Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 06:55, курсовая работа
Цель: изучить теоретические аспекты механизмов психологической защиты личности и провести диагностику механизмов психологических защит у индивидов (групп) в период ранней зрелости.
Задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты психологической защиты личности
Изучить систему психологической защиты личности
Изучить механизмы психологической защиты личности
92. Я знаю, что есть люди, настроенные против меня.
93. Я не могу переживать свои неудачи в одиночку.
94. К счастью, у меня меньше проблем, чем имеет большинство людей.
95. Если что-то волнует меня, я иногда испытываю усталость и желание выспаться.
96. Отвратительно то, что почти все люди, добившиеся успеха, достигли его с помощью лжи.
97. Нередко я испытываю желание почувствовать в своих руках пистолет или автомат [20].
Шкала | № вопроса (подсчет только ответов «да») |
A – Отрицание | 1,16,22,28,34,42,51,61,68,77, |
B – Подавление | 6,11,19,25,35,43,49,59,66,75, |
C – Регрессия | 2,14,18,26,33,48,50,58,69,78, |
D – Компенсация | 3,10,24,29,37,45,52,64,65,74 |
E – Проекция | 7,9,23,27,38,41,55,63,71,73, |
F – Замещение | 8,15,20,31,40,47,54,60,67,76, |
G – Интеллектуализация | 4,13,17,30,36,44,56,62,70,80, |
H – Реактивное образование | 5,12,21,32,39,46,53,57,72,79 |
Таблица 1 – Ключ к тесту
2.3 Диагностические данные по проведенному опросу
Данные были распределены по группам: 1) студенты (25 человек); 2) работающие испытуемые с разным уровнем образования (40 человек); 3) призывники (80 человек, мужчины). Во всех трех исследуемых группах наиболее выраженными оказались: отрицание, проекция и интеллектуализация. При этом практически все эти показатели в подгруппах студентов и работающих с разным уровнем образования не превышают среднешкальных значений, т. е. не являются чрезмерно завышенными. В большей степени представлена проекция в группе работающих испытуемых с разным уровнем образования, но и там ее величина не выходит за уровень среднешкальной (менее 60 %). И только в подгруппе призывников эти показатели превышают среднешкальные значения, как собственно, и общий индекс напряженности защитных механизмов (более 60 %).
Переменные | Работающие | Студенты | Призывники | |||
| Получ. знач.% | Сред. знач. | Получ. знач.% | Сред. знач. | Получ. знач.% | Сред. знач. |
Отрицание | 45,3 | 19,6 | 45,4 | 17,8 | 61,7 | 15,6 |
Замещение | 22,4 | 15,5 | 30,7 | 16,9 | 33,4 | 15,4 |
Регрессия | 23,4 | 19,2 | 40,2 | 18,5 | 22,3 | 16,4 |
Компенсация | 32,5 | 18,7 | 40,3 | 19,7 | 39,8 | 17,5 |
Проекция | 42,7 | 21,9 | 59,0 | 20,4 | 64,7 | 16,4 |
Вытеснение | 16,9 | 15,4 | 31,8 | 18,6 | 21,0 | 15,4 |
Интеллектуализация | 48,3 | 18,0 | 46,1 | 13,2 | 58,7 | 14,5 |
Реактивные образования | 21,8 | 15,5 | 29,4 | 18,2 | 31,3 | 16,4 |
Общий показатель | 31,6 |
| 43,3 |
| 60,7 | 13,6 |
Таблица 2 - Общие данные (средние и стандартные отклонения) по группам испытуемых
Остальные механизмы психологической защиты во всех подгруппах выражены значительно слабее (от 16 до 32,5 % в выборке студентов; от 29 до 40 % в выборке работающих и от 21 до 39,8 % в выборке призывников).
При сравнении первых двух подгрупп обращает на себя внимание более высокий (в среднем) уровень напряженности защитных механизмов в группе работающих испытуемых у них связан с большей напряженностью процесса адаптации к жизни. Однако в целом можно охарактеризовать обе исследуемые группы как хорошо адаптированные, поскольку общий показатель по использованию защит имеет значение ниже среднего. Наиболее выраженными оказались защитные механизмы у призывников, что видимо, можно объяснить как резко изменившейся жизненной ситуацией (начальный период адаптации к службе в армии), так и, возможно, изначально менее развитой системой совладения с жизненными трудностями у испытуемых этой социальной группы, использованием его более архаических и незрелых форм. В то же время очень высокие показатели стандартного отклонения практически по всем защитным механизмам в группе студентов свидетельствуют о большой разнородности данной группы по исследуемым показателям (особенно по механизмам «вытеснение» и «реактивные образования»). В группе же призывников в среднем величины стандартного отклонения свидетельствуют о большей схожести испытуемых.
Вывод по второй главе.
Период ранней взрослости – это период формирования любовных и семейных отношений, включения в профессиональную деятельность, для значительной части молодых людей – это, действительно, период студенчества, продолжение образования (получение высшего образования), для других – уже период профессионализации для третьих – службы в армии. В связи с этим были соотнесены особенности выраженности психологических защитных механизмов в зависимости от социальной ситуации.
Таким образом, во всех подгруппах обнаруживается сходство в выраженности основных форм защитного поведения, которые можно, видимо, считать ведущими для ранней взрослости. Группы студентов и работающих испытуемых характеризуются хорошей адаптацией, в то время как призывники отличаются более высокой адаптационной напряженностью. Общий уровень интенсивности защитных механизмов у работающих выше, чем у студентов, а у призывников выше, чем у работающих.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поскольку избежать чувства фрустрации, как следствия противоречия между потребностями индивида и ограничениями, налагаемыми обществом невозможно, человек научился приспосабливаться.
Развитие защитных механизмов, как уже говорилось, имеет целью защиту личности от тревоги. Под понятием «развитие» я не имею в виду сознательное их применение, поскольку осознание природы какого-либо защитного механизма автоматически лишает последний его защитной функции. Упрощая, можно сказать, что для того, чтобы защитный механизм был эффективен, он в первую очередь должен ввести в заблуждение самого индивида. Взаимоотношения между личностью и защитными механизмами носят внутренний и взаимный характер: механизмы защищают личность, а структура личности определяет какие именно механизмы будут использованы для защиты. Каждый индивид пользуется различными механизмами в разной степени, развивая свою самостоятельную систему защиты самоуважения. Подобная специфическая для каждого человека система складывается довольно рано и, по предположению исследователей, предпочтение определенных механизмов основывается на опыте их применения, вначале, может быть сознательного, успешно избавляющего от страдания. Как и для всех сторон личности, для развития индивидуальной системы защитных механизмов имеют значение наследственные и соматиче-ские факторы, а не только приобретенный опыт.
Защитные механизмы играют, конечно, дезадаптивную роль, так как по своей природе они искажают восприятие реальности, но они могут рассматриваться и как адаптивные, охраняющие не только самоуважение человека, но помогающие ему справляться с жизненными трудностями. Они часто подсказывают возможные решения проблем, а также дают передышку и убежище от неприятностей, избежать которых у человека нет реальной возможности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Арестова, О. Н. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов / О. Н. Арестова. - Вестник МГУ., 2000. - 29 с.
2. Демина, Л. Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности / Л. Д. Демина. – Барнаул: Издательство АГУ, 2001. – 144 с.
3. Зинченко, В. П. Живое знание: психологическая педагогика / В. П. Зинченко. – Самара: Самарский Дом Печати, 1998. – 296 с.
4. Змановская, Е. В. Девиантология. Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е. В. Змановская. – М.: Изд-во «Академия», 2003. – 288 с.
5. Карвасарский, Б. Д. Неврозы / Б. Д. Карвасарский. –М.: Медицина, 1990. – 576 с.
6. Киршбаум, Э. Психологическая защита / Э. Киршбаум, – М.: Смысл, 2000. – 181 с.
7. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения / Ю. А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт – М», 2001. – 160 с.
8. Клонингер, С. Теории личности: познание человека / С. Клонингер. – СПб.: Питер, 2003. – 720 с.
9. Набиуллина, Р. Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом. Учебное пособие / Р. Р. Набиуллина. – Казань, 2003. – 98 с.
10. Никитина, В. А. Социальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. завед. / В. А. Никитина. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 272 с.
11. Леонтьев, Д. А. Очерк психологии личности / Д. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 64 с.
12. Перлз, Ф. Подход и свидетель терапии / Ф. Перлз. – М.: Издательство «Либрис», 1996. – 240 с.
13. Романова, Е. С. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика / Е. С. Романова, Л. Р. Гребенникова. – М.: Издательство «Талант», 1996. — 144 с.
14. Свенцицкий А. Л. Социальная психология и жизнь: Материалы научной конференции / А. Л. Свенцицкий. – СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2011. – 440 с.
15. Фрейджер, Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Д. Фредимен. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2002. – 864 с.
16. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – М.: Наука, 1989. – 456 с.
17. Фрейд, З. Классический психоанализ / З. Фрейд. – М.: Наука, 1993. – 486 с.
18. Шипицына, Л. М. Дети социального риска и их воспитание. Учебно – методическое пособие / Л. М. Шипицына. - СПб.: Изд–во «Речь», 2003. – 144с.
19. Система психологической защиты личности http://www.ruslib.ru/book/32/
20. Тест – опросник «Индекс жизненного стиля» http://www.gurutestov.ru/test/
42