Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:54, контрольная работа
С практической точки зрения актуальность работы не менее значительна. В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтологической культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивные методы выхода из конфликта, приводящие к ситуации «выигрыш – выигрыш».
Внутренние социальные
конфликты, затрагивающие
Таким образом, из
вышеизложенного видно, что конфликтные
ситуации, протекающие в современных организациях,
несколько отличаются от тех конфликтов,
которые протекали в прошлом. Происходит
смена ценностей и целей в организациях,
смена механизмов поведения работников
и схем поведения руководителей, а значит,
меняются и формы протекания конфликтов
в организациях и механизмы их решения.
Однако ряд причинных условий возникновения
конфликта остаются с течением времени
неизменными: конфликт из-за ресурсов,
из-за нехватки-недостаточности-
Стратегии поведения руководителя в ходе конфликта.
Большое значение в
разрешении конфликтных
- необходимо выяснить причину конфликта;
- определить цели оппонента;
- наметить сферы сближения точек зрения с оппонентом;
- уточнить поведенческие особенности оппонента.
Проведенное таким
образом исследование дает
Причина конфликта.
Осознают ли конфликтующие
Цель конфликтующих. В чем конкретно заключаются цели конфликтующих?
Все ли одинаково
стремятся к этим целям?
Сферы сближения. По
каким проблемам конфликтующие
могли бы выработать общие
взгляды? Это, касается
Субъекты конфликта.
Кто является лидером? Как
Предварительный анализ
ситуации является необходимым
компонентом эффективного
В конфликтных ситуациях люди демонстрируют различное поведение, такое как:
Избегание - это реакция на конфликт, при которой человек игнорирует
(фактически отрицает), само
наличие конфликта, считает,
Приспособление - стиль поведения в конфликте, при котором сторона частично или полностью отказывается от удовлетворения своих интересов, то есть идет «капитуляция» другой стороне. Приспосабливающаяся сторона готова уступить, пренебрегая собственными интересами, соглашается на требования и претензии противостоящей стороны. Причины приспособления: у меня есть более важные интересы; мне дорого общение с этим человеком, поэтому не хочу его обижать; не хочу углубления конфликта; стремление сделать «жест доброй воли»; стремление избавиться от конфликта; ни одному из основных принципов (ценностей) не угрожает опасность; правота на стороне противника; приспособление сейчас поможет мне в будущем. Кроме того, многие из причин избегания конфликта применимы к пассивному и активному приспособлению, намеренному желанию умиротворить противника или просто «сдаться».
Конкуренция - стили поведения, характеризующийся высокой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов, отсутствия уступчивости в удовлетворении интересов других партнеров. При этом для стороны, демонстрирующей данное поведение, наибольший интерес представляет результат и совершенно не важно какими останутся у нее отношения с другими участниками конфликта. Конкуренция не обязательно ведет к насилию, а в некоторых случаях стимулирует талант. Причины конкуренции: недоверие к другим, особенно к тем, кто проявляет заинтересованность; недооценка сил другой стороны; правила поведения, принятые в данной среде; восприятие поведения другого человека как оскорбительное; честная игра в рамках закона и правил.
Компромисс - обе стороны до некоторой степени идут на взаимные уступки, другими словами, из общего груза каждая сторона берет на себя часть меньше той, которую она определила для себя первоначально. Если же это касается одной стороны, то это не компромисс, а уступка. Однако, это неустойчивое состояние, развитие которого может вызвать необходимость дальнейших компромиссов. Результат компромисса - различная степень удовлетворенности и неудовлетворенности всех сторон. В конфликте принципов компромисс, как правило, не возможен. Причины компромисса: переговоры в тупике, компромисс - единственный выход; лучше договориться до чего-нибудь, чем ни до чего не договориться; передышка для дальнейшей концентрации ресурсов; компромисс дает выигрыш в другом; проигрыш обойдется дешевле выигрыша.
Сотрудничество - в отличие от компромисса дает возможность стопроцентного удовлетворения интересов партнеров, обеспечивает плодотворные выгодные взаимоотношения в будущем и, поэтому, является наиболее эффективным. Однако этот подход требует большого напряжения сил, творческих способностей, фантазии и концентрации других ресурсов, занимает много времени так как подразумевает, что интересы одной стороны не будут удовлетворены, если не будут удовлетворены интересы другой стороны.
Заключение.
Современные организации
отличаются от организаций, существовавших
пятьдесят, сто лет тому назад. Изменения,
происходящие в обществе, накладывают
отпечаток на структуры, распределение
ролей в организациях, коммуникативный
процесс между членами
Последствия конфликтных
ситуаций в современных организациях
тоже не всегда однозначны. Конфликт может
привести как к улучшению
1. Бородкин Ф. М., Коряк И. М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 2001.
2. Вебер М. «Избранные произведения», - М.: Просвещение, 2000.
3. Веренко И.С. Конфликтология, - М.: Swiss,2003.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2004.
5. Гришина Н.В. Психология конфликта. – М., 2003.