Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:48, реферат
профессиональный статусы личности.
Цель данной работы провести тщательный анализ основных положений концепции социальной стратификации П. Сорокина в свете его научных воззрений и исторической действительности, участником которой он был.
Для решения поставленных задач необходимо познакомиться с многомерной моделью социальной стратификации, разделенной тремя основными направлениями: экономикой, политикой и профессиональной деятельностью, которые можно назвать базовыми.
Введение …………………………………………………………………. 3
1. «Долгий путь» Питирима Сорокина ..……………………………….. 4
2. Теория социальной стратификации П. Сорокина ...………………… 8
3. Формы социальной стратификации …………………………………. 12
3.1 Экономическая стратификация ……………………..………. 12
3.2 Политическая стратификация ………………...…………....... 14
3.3 Профессиональная стратификация ………………………...... 18
Заключение ………………………………………………………………. 23
Список литературы ……………………………………………………… 24
- 3 -
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Московский университет МВД
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
РЕФЕРАТ
по учебной дисциплине: «Социология»
на тему: «Концепция социальной стратификации П. Сорокина»
Содержание
Стр.
Введение ………………………………………………………………….
1. «Долгий путь» Питирима Сорокина ..……………………………….. 4
2. Теория социальной стратификации П. Сорокина ...………………… 8
3. Формы социальной стратификации …………………………………. 12
3.1 Экономическая стратификация ……………………..………. 12
3.2 Политическая стратификация ………………...………….......
3.3 Профессиональная стратификация ………………………...... 18
Заключение ……………………………………………………………….
Список литературы ………………………………………………………
Введение
Питирим Александрович Сорокин – один из крупнейших представителей социальной мысли ХХ столетия, внесший огромный вклад в развитие, как русской, так и американской социологии. Он один из основоположников теории социальной стратификации общества. П. Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно признан как один из классиков ХХ столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.
П. А. Сорокин исходил из аксиоматической предпосылки о наличие в любом обществе и в любой социальной общности расслоения в силу присущего им социального неравенства. Социальное расслоение общества является законом его развития. По мнению Сорокина, реальное равенство людей в обществе — это миф, который за всю историю человечества так и не стал реальностью.
Перечисленные выводы объясняют актуальность выбранной темы.
Сущность стратификации П.А. Сорокин видел «в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличие или отсутствие социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества». В качестве основных стратификационных показателей им были предложены экономический, политический и профессиональный статусы личности.
Цель данной работы провести тщательный анализ основных положений концепции социальной стратификации П. Сорокина в свете его научных воззрений и исторической действительности, участником которой он был.
Для решения поставленных задач необходимо познакомиться с многомерной моделью социальной стратификации, разделенной тремя основными направлениями: экономикой, политикой и профессиональной деятельностью, которые можно назвать базовыми.
1. «Долгий путь» Питирима Сорокина
Питирим Александрович Сорокин родился 21 января 1889 г.[1] в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии (Коми край). Мать была зырянская крестьянка, отец - русский. Отец Александр Прокопьевич Сорокин, был странствующим ремесленником и занимался церковно-реставрационными работами. Питирим Сорокин рано осиротел.
Окончив Гамскую второклассную школу с отличными результатами, по протекции известного просветителя А. Н. Образцова осенью 1904 г. он поступает в Хреновскую церковно-учительскую духовную семинарию Костромской губернии. В годы Первой русской революции (1905-1906г.) П. Сорокин втянулся в революционную деятельность и стал ревностным социал-революционером (эсером). Из церковно-учительской школы он был исключен в связи с арестом. Систематическое среднее образование он получил только в Санкт-Петербурге. Здесь он окончил вечернюю школу (Черняевские курсы), где провел два года. Успешно сдав экзамены за гимназический курс, в 1909 г. поступил в Санкт-Петербургский Психоневрологический институт.
Здесь началось становление Питирима Сорокина как социолога. Он установил хорошие отношения с основателем института, всемирно известным психологом и психиатром В. М. Бехтеревым и с признанными лидерами мировой науки М. М. Ковалевским и Е. Де Роберти, специалистами в областях социологии, антропологии, философии и экономической истории. Несмотря на плодотворные занятия в психоневрологическом институте в конце первого года учебы он решил покинуть его, чтобы избежать призыва в царскую армию и в 1910 г. поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
Сорокин-студент вел активную научную и публицистическую деятельность. В этот период он опубликовал более десятка серьезных научных работ, не считая рецензий, рефератов и обзоров публикаций в зарубежной периодике. В это время он сотрудничал с журналами «Вестник психологии и криминальной антропологии», «Новые идеи в правоведении». Будучи студентом третьего курса, в 1913 г., опубликовал свою первую книгу «Преступление и кара, подвиг и награда».
Систему своих взглядов этого периода он сам позже охарактеризовал как «разновидность эмпирического неопозитивизма или критического реализма, основывающиеся на логических и эмпирических научных методах познания»[2]. Параллельно с обучением он занимался революционной деятельностью. Социально-политические условия в России между 1910 – 1914 гг. не позволяли отгородиться от них наукой. Тесные отношения с эсерами и другими социалистами, активная общественная работа, политические статьи в элитарных и популярных проэсеровских периодических изданиях создали П. Сорокину репутацию заметного идеолога и молодого лидера эсеровского толка. Его политическая активность не осталась без внимания со стороны царской охранки и ее тайных агентов. Кратковременные аресты переросли в угрозу длительного заключения и последующей ссылки. Друзья помогли покинуть Россию и скрыться на время в Западной Европе. Вернувшись в Санкт-Петербург, он продолжил свою академическую жизнь неразрывно связанную с борьбой против самодержавия за академические свободы.
В рекордный срок - за два года вместо обычных четырех или более лет - П. Сорокин подготовился и успешно сдал устный экзамен на степень «магистранта уголовного права» в октябре-ноябре 1916 года, что позволило ему стать приват-доцентом Санкт-Петербургского университета. Защита докторской диссертации, назначенной на февраль 1917г. не состоялась из-за начавшейся русской революции.
Социология вошла в число изучаемых в университете дисциплин при Временном правительстве Керенского в 1917 году, а в 1919 – 1922 гг. была образована специальная кафедра социологии, руководителем которой стал П. Сорокин. После февральской революции Сорокин редактировал газету «Воля народа» (орган правых эсеров), был личным секретарем А.Ф.Керенского, депутатом Учредительного собрания. В 1917 г. он принял активное участие в революции на стороне партии эсеров. После Октября 1917 г. встал в оппозицию большевистскому режиму, принимал участие в политической борьбе на Севере. В 1918 г. дважды арестовывался большевиками и находился на гране расстрела. В конце 1918 г. он прекратил активную политическую деятельность и 23 декабря 1918 г. был восстановлен в числе преподавателей юридического факультета Петроградского университета, где начал чтение курса «Уголовной социологии». Его также избрали профессором социологии в Сельскохозяйственной Академии и в Институте народного хозяйства.
Жизнь в 1919 – 1922 годы Питирим Сорокин называл «жизнью в царстве смерти». Голод, холод, разруха доводили людей до самоубийства, не прекращались аресты и расстрелы. В здании университета больше не слышались молодые голоса и смех. Лекции читали по вечерам в студенческом общежитии. Лекции Сорокина по социологии были самыми посещаемыми. Как вспоминает сам П. Сорокин: «На лекциях я никогда не играл в политику, но приводил научные факты, независимо от того, подкрепляют ли они коммунистические теории или нет. Быть социологом в этих условиях – чертовски трудно, но я должен был оставаться честным социологом»[3].
Несмотря на очень суровые и сложные условия жизни Сорокину удалось написать и нелегально опубликовать два объемных тома «Системы социологии». Эти труды легли в основу диссертации, которую он блестяще защитил 22 апреля 1922 г.
А уже в сентябре 1922г. П. Сорокин с группой других ученых был выслан из Советской России. Некоторое время преподавал в Русском университете в Праге. Опубликовал труд «Современное состояние России» (1923). В конце 1923 г. был приглашен американскими социологами Эдвардом Хайесом и Эдвардом Россом для чтения лекций в США. Первые курсы читались в университетах Иллинойса и Висконсина, затем получил предложение занять место штатного профессора в Миннесотском университете. За шесть долгожданных лет спокойной жизни и работы в Миннесоте Сорокин опубликовал, помимо множества статей в американских и научных журналах, такие капитальные труды как: «Отрывки из русского дневника» (1924), «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Современные социологические теории» (1928) и др.
В 1929 г. его приглашают в Гарвардский университет, где он впервые в истории университета создает факультет социологии, который успешно возглавляет на протяжении двенадцати лет. За эти годы факультет воспитал множество известных и ведущих ученых в области американской социологии и психосоциальных наук, образования, культуры, таких как Р.Мертон, У. Мур, К. Андерсон, Е. Тириакян, Л. Вильсон и др. Факультет стал впоследствии центром социологии в Америке. На протяжении нескольких лет, привлекая к работе многих ученых и учеников в качестве соавторов и для сбора эмпирического материала и для технической обработки источников и специальной литературы, П. Сорокин создает свой главный труд «Социальную и культурную динамику» (в 4-х томах), где «проанализированы закономерности циклической флуктуации европейской культуры в течение трех тысячелетий».
В 1947 – 1948 гг., при существенной финансовой поддержке от главы крупнейшей фармацевтической корпорации он создал в Гарварде «Центр по изучению творческого альтруизма. Творческий альтруизм, согласно П. А. Сорокину, должен спасти человечество. Исторический процесс он понимал как циклическое развитие основных типов культуры, а основной причиной социально-культурных изменений является преобразование системы ценностей и значения.
В 1955 г., когда П. А. Сорокину исполнилось 66 лет, он вышел на пенсию, но остался директором Гарвардского исследовательского центра по созидательному альтруизму. 31 декабря 1959 г. в возрасте 70 лет он ушел со всех постов в Гарварде. В последнее десятилетие своей жизни продолжал активную научно-преподавательскую работу, выступая с лекциями в разных университетах, работая над книгами и статьями.
Таким был «долгий путь» П. Сорокина. Он пользовался большим влиянием в мире социологии при жизни, однако в дальнейшем оказался полузабытым как на Родине, так и на Западе. Исключение составляют лишь его идеи в области социальной мобильности. С начала 1990-х гг. появляется интерес к П. Сорокину в России, что проявилось в публикации целого ряда его трудов и исследований, посвященных его жизни и творчеству.
В данной работе мы остановимся на изучении важной темы в курсе социологии, а равно и в трудах П. А. Сорокина – социальной структуры общества и одной из ее центральных категорий «социальной стратификации».
2. Теория социальной стратификации П. Сорокина
Современное общество характеризуется наличием групп, обладающих значительно большими ресурсами богатства и власти, чем другие группы. Границы таких групп трудно определить. Часто сами индивиды, входящие в эти группы, не представляют не только их размеров и границ, но и собственного статуса в этой сложной социальной системе. Однако без знания реальной социальной структуры, характера распределения ценностей между различными группами и степени неравенства между ними невозможно понять, как функционирует и развивается общество. Совокупность знаний, касающихся перечисленных аспектов социальной жизни, относится к теории социальной стратификации[4].
В социальном пространстве выделяются два основных измерения: горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное измерение фиксирует вхождение индивида в определенную группу, например католиков, демократов, итальянцев, немцев или русских, рабочих, врачей или художников. Простое отнесение индивида к группе, конечно, ничего не говорит о его положении внутри группы: занимает он рядовые или руководящие позиции, пользуется уважением или выслушивает порицания, какой он имеет доход по сравнению с другими членами этой группы и т.д. Если говорить о совокупном социальном статусе человека, то надо учесть и положение его группы в вертикальном измерении относительно других групп.
И здесь возникает вопрос о том, каков профиль социальной стратификации в данной группе, на данный момент и каковы его колебания во времени. Этот вопрос о расстоянии между людьми по вертикали внутри одной и той же группы и расстоянии между группами в пространстве общества поднимает в своей теории социальной стратификации П. Сорокин.
Социальная стратификация – это дифференциация некоей данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит свое выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества[5].
Проще говоря, согласно теории Сорокина, социальная стратификация – это пространство в социуме с неравными расстояниями по вертикали и горизонтали, где точками отсчета в пространстве являются статусы различных индивидуумов.
Основной мыслью Сорокина следует считать утверждение, что в обществе в целом устойчива тенденция социальной пирамиды с верхушкой из привилегированных слоев и соответственно основанием из имеющих меньшее количество привилегий. Только при условии вытягивания пирамиды вверх в социуме происходят катаклизмы социального плана, перевороты, революции, превращая пирамиду в трапецию. Вслед за этим возникает вновь рост пирамиды благодаря вхождению в нее новых сил и это чередование циклично.
Важным является его утверждение о том, что любая организованная социальная группа всегда стратифицирована и все общества, в том числе устремленные к социализму и коммунизму, непременно создают стратификацию, независимо от идеологических лозунгов и убеждений. Расслоение существовало повсюду и во все времена, различаются, правда, его формы и пропорции. Не составляют исключения из правил и все современные демократии. Хоть в их конституциях и записано, что «все люди равны», но это никак не отражает их реальное положение в социальном пространстве. Достаточно сравнить ступени градации от президента до полицейского, от директора до рабочего, от ректора университета до уборщицы, от командующего армией до солдата и т.п. Нет нужды подтверждать эти очевидные факты. Что следует подчеркнуть при этом, так именно сам факт, что не только большие социальные агрегаты, но и любая организованная социальная группа, как только она сорганизовалась, неизбежно до определенной степени самодифференцируется.
Социальная стратификация – это постоянная характеристика любого организованного общества. Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала во всех обществах, провозглашавших равенства людей. Феодализм и олигархия продолжают существовать в науке и искусстве, политике и менеджменте, банде преступников и демократиях уравнителей – словом повсюду[6].
В своей теории он использует многомерную модель стратификации, разделенную тремя основными направлениями: экономическим (по состоятельности), политическим (по наличию власти, влияния) и профессиональным (по положению человека внутри своей профессии, а также по положению его профессии в обществе). Разумеется, все они тесно переплетены и взаимосвязаны. Это объясняется, прежде всего, тем, что люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, как правило, принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Однако, как и в любом правиле, бывают исключения. Так самые богатые не всегда находятся на вершине политической и профессиональной пирамиды.
Из этого следует сделать вывод о том, что взаимосвязь трех форм социальной стратификации не совершенна, потому как различные слои каждой из форм не полностью совпадают друг с другом. В связи с этим необходимо рассмотреть каждую форму социальной стратификации отдельно.
3. Формы социальной стратификации
3.1 Экономическая стратификация
Своей теорией социальной стратификации он разрушает иллюзию о том, будто человечество движется от сильного экономического неравенства – к обществу экономически равных граждан, в котором постепенно уменьшается расстояние между «верхом» и «низом». На огромном количестве примеров П. А. Сорокин показывает, что никакого однонаправленного движения в процессе истории нет. За исключением отдельных периодов социальных катаклизмов и разрушения социальной структуры, стратификация сохраняется – меняются формы, но профиль не меняется. В богатых странах люди не умирают с голоду, но различие между бедным и каким-нибудь нефтяным магнатом стало нисколько не меньше – скорее больше того, которое было в те времена, когда и в этих странах люди умирали от голода.
Привлекая данные о разных периодах истории и разных стран, П. А. Сорокин приходит к выводу, что профиль экономической стратификации обнаруживает ненаправленные флуктуации[7], т. е. временные небольшие повышения и понижения, бессистемные качания вокруг каких-то устойчивых точек. По его мнению, экономическая стратификация содержит два основных типа флуктуации:
- флуктуация экономического статуса группы как единого целого, выражающаяся в экономическом обогащении или обеднении социальных групп в целом;
- флуктуации высоты и профиля экономической стратификации внутри общества, отражающие возвышение или уплощение экономической пирамиды.
Изучив сущность флуктуации экономического статуса группы как единого целого, П. Сорокин утверждает, что благосостояние и доход различных обществ существенно меняется от одной страны к другой, от одной группы к другой. Средний уровень благосостояния и дохода в одном и том же обществе не постоянный, а меняется во времени. В истории семьи, нации или любой другой группы не существует устойчивой тенденции ни к обогащению, ни к обнищанию. Теория бесконечного экономического прогресса ошибочна.
Обращаясь к флуктуациям высоты и профиля экономической стратификации внутри общества, он ставил перед собой следующие вопросы:
- являются ли высота и профиль экономической пирамиды общества постоянными величинами или они изменяются от группы к группе и внутри одной и той же группы с течением времени;
- если они изменяются, то существует ли в этом изменении какая-нибудь регулярность и периодичность;
- существует ли постоянное направление этих изменений, и если оно есть, то каково оно?
Для решения поставленных вопросов он обращался ко многим гипотезам современной экономической науки. Цифровой проверки не выдержали: ни гипотеза В. Парето (о том, что стратификация во все времена и во всех странах остается принципиально неизменной), ни гипотеза К.Маркса (о том, что происходит обнищание масс, а, следовательно, усиливается экономическая дифференциация), ни гипотезы современников П. Сорокина, ученых, разделяющих мнение об уплощении стратификации и нарастании равенства.
Действительно, на ранних этапах первобытного общества экономическая дифференциация была незначительной, с развитием она увеличивалась, но, достигнув кульминационной точки, начинала видоизменяться, время от времени разрушаясь. Можно отметить определенную взаимозависимость между интенсификацией развития экономики и увеличением уровня стратификации по этому показателю.
Общий же вывод из анализа этого элемента стратификации представляется Сорокиным таким: при нормальных условиях, свободных от социальных потрясений в обществе, которое обладает сложной структурой, в котором наличествует институт частной собственности, изменение высоты и профиля экономической стратификации ограничено. При чрезвычайных обстоятельствах эти пределы могут быть нарушены, и профиль экономической стратификации может стать или очень плоским, или очень выпуклым и высоким. В обоих случаях такое положение кратковременно. И если «экономически плоское общество» не погибает, то «плоскость» быстро вытесняется усилением экономической стратификации. Если экономическое неравенство становится слишком сильным и достигает точки перенапряжения, то верхушке общества суждено разрушиться или быть низвергнутой.
Таким образом, в любом обществе в любые времена происходит борьба между силами стратификации и силами выравнивания. Первые работают постоянно и неуклонно, последние – стихийно, импульсивно, используя насильственные методы[8].
3.2 Политическая стратификация
Люди склонны считать, что в истории существует железная тенденция к политическому равенству и к уничтожению политического «феодализма» и иерархии. Такое суждение, с точки зрения П. А. Сорокина, типично и для современного общества, основными лозунгами которого являются слова: «Люди рождены и живут с равными правами» (Французская «Декларация прав человека и гражданина» 1791 года); или в другой редакции: «Мы признаем очевидным, что все люди сотворены равными и наделены Создателем базовыми неотъемлемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и право на счастье» (Американская Декларация независимости» 1776 г.)[9].
Действительно, волна демократизации, как выражается Сорокин, распространяется по всем континентам. Равенство фактически устанавливается до введения закона о равенстве, избирательное право постепенно становится всеобщим, ниспровергаются монархии, уничтожаются юридические классовые барьеры и отличия. Волна равенства пытается вытеснить все расовые и национальные отличия, профессиональные и экономические привилегии. Но одно дело – декларации и юридические права, а другое – реальная жизнь. Более глубокое изучение проблемы, основанное на изучении фактов и реального поведения людей, придает ситуации большую сомнительность. Не исключено, что все это было временным явлением, частью цикла, который будет вытеснен противоположной волной. Одно-два столетия – это слишком короткий период в истории, чтобы можно было утверждать о наличии какой-либо постоянной тенденции. В подтверждение П. Сорокин приводит ряд фактов, противостоящих гипотезе о постоянных «исторических тенденциях» перехода от монархии к республике, от самодержавия к демократии, отправления меньшинства к правлению большинства, от политического неравенства к равенству.
Политическая стратификация современных политических организаций не меньше, чем она была в прошлом. Она изменяется во времени и в пространстве без какой-либо постоянной тенденции. И внутри отдельной стратификационной структуры, и внутри ряда политических организаций существуют циклы возрастания и уменьшения политической стратификации.
П. А. Сорокин приходит к выводу, что политическая дифференциация положительно связана с двумя основными факторами: с размером политической организации и с разнородностью или однородностью (биологической, психологической, социальной), входящих в нее членов. При этом он выявил следующие закономерности.
При общих равных условиях, когда увеличиваются размеры политической организации, т.е. когда увеличивается число ее членов, политическая стратификация также возрастает, и наоборот. Увеличение размера политической организации увеличивает стратификацию, прежде всего, потому, что более многочисленное население диктует необходимость создания более развитого и крупного аппарата. А увеличение руководящего персонала приводит к его иерархизации и стратификации, что способствует отделению руководящего персонала от населения, возможности его эксплуатации, плохому обращению, злоупотреблениям и т. д.
Возрастание неоднородности населения приводит к усилению политического неравенства, так как большее количество членов различается между собой по своим внутренним способностям и приобретенным талантам. Когда в одном и том же политическом организме есть различные по расе, полу, возрасту, интеллекту, социальному статусу члены, и если к этому добавить еще многие «предубеждения», эмоциональные симпатии и антипатии, а также человеческую алчность, жадность, страсть власти, борьбу за существование и т. п. «добродетели», то слабость одной части и сила другой должны привести к лишению гражданских прав первых и к увеличению привилегий последних. То есть налицо политическая стратификация.
П. А. Сорокин утверждает, что даже при действенной защите избирательных прав декларациями и законами лишь очень небольшой процент людей живо и постоянно интересуется политикой. Этот процент, по-видимому, таковым и останется в будущем, а потому «правление делами неизбежно переходит в руки меньшинства», и «свободное правительство не может быть ничем иным, кроме как олигархией внутри демократии»[10].
Когда оба приведенных выше фактора работают в одном направлении, то и стратификация изменяется еще сильнее, и наоборот. Когда один или оба этих фактора возрастают внезапно, то политическая стратификация поразительно усиливается. А вот при возрастании роли одного из факторов и уменьшении роли другого они сдерживают влияние друг друга на колебания политической стратификации.
Силы политического выравнивания действуют одновременно с силами политической стратификации и циклично (как в экономической стратификации). Иногда в одном месте одерживают верх силы выравнивания, в другом стратифицирующие. При этом любое усиление выравнивающих факторов вызывает усиление противодействия со стороны противоположных сил. Так, общество в первый период социальной революции часто напоминает формой плоскую трапецию, без верхних эшелонов власти и их иерархии. Однако такое положение крайне неустойчиво, и спустя короткий промежуток времени устанавливается старая или новая иерархия групп. Таким образом, слишком плоский профиль является лишь переходным политическим состоянием общества. Если же стратификация становится слишком рельефной и высокой, ее верхние слои рано или поздно отсекаются революцией, войной, введением новых законов и т.п. Указанными способами политический организм возвращается к состоянию равновесия тогда, когда форма социального конуса либо очень плоская, либо очень высокая.
Профиль политической стратификации подвижнее, и колеблется он в более широких пределах, чаще и импульсивнее, чем профиль экономической стратификации. Когда колебание профиля в одном направлении становится слишком резким, то противоположные силы разными способами увеличивают свое давление и приводят профиль стратификации к точке равновесия.
3.3 Профессиональная стратификация
Профессиональная стратификация, согласно П. Сорокину, состоит из двух основных групп фактов. Во-первых, определенные классы профессий, профессиональные группы составляют соответствующие социальные страты, когда одни профессиональные группы всегда относились к верхним социальным слоям, а другие почти всегда находились у основания социального конуса. Во-вторых, феномен профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы, где занятые в них люди стратифицированы на многие ранги и уровни.
Таким образом, профессиональная стратификация проявляется в двух основных формах: иерархии основных профессиональных групп (межпрофессиональная стратификация) и стратификация внутри каждой профессиональной группы (внутрипрофессиональная стратификация).
В межпрофессиональной стратификации П. Сорокин, выделяет два основополагающих показателя:
- важность занятия (профессии) для выживания и функционирования группы в целом;
- уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
Социально-значимыми профессиями, по мнению Сорокина, являются те профессии, которые связаны с функциями организации и контроля группы, т.к. они требуют высокого уровня интеллекта, базирующегося на профессиональном образовании и достижениях, связанных с организацией и контролем группы. Профессиональные группы, осуществляющие базовые функции социальной организации и контроля, помещены в центре «двигателя общества». Плохое поведение солдата не может сильно повлиять на всю армию, а вот действие командующего армией автоматически влияет на всю армию. Находясь на контролирующей точке «социального двигателя» соответствующие социальные группы обеспечивают для себя максимум привилегий и власти в обществе. Уже этим объясняется соотношение между социальной значимостью профессии и ее местом в иерархии профессиональных групп.
Современная классификация умственных и физических профессий, принятая западными исследователями, напоминает пирамиду. Наверху профессиональной пирамиды расположена группа профессий, включающая высокопоставленных официальных лиц и крупных бизнесменов, за ней следует класс «полупрофессионалов» из мелких бизнесменов и служащих. Ниже находится класс «квалифицированного труда», далее идет класс «полуквалифицированного труда» и, наконец, класс «неквалифицированного труда». Нетрудно заметить, что эта квалификация основана на принципе уменьшения интеллекта и контролирующей силы профессии, одновременно совпадающем с уменьшением оплаты труда и снижением социального статуса профессии в иерархии.
Это подтверждается также «шкалой профессионального статуса» Ф.Барра, построенной с учетом уровня интеллекта, необходимого для удовлетворительного занятия профессией. В краткой форме она дает следующие коэффициенты интеллекта:
От 0 до 4,29 – случайная работа, странствующие рабочие, собирание отбросов, ремонтники, повседневные занятия, простой крестьянский труд, работа в прачечной и т.п.;
От 5,41 до 6,93 – водитель, разносчик, сапожник, парикмахер и т.п.;
От 7,05 до 10,83 – ремонтник широкого профиля, повар, фермер, полицейский, строитель, почтальон, каменщик, водопроводчик, ковровых дел мастер, гончар, портной и т. п.;
От 10,86 до 16,28 – детектив, клерк, служащий транспортной компании, прораб, библиотекарь, медсестра, учитель в начальной и средней школе, фармацевт, артист, инженер и т.п.;
От 16,58 до 17,50 – оптовый торговец, инженер-консультант, администратор системы образования, врач, журналист, издатель и т.п.;
От 17,81 до 20.71 – профессор университета, крупный делец, великий музыкант, общенациональные официальные лица, выдающийся писатель, видный исследователь, талантливый инноватор и т.п.
Таблица показывает, что три переменные – «ручной характер», низкий уровень интеллекта, необходимый для его исполнения, и отдаленное отношение к функциям социальной организации и контроля – все они параллельны и взаимосвязаны[11]. Переходя от менее «интеллектуальных» к более «интеллектуальным» профессиям, наблюдается возрастание среднего уровня дохода.
Второй вид профессиональной стратификации, с точки зрения П. Сорокина, представляет внутрипрофессиональная иерархия. Члены почти каждой профессиональной группы подразделяются на три основных слоя. Первый охватывает предпринимателей, или хозяев, которые экономически независимы в своей деятельности и чья деятельность заключается в организации и контроле своего «дела» и своих служащих. Второй слой представляют служащие высшей категории – директора, менеджеры, главные инженеры, члены совета директоров и т.д. Они не владельцы «дела», но играют важную роль в его организации, за что получают высокую заработную плату. Третий слой - наемные рабочие, которые, как и служащие высокого ранга, продают свой труд, но значительно дешевле. Каждый из этих слоев-классов подразделяются на подклассы.
Для того чтобы «замерить» увеличение или сокращение профессиональной стратификации, необходимо изучить, во-первых, высоту профессиональной стратификации (через разницу в подчинении низших подгрупп высшей в рамках определенной профессиональной группы, степень зависимости низших слоев от верхних и степень оплаты высших и нижних слоев). Во-вторых, нужно изучить этажность (внутреннюю градацию) профессиональной стратификации, которая измеряется количеством рангов в иерархии и, в-третьих, профиль профессиональной стратификации. Для упрощения П. Соркин предлагает рассматривать три основные профессиональные страты: руководители, служащие и наемные рабочие.
Высота профессиональной стратификации измеряется, согласно П. Сорокину, в зависимости от типа организации: частное предприятие, правительственное учреждение, общественная организация. При этом любой шаг к ограничению прав и воли руководителей профессиональной организации должен рассматриваться как уменьшение высоты профессиональной стратификации. Но пока существуют учреждения с их современным сложным механизмом производства, любая организация труда обречена на стратификацию. При этом существуют объективные условия, не допускающие неограниченного увеличения высоты стратификации, такие как ограниченные способности руководителя как индивида и склонность людей сглаживать любую форму неравенства.
Этажность (градация) профессиональной стратификации зависит от двух основных факторов: природы профессии и размеров профессиональной организации. Профессиональные организации с исполнительными функциями, работа которых заключается больше в действии (армия, промышленность), имеют тенденцию к более четкой внутренней градации. По наблюдениям Сорокина, они становятся более централизованными, чем организации, основная функция которых заключается в исследовании и творчестве (профессиональные группы ученых, учителей, художников, актеров и т.д.). Второй фактор градации – размеры профессионального учреждения: чем больше служащих, тем больше требуется руководителей разных рангов, тем больше этажность профессиональной стратификации.
Профиль стратификации колеблется от учреждения к учреждению, от группы к группе. При этом средние слои в зависимости от специальных условий могут, согласно П. Сорокину, иногда увеличиваться, иногда уменьшаться. Но одно определенно – они не могут полностью поглощаться другими классами. В современных обществах одинаково невероятно исчезновение и слоя наемных рабочих, и слоя руководителей-менеджеров. Отсюда все колебания в профиле профессиональной стратификации.
В конечном счете, П. А. Сорокин приходит к выводу, аналогичному тому, который был сделан относительно экономической и политической стратификации: профили профессиональной стратификации колеблются, не обнаруживая никакой отчетливо наблюдаемой направленности. Те же ненаправленные флуктуации.
Социальная стратификация – функционально необходимая, а потому и обязательная черта любого общества. При этом наблюдается такая закономерность: чем организованней общество, чем нормальней оно функционирует, тем оптимальней выглядит его стратификационная характеристика. И наоборот, примитивно организованному обществу (а таковыми являются и первобытные образования, и современные деспотии) соответствуют либо примитивное, либо сверхсложное, деформированные стратификационные пространства[12].
Заключение
В заключение следует сказать, что работы Питирима Сорокина о социальной стратификации важны для истории русской социологии. Он затрагивает самые главные проблемы общества, которые до него еще никто не затрагивал. Концепция социальной стратификации актуальна и в настоящее время, так как мы имеем возможность каждый день наблюдать за процессами изменения социального пространства индивида, его перехода из одного социального слоя в другой.
В данной работе освещены основные положения концепции социальной стратификации П. Сорокина. Даны краткие характеристики основных форм стратификации: экономической, политической и профессиональной.
Концепция экономической стратификации этого социолога состоит в том, что индивидуум, занимающий определенную позицию в экономическом плане общества высшего слоя, одновременно относится к высшим политическим и профессиональным слоям, а низшие слои в иерархии, как правило, лишены гражданских прав. Однако при такой классификации существуют и исключения. Политическая стратификация по его теории означает, что любая группа имеет политическую дифференциацию, которая зависит от размера политического организма и разнородности ее членов. Профессиональная стратификация определяется как группы общества, разделенные между собой по роду их деятельности и занятиям притом, что некоторые профессии имеют более престижную окраску по сравнению с другими.
Несомненно, что этот русско-американский социолог внес огромный вклад в развитие общественной мысли и в развитие социологии, как науки об обществе.
Работа построена на изучении трудов П. А. Сорокина и других известных социологов.
Список литературы
Учебная и научная литература
1. Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. С.
2. Сорокин П. А. Долгий путь. Автобиографический роман: Пер. с англ. – Сыктывкар: СЖ Коми ССР. МП «Шыпас», 1991. С.
3. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: Политиздат, 1992. С.
4. Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 2000. С.
Интернет-ресурсы
1. http://www.i-u.ru/forum/
2. http://www.sociology.mephi.ru/
[1] На самом деле П. Сорокин родился 23 января 1889 г. (4 февраля по н. ст.), что подтверждается метрической записью турьинской Воскресенской церкви. О путанице с местом и датой его рождения см. Липский А. В., Кротов П. П. «Зырянский след в биографии П. А. Сорокина» Социол. исслед., 1990, № 2
[2] Сорокин П. А. Долгий путь. Автобиографический роман: Пер. с англ. – Сыктывкар: СЖ Коми ССР. МП «Шыпас», 1991. С. 60
[3] Сорокин П. А. Долгий путь. Автобиографический роман: Пер. с англ. – Сыктывкар: СЖ Коми ССР. МП «Шыпас», 1991. С. 144
[4] Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 2000. С. 223
[5] Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: Политиздат, 1992. С. 302
[6] Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: Политиздат, 1992. С. 306
[7] Флуктуации (от лат. fluctuatio – колебание), случайные отклонения физ. величин от их ср. значений. Советский энциклопедический словарь/Гл.ред. А. М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. С.1436
[8] Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: Политиздат, 1992. С. 334
[9] Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: Политиздат, 1992. С. 336
[10] Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: Политиздат, 1992. С. 342
[11] Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: Политиздат, 1992. С. 356
[12] Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. С. 142
Информация о работе Концепция социальной стратификации П. Сорокина