Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 18:52, реферат
Исторический экскурс в историю показывает, что XVIII- век остро поставил проблему ценности детской жизни ; в ХIХ веке (80-е годы) общественное признание получила такая категория, как отрочество ; в начале ХХ века - юность ; в 20-е годы ХХ века столетия - старость. В середине ХХ века появляются науки: акмеология - наука о расцвете, зрелости, закономерностях и механизма развития человека на ступени его профессиональной зрелости, геронтология - наука о пожилом возрасте, андрагогика - наука об образовании взрослых. Интерес к преклонному возрасту, а значит и к конфликту поколений в ХХ веке повышается.
Конфликт поколений
проявляется как на уровне общества, в
социальных институтах, так и на уровне
семьи.
Исторический экскурс
в историю показывает, что XVIII- век остро
поставил проблему ценности детской жизни
; в ХIХ веке (80-е годы) общественное признание
получила такая категория, как отрочество
; в начале ХХ века - юность ; в 20-е годы ХХ
века столетия - старость. В середине ХХ
века появляются науки: акмеология - наука
о расцвете, зрелости, закономерностях
и механизма развития человека на ступени
его профессиональной зрелости, геронтология
- наука о пожилом возрасте, андрагогика
- наука об образовании взрослых. Интерес
к преклонному возрасту, а значит и к конфликту
поколений в ХХ веке повышается.
Чем характерен ХХ
век для России? Что особенно есть в нашей
стране, что беспокоит и будоражит сознание
людей, берущих на себя ответственность
за разрешение конфликта между поколениями?
Сначала выделим общие
между поколениями проблемы (как разрыв,
который приводит к усилению конфликтогенности
в обществе), доминирующие во всех странах:
преемственность и передача культурных ценностей от поколения к поколению;
приобщение к семейным ценностям и к общественно-значимым (образование, здоровый образ жизни);
передача собственности по наследованию;
степень зависимости и ответственности между поколениями;
государственная политика по отношению к разным поколениям;
соотношение традиций и социальных инноваций в обществе.
Современные исследования
показывают, что одними из главных факторов
в конфликте поколений являются следующие:
понижение социального статуса пожилых людей;
изменение характера труда в индустриальном обществе, в результате ускорения темпов научно - технического прогресса;
обесценивание молодежью накопленного опыта старших поколений;
распространение негласной государственной политики отстранения от работы пожилых людей, достигших пенсионного возраста.
Эти тенденции способствуют
обесцениванию старости в глазах молодого
поколения и усилению геронтофобной (страх
перед возрастом ) установки в массовом
сознании.
В контексте конфликтологии:
возраст и поколение.
Ощущает ли человек
свои годы? Когда, при каких обстоятельствах
он начинает обращать внимание на свой
возраст? Каковы отношения между возрастом
и поколением?
Понятие «возраст» выступает признаком принадлежности
к одному поколению , однако принадлежность
к одному поколению еще не означает равенство
возраста. В толковом словаре С. Ожегова «поколение» - это
родственники одной степени родства по
отношению к общему предку; во-вторых,
- одновременно живущие люди близкого
возраста. А.И. Афанасьева определяет поколение
как « объективно
складывающуюся конкретно-историческую
совокупность близких по возрасту и сформировавшихся
в один и тот же исторический период людей,
характеризующуюся специфическими демографическими
чертами».
Наиболее полно раскрывает
понятие «поколение» И.С.
Кон. Он выделяет несколько значений данного
понятия:
степень происхождения от общего предка (генеалогическое поколение);
сверстников, т. е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время.
современников, т.е. одновременно живущих людей разного возраста.
отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей.
Итак, поколение это
понятие, обозначающее разные аспекты
родственной и возрастной структур исторического
развития общества.
Поколенческий подход
в социологии предполагает анализ сосуществования
трех жизненных измерений в социальной
ситуации: поколения молодых, поколения
зрелых людей и поколения стариков. Существование
трех различных времен представляет собой
движение вперед, развитие. В противном
случае, история бы остановилась, исчезла
бы возможность радикальных перемен.
Социокультурная среда
межпоколенных отношений либо сокращает
дистанцию между поколениями, либо приводит
к тотальному дистанцированию, ведущему
к кризису.
Попытка избежать этих
крайностей сподвигла философов на обоснование «этики
дискурса»,т.
е. учение о нравственности, делающим своим
содержанием проблемы коммуникации и
дискурса. Именно «этика дискурса» ориентирует представителей
разных поколений не на раздоры и деградацию,
а на единство, ответственность, согласие,
на коммуникацию. Речь идет о сотрудничестве,
а не о помощи старшим, либо обучении младших.
Поколение - это временная
категория, в связи с этим, смена поколений-
это поток, который идет в истории, обеспечивая
передачу социальной информации, культуры,
накопленного опыта от одного поколения
к другому.
Термин «возраст» употребляется всюду, где
возникает необходимость зафиксировать
процессы и изменения, происходящие во
времени. Возрастные процессы рассматриваются
с трех позиций:
Индивидуальное развитие.
Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества.
Возрастной символизм.
Некоторые ученые считают,
что невозможно провести четкое разделение
между возрастами: все изменения происходят
плавно, особенности той или иной поры
переплетаются и как бы врастают друг
в друга. Условно границей детства и отрочества
можно назвать время, когда человек начинает
проявлять осмысленный интерес к противоположному
полу.
Отрочество перерастало
в юность в течение нескольких лет. Резкой
и вполне определенной границей между
юностью и зрелостью считалась женитьба.
Жизнь неизменно делилась на две половины:
до свадьбы и после свадьбы, когда резко
менялся весь уклад и быт человека.
Старость как особый
период развития человека исторически
эволюционировала. Произошло принципиально
новое открытие старости. Она стала рассматриваться
как равноправный в ряду других человеческий
возраст, не сводящийся только к процессам
распада, а самостоятельный и особенный
по своим характеристикам возраст. Артур
Шопенгауер в «Афоризмах житейской мудрости», формулирует
одну из ключевых идей. Суть ее заключается
в отрицании существования возрастной
периферии, ибо каждый возраст входит
в ядро жизни, имеет свои прагматические
ценности, объединяющие положительные
и отрицательные моменты. Философ фокусирует
внимание именно на позитивных моментах
в старости, человек более умело оберегает
себя от несчастий, он способен наслаждаться
настоящим, находя радость даже в мелочах,
благодаря жизненному опыту человек научается
смотреть просто на вещи и принимать их
за то, что они есть на самом деле, экономно
обращается со временем. Старый человек
уравновешен, рассудителен, проницателен,
освобожден от волнений юности. Старость
в современной смысловой направленности
обозначает определенный этап индивидуальной
жизни, равноценный в соотношении с другими
этапами, значительной длительности.
В 1962 году симпозиум
геронтологов, утвердил возрастные градации,
принятые затем зарубежными учеными: 40-60-
средний возраст; 60-75-пожилой возраст;
75-90-старческий возраст; свыше 90- долгожители.
Старость как явление человеческой жизни
представлена двумя качественно различными
аспектами своего существования: биологическим
и социальным. Биологическая старость
является закономерной фазой индивидуального
развития, а социальная старость выступает
заключительной стадией возрастной структуры
общества. Социальная старость - есть неспособность
человека в силу возраста обеспечить себя
всем необходимым. В результате происходит
переход на чье-то иждивение. Это широко
распространенное понимание и определение
социальной старости распространено как
в отечественной, так и в зарубежной науке.
В структуре социальной
старости выделяются формальная социальная
старост ь («паспортная»)
- характеризующаяся
пересечением данной личностью официальной
возрастной «границы старости», но
сохранением сложившегося образа жизни
и социального статуса.
Картина положения
старого человека в обществе, как свидетельствует
история человечества, резко менялась:
она была полна блеска в одни периоды и
наполнена мраком в другие. Было бы утешительно,
если бы эволюция положения старых людей
шла в одном направлении - к улучшению.
Однако - это не так.
В древние времена
старые люди не умирали естественной смертью.
Потому что в тогдашних, с трудом себя
содержащих сообществах людей, не оставалось
места для тех, кто по причине физической
немощи переставал быть полноценным участником
добычи пропитания. На аре цивилизации
и на ранних этапах культурного развития
центральной фигурой был зрелый человек.
Он был знатоком окрестностей и обладателем
долгого жизненного опыта и, благодаря
этому, был объектом уважения в первобытное
время. Но, с наступлением старости, когда
силы его и память отказывались ему служить,
запас этого опыта и знаний становился
неиспользуемым. Тогда беспомощного старика
бросали на произвол судьбы, поэтому первобытные
общества были обществами без стариков
. П. Гольбах отмечает, что такой обычай
существовал у кочевников: стариков, которые
не могли следовать за кочующим племенем,
лишали жизни. К.Гельвеций, указывал на
уничтожение стариков дикими племенами,
которые существовали за счет охоты. Они
умерщвляли старых соплеменников, которые
не могли участвовать в охоте на зверей.
В Малороссии также практиковался обычай
избавляться от стариков. Их вывозили
в зимнюю пору в глухое место и опускали
в глубокий овраг. При этом их сажали на
луб для того, чтобы они при опускании
не разбились или не задержались на скате.
Когда этот обычай
был запрещен, то стали прибегать к изолированию
стариков в пустой хате, где они умирали
с голоду и холоду. В эпоху, когда массово
умерщвляли стариков, по сходным причинам
было распространено и детоубийство. Потому
что дети и старики находились на периферии
общественной жизни. В древности, как и
в наше время, существовали конфликты
поколений - прежде всего смежных поколений,
отцов и детей. Отцы - воины, не хотели уступать
место своим детям, прошедшим инициацию,
всячески сопротивлялись этому, потому
что чувствовали себя еще сильными и энергичными.
Ритуал инициации возникает в культуре
человечества, как средство гармонизации
психологии отношений между старшим и
младшим поколением. На вопрос, когда перестали
умерщвлять стариков, нельзя дать точный
ответ. Угасание этого жестокого обычая
связано с хозяйственным прогрессом и
значит, у разных народов наступало в различные
времена.