Концепция социальной стратификации П. Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:48, реферат

Описание

профессиональный статусы личности.
Цель данной работы провести тщательный анализ основных положений концепции социальной стратификации П. Сорокина в свете его научных воззрений и исторической действительности, участником которой он был.
Для решения поставленных задач необходимо познакомиться с многомерной моделью социальной стратификации, разделенной тремя основными направлениями: экономикой, политикой и профессиональной деятельностью, которые можно назвать базовыми.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3
1. «Долгий путь» Питирима Сорокина ..……………………………….. 4
2. Теория социальной стратификации П. Сорокина ...………………… 8
3. Формы социальной стратификации …………………………………. 12
3.1 Экономическая стратификация ……………………..………. 12
3.2 Политическая стратификация ………………...…………....... 14
3.3 Профессиональная стратификация ………………………...... 18
Заключение ………………………………………………………………. 23
Список литературы ……………………………………………………… 24

Работа состоит из  1 файл

Р-т по социологии 2.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

              - 3 -             

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

 

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Московский университет МВД

 

 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

РЕФЕРАТ

 

по учебной дисциплине: «Социология»

 

 

на тему: «Концепция социальной стратификации П. Сорокина»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

                                                                                                                                                          Стр.

Введение ………………………………………………………………….              3

1. «Долгий путь» Питирима Сорокина ..………………………………..              4

2. Теория социальной стратификации П. Сорокина ...……………              8             

3. Формы социальной стратификации ………………………………….              12             

3.1  Экономическая стратификация ……………………..……….              12

3.2 Политическая стратификация ………………...………….......              14             

3.3 Профессиональная стратификация ………………………......              18             

Заключение ……………………………………………………………….              23             

Список литературы ……………………………………………………              24             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Питирим Александрович Сорокинодин из крупнейших представителей социальной мысли ХХ столетия, внесший огромный вклад в развитие, как русской, так и американской социологии. Он один из основоположников теории социальной стратификации общества. П. Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно признан как один из классиков ХХ столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.

П. А. Сорокин исходил из аксиоматической предпосылки о наличие в любом обществе и в любой социальной общности расслоения в силу присущего им социального неравенства. Социальное расслоение общества является законом его развития. По мнению Сорокина, реальное равенство людей в обществе — это миф, который за всю историю человечества так и не стал реальностью.

Перечисленные выводы объясняют актуальность выбранной темы.

Сущность стратификации П.А. Сорокин видел «в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличие или отсутствие социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества». В качестве основных стратификационных показателей им были предложены экономический, политический и профессиональный статусы личности.

Цель данной работы провести тщательный анализ основных положений концепции социальной стратификации П. Сорокина в свете его научных воззрений и исторической действительности, участником которой он был.

Для решения поставленных задач необходимо познакомиться с многомерной моделью социальной стратификации, разделенной тремя основными направлениями: экономикой, политикой и профессиональной деятельностью, которые можно назвать базовыми.

1. «Долгий путь» Питирима Сорокина

 

 

Питирим Александрович Сорокин родился 21 января 1889 г.[1] в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии (Коми край). Мать была зырянская крестьянка, отец - русский. Отец Александр Прокопьевич Сорокин, был странствующим ремесленником и занимался церковно-реставрационными работами. Питирим Сорокин рано осиротел.

Окончив Гамскую второклассную школу с отличными результатами, по протекции известного просветителя А. Н. Образцова осенью 1904 г. он поступает в Хреновскую церковно-учительскую духовную семинарию Костромской губернии. В годы Первой русской революции (1905-1906г.)    П. Сорокин втянулся в революционную деятельность и стал ревностным социал-революционером (эсером). Из церковно-учительской школы он был исключен в связи с арестом. Систематическое среднее образование он получил только в Санкт-Петербурге. Здесь он окончил вечернюю школу (Черняевские курсы), где провел два года. Успешно сдав экзамены за гимназический курс, в 1909 г. поступил в Санкт-Петербургский Психоневрологический институт.

Здесь началось становление Питирима Сорокина как социолога. Он установил хорошие отношения с основателем института, всемирно известным психологом и психиатром В. М. Бехтеревым и с признанными лидерами мировой науки М. М. Ковалевским и Е. Де Роберти, специалистами в областях социологии, антропологии, философии и экономической истории. Несмотря на плодотворные занятия  в психоневрологическом институте в конце первого года учебы он решил покинуть его, чтобы избежать призыва в царскую армию и в 1910 г. поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

Сорокин-студент вел активную научную и публицистическую деятельность. В этот период он опубликовал более десятка серьезных научных работ, не считая рецензий, рефератов и обзоров публикаций в зарубежной периодике. В это время он сотрудничал с журналами «Вестник психологии и криминальной антропологии», «Новые идеи в правоведении». Будучи студентом третьего курса, в 1913 г., опубликовал свою первую книгу «Преступление и кара, подвиг и награда».

Систему своих взглядов этого периода он сам позже охарактеризовал как «разновидность эмпирического неопозитивизма или критического реализма, основывающиеся на логических и эмпирических научных методах познания»[2]. Параллельно с обучением он занимался революционной деятельностью. Социально-политические условия в России между 1910 – 1914 гг. не позволяли отгородиться от них наукой. Тесные отношения с эсерами и другими социалистами, активная общественная работа, политические статьи в элитарных и популярных проэсеровских периодических изданиях создали П. Сорокину репутацию заметного идеолога и молодого лидера эсеровского толка. Его политическая активность не осталась без внимания со стороны царской охранки и ее тайных агентов. Кратковременные аресты переросли в угрозу длительного заключения и последующей ссылки. Друзья помогли покинуть Россию и скрыться на время в Западной Европе. Вернувшись в Санкт-Петербург, он продолжил свою академическую жизнь неразрывно связанную с борьбой против самодержавия за академические свободы.

В рекордный срок  - за два года вместо обычных четырех или более лет - П. Сорокин подготовился и успешно сдал устный экзамен на степень «магистранта уголовного права» в октябре-ноябре 1916 года, что позволило ему стать приват-доцентом Санкт-Петербургского университета. Защита докторской диссертации, назначенной на февраль 1917г. не состоялась из-за начавшейся русской революции.

Социология  вошла в число изучаемых в университете дисциплин при Временном правительстве Керенского в 1917 году, а в 1919 – 1922 гг. была образована специальная кафедра социологии, руководителем которой стал П. Сорокин. После февральской революции Сорокин редактировал газету «Воля народа» (орган правых эсеров), был личным секретарем А.Ф.Керенского, депутатом Учредительного собрания. В 1917 г. он принял активное участие в революции на стороне партии эсеров. После Октября 1917 г. встал в оппозицию большевистскому режиму, принимал участие в политической борьбе на Севере. В 1918 г. дважды арестовывался большевиками и находился на гране расстрела. В конце 1918 г. он прекратил активную политическую деятельность и 23 декабря 1918 г. был восстановлен в числе преподавателей юридического факультета Петроградского университета, где начал чтение курса «Уголовной социологии». Его также избрали профессором  социологии в Сельскохозяйственной Академии и в Институте народного хозяйства.

Жизнь в 1919 – 1922 годы Питирим Сорокин называл «жизнью в царстве смерти». Голод, холод, разруха доводили людей до самоубийства, не прекращались аресты и расстрелы. В здании университета больше не слышались молодые голоса и смех. Лекции читали по вечерам в студенческом общежитии. Лекции Сорокина по социологии были самыми посещаемыми. Как вспоминает сам П. Сорокин: «На лекциях я никогда не играл в политику, но приводил научные факты, независимо от того, подкрепляют ли они коммунистические теории или нет. Быть социологом в этих условиях – чертовски трудно, но я должен был оставаться честным социологом»[3].

Несмотря на очень суровые и сложные условия жизни Сорокину удалось написать и нелегально опубликовать два объемных тома «Системы социологии». Эти труды легли в основу диссертации, которую он блестяще защитил  22 апреля 1922 г.

А уже в сентябре 1922г. П. Сорокин с группой других ученых был выслан из Советской России. Некоторое время преподавал в Русском университете в Праге. Опубликовал труд «Современное состояние России» (1923). В конце 1923 г. был приглашен американскими социологами Эдвардом Хайесом и Эдвардом Россом для чтения лекций в США. Первые курсы читались в университетах Иллинойса и Висконсина, затем получил предложение занять место штатного профессора в Миннесотском университете. За шесть долгожданных лет спокойной жизни и работы в Миннесоте Сорокин опубликовал, помимо множества статей в американских и научных журналах, такие капитальные труды как: «Отрывки из русского дневника» (1924), «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Современные социологические теории» (1928) и др.

В 1929 г. его приглашают в Гарвардский университет, где он впервые в истории университета создает факультет социологии, который успешно возглавляет на протяжении двенадцати лет. За эти годы факультет воспитал множество известных  и ведущих ученых в области американской социологии и психосоциальных наук, образования, культуры, таких как Р.Мертон, У. Мур, К. Андерсон, Е. Тириакян, Л. Вильсон и др. Факультет стал впоследствии центром социологии в Америке. На протяжении нескольких лет, привлекая к работе многих ученых и учеников в качестве соавторов и для сбора эмпирического материала и для технической обработки источников и специальной литературы, П. Сорокин создает свой главный труд «Социальную и культурную динамику» (в 4-х томах), где «проанализированы закономерности циклической флуктуации  европейской культуры в течение трех тысячелетий».

В 1947 – 1948 гг., при существенной финансовой поддержке от главы крупнейшей фармацевтической корпорации он создал в Гарварде «Центр по изучению творческого альтруизма. Творческий альтруизм, согласно П. А. Сорокину, должен спасти человечество. Исторический процесс он понимал как циклическое развитие основных типов культуры, а основной причиной социально-культурных изменений является преобразование системы ценностей и значения.

В 1955 г., когда П. А. Сорокину исполнилось 66 лет, он вышел на пенсию, но остался директором Гарвардского исследовательского центра по созидательному альтруизму. 31 декабря 1959 г. в возрасте 70 лет он ушел со всех постов в Гарварде. В последнее десятилетие своей жизни продолжал активную научно-преподавательскую работу, выступая с лекциями в разных университетах, работая над книгами и статьями.

Таким был «долгий путь» П. Сорокина. Он пользовался большим влиянием в мире социологии при жизни, однако в дальнейшем оказался полузабытым как на Родине, так и на Западе. Исключение составляют лишь его идеи в области социальной мобильности. С начала 1990-х гг. появляется интерес к П. Сорокину в России, что проявилось в публикации целого ряда его трудов и исследований, посвященных его жизни и творчеству.

В данной работе мы остановимся на изучении важной темы в курсе социологии, а равно и в трудах П. А. Сорокина – социальной структуры общества и одной из ее центральных категорий «социальной стратификации».

 

 

2.      Теория социальной стратификации П. Сорокина

 

 

Современное общество характеризуется наличием групп, обладающих значительно большими ресурсами богатства и власти, чем другие группы. Границы таких групп трудно определить. Часто сами индивиды, входящие в эти группы, не представляют не только их размеров и границ, но и собственного статуса в этой сложной социальной системе. Однако без знания реальной социальной структуры, характера распределения ценностей между различными группами и степени неравенства между ними невозможно понять, как функционирует и развивается общество. Совокупность знаний, касающихся перечисленных аспектов социальной жизни, относится к теории социальной стратификации[4].

В социальном пространстве выделяются два основных измерения: горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное измерение фиксирует вхождение индивида в определенную группу, например католиков, демократов, итальянцев, немцев или русских, рабочих, врачей или художников. Простое отнесение индивида к группе, конечно, ничего не говорит о его положении внутри группы: занимает он рядовые или руководящие позиции, пользуется уважением или выслушивает порицания, какой он имеет доход по сравнению с другими членами этой группы и т.д. Если говорить о совокупном социальном статусе человека, то надо учесть и положение его группы в вертикальном измерении относительно других групп.

И здесь возникает вопрос о том, каков профиль социальной стратификации в данной группе, на данный момент и каковы его колебания во времени. Этот вопрос о расстоянии между людьми по вертикали внутри одной и той же группы и расстоянии между группами в пространстве общества поднимает в своей теории социальной стратификации П. Сорокин.

Социальная стратификация – это дифференциация некоей данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит свое выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества[5].

Проще говоря, согласно теории Сорокина, социальная стратификация – это пространство в социуме с неравными расстояниями по вертикали и горизонтали, где точками отсчета в пространстве являются статусы различных индивидуумов.

Основной мыслью Сорокина следует считать утверждение, что в обществе в целом устойчива тенденция социальной пирамиды с верхушкой из привилегированных слоев и соответственно основанием из имеющих меньшее количество привилегий. Только при условии вытягивания пирамиды вверх в социуме происходят катаклизмы социального плана, перевороты, революции, превращая пирамиду в трапецию. Вслед за этим возникает вновь рост пирамиды благодаря вхождению в нее новых сил и это чередование циклично.

Важным является его утверждение о том, что любая организованная социальная группа всегда стратифицирована и все общества, в том числе устремленные к социализму и коммунизму, непременно создают стратификацию, независимо от идеологических лозунгов и убеждений. Расслоение существовало повсюду и во все времена, различаются, правда, его формы и пропорции. Не составляют исключения из правил и все современные демократии. Хоть в их конституциях и записано, что «все люди равны», но это никак не отражает их реальное положение в социальном пространстве. Достаточно сравнить ступени градации от президента до полицейского, от директора до рабочего, от ректора университета до уборщицы, от командующего армией до солдата и т.п. Нет нужды подтверждать эти очевидные факты. Что следует подчеркнуть при этом, так именно сам факт, что не только большие социальные агрегаты, но и любая организованная социальная группа, как только она сорганизовалась, неизбежно до определенной степени самодифференцируется.

Социальная стратификация – это постоянная характеристика любого организованного общества. Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала во всех обществах, провозглашавших равенства людей. Феодализм и олигархия продолжают существовать в науке и искусстве, политике и менеджменте, банде преступников и демократиях уравнителей – словом повсюду[6].

В своей теории он использует многомерную модель стратификации, разделенную тремя основными направлениями: экономическим (по состоятельности), политическим (по наличию власти, влияния) и профессиональным (по положению человека внутри своей профессии, а также по положению его профессии в обществе). Разумеется, все они тесно переплетены и взаимосвязаны. Это объясняется, прежде всего, тем, что люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, как правило, принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Однако, как и в любом правиле, бывают исключения. Так самые богатые не всегда находятся на вершине политической и профессиональной пирамиды.

Из этого следует сделать вывод о том, что взаимосвязь трех форм социальной стратификации не совершенна, потому как различные слои каждой из форм не полностью совпадают друг с другом. В связи с этим необходимо рассмотреть каждую форму социальной стратификации отдельно.

 

 

 

 

3. Формы социальной стратификации

 

3.1 Экономическая стратификация

 

 

Своей теорией социальной стратификации он разрушает иллюзию о том, будто человечество движется от сильного экономического неравенства – к обществу экономически равных граждан, в котором постепенно уменьшается расстояние между «верхом» и «низом».  На огромном количестве примеров П. А. Сорокин показывает, что никакого однонаправленного движения в процессе истории нет. За исключением отдельных периодов социальных катаклизмов и разрушения социальной структуры, стратификация сохраняется – меняются формы, но профиль не меняется. В богатых странах люди не умирают с голоду, но различие между бедным и каким-нибудь нефтяным магнатом стало нисколько не меньше – скорее больше того, которое было в те времена, когда и в этих странах люди умирали от голода.

Привлекая данные о разных периодах истории и разных стран, П. А. Сорокин приходит к выводу, что профиль экономической стратификации обнаруживает ненаправленные флуктуации[7], т. е. временные небольшие повышения и понижения, бессистемные качания вокруг каких-то устойчивых точек. По его мнению, экономическая стратификация содержит два основных типа флуктуации:

- флуктуация экономического статуса группы как единого целого, выражающаяся в экономическом обогащении или обеднении социальных групп в целом;

- флуктуации высоты и профиля экономической стратификации внутри общества, отражающие возвышение или уплощение экономической пирамиды.

Изучив сущность флуктуации экономического статуса группы как единого целого, П. Сорокин утверждает, что благосостояние и доход различных обществ существенно меняется от одной страны к другой, от одной группы к другой. Средний уровень благосостояния и дохода в одном и том же обществе не постоянный, а меняется во времени. В истории семьи, нации или любой другой группы не существует устойчивой тенденции ни к обогащению, ни к обнищанию. Теория бесконечного экономического прогресса ошибочна.

Обращаясь к флуктуациям высоты и профиля экономической стратификации внутри общества, он ставил перед собой следующие вопросы:

- являются ли высота и профиль экономической пирамиды общества постоянными величинами или они изменяются от группы к группе и внутри одной и той же группы с течением времени;

- если они изменяются, то существует ли в этом изменении какая-нибудь регулярность и периодичность;

- существует ли постоянное направление этих изменений, и если оно есть, то каково оно?

Для решения поставленных вопросов он обращался ко многим гипотезам современной экономической науки. Цифровой проверки не выдержали: ни гипотеза В. Парето (о том, что стратификация во все времена и во всех странах остается принципиально неизменной), ни гипотеза К.Маркса (о том, что происходит обнищание масс, а, следовательно, усиливается экономическая дифференциация), ни гипотезы современников П. Сорокина, ученых, разделяющих мнение об уплощении стратификации и нарастании равенства.

Действительно, на ранних этапах первобытного общества экономическая дифференциация была незначительной, с развитием она увеличивалась, но, достигнув кульминационной точки, начинала видоизменяться, время от времени разрушаясь. Можно отметить определенную взаимозависимость между интенсификацией развития экономики и увеличением уровня стратификации по этому показателю.

Общий же вывод из анализа этого элемента стратификации представляется Сорокиным таким: при нормальных условиях, свободных от социальных потрясений в обществе, которое обладает сложной структурой, в котором наличествует институт частной собственности, изменение высоты и профиля экономической стратификации ограничено. При чрезвычайных обстоятельствах эти пределы могут быть нарушены, и профиль экономической стратификации может стать или очень плоским, или очень выпуклым и высоким. В обоих случаях такое положение кратковременно. И если «экономически плоское общество» не погибает, то «плоскость» быстро вытесняется усилением экономической стратификации. Если экономическое неравенство становится слишком сильным и достигает точки перенапряжения, то верхушке общества суждено разрушиться или быть низвергнутой.

Таким образом, в любом обществе в любые времена происходит борьба между силами стратификации и силами выравнивания. Первые работают постоянно и неуклонно, последние – стихийно, импульсивно, используя насильственные методы[8].

 

 

3.2 Политическая стратификация

 

 

Люди склонны считать, что в истории существует железная тенденция к политическому равенству и к уничтожению политического «феодализма» и иерархии. Такое суждение, с точки зрения П. А. Сорокина, типично и для современного общества, основными лозунгами которого являются слова: «Люди рождены и живут с равными правами» (Французская «Декларация прав человека и гражданина» 1791 года); или в другой редакции: «Мы признаем очевидным, что все люди сотворены равными и наделены Создателем базовыми неотъемлемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и право на счастье» (Американская Декларация независимости» 1776 г.)[9].

Действительно, волна демократизации, как выражается Сорокин, распространяется по всем континентам. Равенство фактически устанавливается до введения закона о равенстве, избирательное право постепенно становится всеобщим, ниспровергаются монархии, уничтожаются юридические классовые барьеры и отличия. Волна равенства пытается вытеснить все расовые и национальные отличия, профессиональные и экономические привилегии. Но одно дело – декларации и юридические права, а другое – реальная жизнь. Более глубокое изучение проблемы, основанное на изучении фактов и реального поведения людей, придает ситуации большую сомнительность. Не исключено, что все это было временным явлением, частью цикла, который будет вытеснен противоположной волной. Одно-два столетия – это слишком короткий период в истории, чтобы можно было утверждать о наличии какой-либо постоянной тенденции. В подтверждение П. Сорокин приводит ряд фактов, противостоящих гипотезе о постоянных «исторических тенденциях» перехода от монархии к республике, от самодержавия к демократии, отправления меньшинства к правлению большинства, от политического неравенства к равенству.

Политическая стратификация современных политических организаций не меньше, чем она была в прошлом. Она изменяется во времени и в пространстве без какой-либо постоянной тенденции. И внутри отдельной стратификационной структуры, и внутри ряда политических организаций существуют циклы возрастания и уменьшения политической стратификации.

П. А. Сорокин приходит к выводу, что политическая дифференциация положительно связана с двумя основными факторами: с размером политической организации и с разнородностью или однородностью (биологической, психологической, социальной), входящих в нее членов. При этом он выявил следующие закономерности.

При общих равных условиях, когда увеличиваются размеры политической организации, т.е. когда увеличивается число ее членов, политическая стратификация также возрастает, и наоборот. Увеличение размера политической организации увеличивает стратификацию, прежде всего, потому, что более многочисленное население диктует необходимость создания более развитого и крупного аппарата. А увеличение руководящего персонала приводит к его иерархизации и стратификации, что способствует отделению руководящего персонала от населения, возможности его эксплуатации, плохому обращению, злоупотреблениям и т. д.

Возрастание неоднородности населения приводит к усилению политического неравенства, так как большее количество членов различается между собой по своим внутренним способностям и приобретенным талантам. Когда в одном и том же политическом организме есть различные по расе, полу, возрасту, интеллекту, социальному статусу члены, и если к этому добавить еще многие «предубеждения», эмоциональные симпатии и антипатии, а также человеческую алчность, жадность, страсть власти, борьбу за существование и т. п. «добродетели», то слабость одной части и сила другой должны привести к лишению гражданских прав первых и к увеличению привилегий последних. То есть налицо политическая стратификация.

П. А. Сорокин утверждает, что даже при действенной защите избирательных прав декларациями и законами лишь очень небольшой процент людей живо и постоянно интересуется политикой. Этот процент, по-видимому, таковым и останется в будущем, а потому «правление делами неизбежно переходит в руки меньшинства», и «свободное правительство не может быть ничем иным, кроме как олигархией внутри демократии»[10].

Когда оба приведенных выше фактора работают в одном направлении, то и стратификация изменяется еще сильнее, и наоборот. Когда один или оба этих фактора возрастают внезапно, то политическая стратификация поразительно усиливается. А вот при возрастании роли одного из факторов и уменьшении роли другого они сдерживают влияние друг друга на колебания политической стратификации.

Силы политического выравнивания действуют одновременно с силами политической стратификации и циклично (как в экономической стратификации). Иногда в одном месте одерживают верх силы выравнивания, в другом стратифицирующие. При этом любое усиление выравнивающих факторов вызывает усиление противодействия со стороны противоположных сил. Так, общество в первый период социальной революции часто напоминает формой плоскую трапецию, без верхних эшелонов власти и их иерархии. Однако такое положение крайне неустойчиво, и спустя короткий промежуток времени устанавливается старая или новая иерархия групп. Таким образом, слишком плоский профиль является лишь переходным политическим состоянием общества. Если же стратификация становится слишком рельефной и высокой, ее верхние слои рано или поздно отсекаются революцией, войной, введением новых законов и т.п. Указанными способами политический организм возвращается к состоянию равновесия тогда, когда форма социального конуса либо очень плоская, либо очень высокая.

Профиль политической стратификации подвижнее, и колеблется он в более широких пределах, чаще и импульсивнее, чем профиль экономической стратификации. Когда колебание профиля в одном направлении становится слишком резким, то противоположные силы разными способами увеличивают свое давление и приводят профиль стратификации к  точке равновесия.

 

 

3.3 Профессиональная стратификация

 

 

Профессиональная стратификация, согласно П. Сорокину, состоит из двух основных групп фактов. Во-первых, определенные классы профессий, профессиональные группы составляют соответствующие социальные страты, когда одни профессиональные группы всегда относились к верхним социальным слоям, а другие почти всегда находились у основания социального конуса. Во-вторых, феномен профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы, где занятые в них люди стратифицированы на многие ранги и уровни.

Таким образом, профессиональная стратификация проявляется в двух основных формах: иерархии основных профессиональных групп (межпрофессиональная стратификация) и стратификация внутри каждой профессиональной группы (внутрипрофессиональная стратификация).

В межпрофессиональной стратификации П. Сорокин, выделяет  два основополагающих показателя:

- важность занятия (профессии) для выживания и функционирования группы в целом;

- уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

Социально-значимыми профессиями, по мнению Сорокина, являются те профессии, которые связаны с функциями организации и контроля группы, т.к. они требуют высокого уровня интеллекта, базирующегося на профессиональном образовании и достижениях, связанных с организацией и контролем группы. Профессиональные группы, осуществляющие базовые функции социальной организации и контроля, помещены в центре «двигателя общества». Плохое поведение солдата не может сильно повлиять на  всю армию, а вот действие командующего армией  автоматически влияет на всю армию. Находясь на контролирующей точке «социального двигателя» соответствующие социальные группы обеспечивают для себя максимум привилегий и власти в обществе. Уже этим объясняется соотношение между социальной значимостью профессии и ее местом в иерархии профессиональных групп.

Современная классификация умственных и физических профессий, принятая западными исследователями, напоминает пирамиду. Наверху профессиональной пирамиды расположена группа профессий, включающая высокопоставленных официальных лиц и крупных бизнесменов, за ней следует класс «полупрофессионалов» из мелких бизнесменов и служащих. Ниже находится класс «квалифицированного труда», далее идет класс «полуквалифицированного труда» и, наконец, класс «неквалифицированного труда». Нетрудно заметить, что эта квалификация основана на принципе уменьшения интеллекта и контролирующей силы профессии, одновременно совпадающем с уменьшением оплаты труда и снижением социального статуса профессии в иерархии.

Это подтверждается также «шкалой профессионального статуса» Ф.Барра, построенной с учетом уровня интеллекта, необходимого для удовлетворительного занятия профессией. В краткой форме она дает следующие коэффициенты интеллекта:

      От 0 до 4,29 – случайная работа, странствующие рабочие, собирание отбросов, ремонтники, повседневные занятия, простой крестьянский труд, работа в прачечной и т.п.;

      От 5,41 до 6,93 – водитель, разносчик, сапожник, парикмахер и т.п.;

      От 7,05 до 10,83 – ремонтник широкого профиля, повар, фермер, полицейский, строитель, почтальон, каменщик, водопроводчик, ковровых дел мастер, гончар, портной и т. п.;

      От 10,86 до 16,28 – детектив, клерк, служащий транспортной компании, прораб, библиотекарь, медсестра, учитель в начальной и средней школе, фармацевт, артист, инженер и т.п.;

      От 16,58 до 17,50 – оптовый торговец, инженер-консультант, администратор системы образования, врач, журналист, издатель и т.п.;

      От 17,81 до 20.71 – профессор университета, крупный делец, великий музыкант, общенациональные официальные лица, выдающийся писатель, видный исследователь, талантливый инноватор и т.п.

Таблица показывает, что три переменные – «ручной характер», низкий уровень интеллекта, необходимый для его исполнения, и отдаленное отношение к функциям социальной организации и контроля – все они параллельны и взаимосвязаны[11]. Переходя от менее «интеллектуальных» к более «интеллектуальным» профессиям, наблюдается возрастание среднего уровня дохода.

Второй вид профессиональной стратификации, с точки зрения П. Сорокина, представляет внутрипрофессиональная иерархия. Члены почти каждой профессиональной группы подразделяются на три основных слоя. Первый охватывает предпринимателей, или хозяев, которые экономически независимы в своей деятельности и чья деятельность заключается в организации и контроле своего «дела» и своих служащих. Второй слой представляют служащие высшей категории – директора, менеджеры, главные инженеры, члены совета директоров и т.д. Они не владельцы «дела», но играют важную роль в его организации, за что получают высокую заработную плату. Третий слой -  наемные рабочие, которые, как и служащие высокого ранга, продают свой труд, но значительно дешевле. Каждый из этих слоев-классов подразделяются на подклассы.

Для того чтобы «замерить» увеличение или сокращение профессиональной стратификации, необходимо изучить, во-первых, высоту профессиональной стратификации (через разницу в подчинении низших подгрупп высшей в рамках определенной профессиональной группы, степень зависимости низших слоев от верхних и степень оплаты высших и нижних слоев). Во-вторых, нужно изучить этажность (внутреннюю градацию) профессиональной стратификации, которая измеряется количеством рангов в иерархии и, в-третьих, профиль профессиональной стратификации. Для упрощения П. Соркин предлагает рассматривать три основные профессиональные страты: руководители, служащие и наемные рабочие.

Высота профессиональной стратификации измеряется, согласно П. Сорокину, в зависимости от типа организации: частное предприятие, правительственное учреждение, общественная организация. При этом любой шаг к ограничению прав и воли руководителей профессиональной организации должен рассматриваться как уменьшение высоты профессиональной стратификации. Но пока существуют учреждения с их современным сложным механизмом производства, любая организация труда обречена на стратификацию. При этом существуют объективные условия, не допускающие неограниченного увеличения высоты стратификации, такие как ограниченные способности руководителя как индивида и склонность людей сглаживать любую форму неравенства.

Этажность (градация) профессиональной стратификации зависит от двух основных факторов: природы профессии и размеров профессиональной организации. Профессиональные организации с исполнительными функциями, работа которых заключается больше в действии (армия, промышленность), имеют тенденцию к более четкой внутренней градации. По наблюдениям Сорокина, они становятся более централизованными, чем организации, основная функция которых заключается в исследовании и творчестве (профессиональные группы ученых, учителей, художников, актеров и т.д.). Второй фактор градации – размеры профессионального учреждения: чем больше служащих, тем больше требуется руководителей разных рангов, тем больше этажность профессиональной стратификации.

Профиль стратификации колеблется от учреждения к учреждению, от группы к группе. При этом средние слои в зависимости от специальных условий могут, согласно П. Сорокину, иногда увеличиваться, иногда уменьшаться. Но одно определенно – они не могут полностью поглощаться другими классами. В современных обществах одинаково невероятно исчезновение и слоя наемных рабочих, и слоя руководителей-менеджеров. Отсюда все колебания в профиле профессиональной стратификации.

В конечном счете, П. А. Сорокин приходит к выводу, аналогичному тому, который был сделан относительно экономической и политической стратификации: профили профессиональной стратификации колеблются, не обнаруживая никакой отчетливо наблюдаемой направленности. Те же ненаправленные флуктуации.

Социальная стратификация – функционально необходимая, а потому и обязательная черта любого общества. При этом наблюдается такая закономерность: чем организованней общество, чем нормальней оно функционирует, тем оптимальней выглядит его стратификационная характеристика. И наоборот, примитивно организованному обществу (а таковыми являются и первобытные образования, и современные деспотии) соответствуют либо примитивное, либо сверхсложное, деформированные стратификационные пространства[12].

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В заключение следует сказать, что работы Питирима Сорокина о социальной стратификации важны для истории русской социологии. Он затрагивает самые главные проблемы общества, которые до него еще никто не затрагивал. Концепция социальной стратификации актуальна и в настоящее время, так как мы имеем возможность каждый день наблюдать за процессами изменения социального пространства индивида, его перехода из одного социального слоя в другой.

В данной работе освещены основные положения концепции социальной стратификации П. Сорокина. Даны краткие характеристики основных форм стратификации: экономической, политической и профессиональной. 

Концепция экономической стратификации этого социолога состоит в том, что индивидуум, занимающий определенную позицию в экономическом плане общества высшего слоя, одновременно относится к высшим политическим и профессиональным слоям, а низшие слои в иерархии, как правило, лишены гражданских прав. Однако при такой классификации существуют и исключения. Политическая стратификация по его теории означает, что любая группа имеет политическую дифференциацию, которая зависит от размера политического организма и разнородности ее членов. Профессиональная стратификация определяется как группы общества, разделенные между собой по роду их деятельности и занятиям притом, что некоторые профессии имеют более престижную окраску по сравнению с другими.

Несомненно, что  этот русско-американский социолог внес огромный вклад в развитие общественной мысли и в развитие социологии, как науки об обществе.

Работа построена на изучении трудов П. А. Сорокина и других известных социологов.

Список литературы

 

 

Учебная и научная литература

1.      Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. С.

2.      Сорокин П. А. Долгий путь. Автобиографический роман: Пер. с англ. – Сыктывкар: СЖ Коми ССР. МП «Шыпас», 1991. С.

3.      Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: Политиздат, 1992. С.

4.      Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 2000. С.

 

Интернет-ресурсы

1.      http://www.i-u.ru/forum/

2.      http://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/sorokin_soc_strat_mobile.html

             


[1] На самом деле П. Сорокин родился 23 января 1889 г. (4 февраля по н. ст.), что подтверждается метрической записью турьинской Воскресенской церкви. О путанице с местом и датой его рождения см. Липский А. В., Кротов П. П. «Зырянский след в биографии П. А. Сорокина» Социол. исслед., 1990, № 2

[2] Сорокин П. А. Долгий путь. Автобиографический роман: Пер. с англ. – Сыктывкар: СЖ Коми ССР. МП «Шыпас», 1991. С. 60

[3] Сорокин П. А. Долгий путь. Автобиографический роман: Пер. с англ. – Сыктывкар: СЖ Коми ССР. МП «Шыпас», 1991. С. 144

[4] Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 2000. С. 223

[5] Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: Политиздат, 1992. С. 302

[6] Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: Политиздат, 1992. С. 306

[7] Флуктуации (от лат. fluctuatio – колебание), случайные отклонения физ. величин от их ср. значений. Советский энциклопедический словарь/Гл.ред. А. М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. С.1436

[8] Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: Политиздат, 1992. С. 334

[9] Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: Политиздат, 1992. С. 336

[10] Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: Политиздат, 1992. С. 342

[11] Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: Политиздат, 1992. С. 356

[12] Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. С. 142

Информация о работе Концепция социальной стратификации П. Сорокина