность4.
Существует три чистых типа легитимного господства. Их легитимность может быть:
4.Основные социологические понятия
Метод предлагаемого М. Вебером вводного определения понятий, без которого трудно обойтись социологам, но который неизбежно должен восприниматься как абстрактный и далекий от реальной действительности, отнюдь не претендует на новизну. Напротив, его назначение — сформулировать несколько более целесообразно и корректно, как мы надеемся (что, впрочем, может показаться педантизмом), то, что фактически всегда имеет в виду эмпирическая социология, занимаясь данными проблемами. Это относится и к тем случаям, когда мы вводим как будто непривычные или новые выражения.
Информация о работе Концепция понимающей социологии М. Вебера