Конформизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:35, реферат

Описание

СВласть удерживать легче, если сама группа оказывает на своих членов постоянное давление, направленное на то, чтобы их действия, мысли и ценности совпадали с поступками, мыслями и ценностями других. В условиях изменчивой и неоднозначной социальной действительности самое простое решение этой проблемы состоит для человека в том, чтобы придерживаться коллективных истин, позволяющих всякому понять тот мир, в котором он живет.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие конформизм и групповое давление………………………..…. 4
2. Феномен группового давления………………………………………..….6
3. Классические эксперименты С. Аша………………………….…………8
4. Выводы эксперимента. Причины податливости…………………………9
5. Типы поведения при групповом давлении……………………………..12
Заключение………………………………………………………………….14
Список литературы……………

Работа состоит из  1 файл

конформизм социология.docx

— 28.36 Кб (Скачать документ)

1) внутригрупповая внушаемость,  т.е. бесконфликтное принятие  мнения группы;

2) конформность — осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении;

3) коллективизм, или коллективистическое  самоопределение, — относительное  единообразие поведения в результате  сознательной солидарности личности  с оценками и задачами коллектива.

Хотя проблема коллективизма  — специальная проблема, в данном контексте необходимо подчеркнуть, что феномен группового давления как один из механизмов формирования малой группы (точнее, вхождения  индивида в группу) неизбежно останется  формальной характеристикой групповой  жизни до тех пор, пока при его  выявлении не будут учтены содержательные характеристики групповой деятельности, задающие особый тип отношений между  членами группы. Что же касается традиционных экспериментов по выявлению конформности, то они сохраняют значение как эксперименты, позволяющие констатировать наличие самого феномена.

Дальнейшие исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. Соответственно М. Дойчем и Г. Джерардом были выделены два вида группового влияния: нормативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).

Существует еще одна классификация  типов конформизма.

Первый  тип образно можно назвать «майский жук — Дюймовочка». Человек искренне следует за мнением группы, перестает доверять своему впечатлению. Так, майский жук искренне думал, что Дюймовочка очень красива, но перестал в это верить, под влиянием своих собратьев — майских жуков, которые его уверили, что она некрасива, так как непохожа на жука.

Второй тип можно назвать  «защита». В этом случае человек  в группе ищет защиту от неприятностей, находящихся вне группы.

Третий тип образно  называется «новое платье короля». В  этом случае человек делает вид, что  согласен с группой, на самом деле он просто не хочет «выделяться» из-за нежелания нарушить единодушие группы.

Конформное поведение  по второму и третьему типу очень  распространено в нашем обществе и избавиться от него совсем не просто.  

 

Заключение 

 

Человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбрать мнение группы в ущерб  своему собственному. Специально организованные исследования показывают, что в различных  ситуациях процент людей, демонстрирующих  конформные реакции, может колебаться от 15 до 80 %. Это позволяет считать  конформность важным фактором социального поведения человека.

От чего зависит величина конформности человека? Прежде всего, от значимости для него высказываемого мнения. Чем оно важнее лично для него, тем ниже уровень конформности. Во-вторых, от авторитетности людей, высказывающих в группе те или иные взгляды. Чем выше их статус и авторитетность для группы — тем выше конформность членов группы.

Конформность зависит и от количества членов группы, высказывающих позиция, от их единодушия. Особенно ярко феномен конформизма работает, когда на человека оказывает давление групповое большинство, и оно единодушно в своих убеждениях.

Уровень конформности зависит от возраста и пола человека. Так, женщины, в целом, более конформны, чем мужчины, а дети — чем взрослые. Хотя, если говорить о подростках и старшеклассниках, то они склонны демонстрировать конформизм в общении с группой сверстников и негативизм — в общении со взрослыми. Учитывая это, желательно как можно реже ставить подростка в ситуацию группового давления со стороны взрослых или класса (учебной группы), если данный объект не является для него источником норм и ценностей. В старшем школьном возрасте возрастает вероятность независимых решений, однако конформность в общении со значимой группой сверстников или взрослых еще очень велика (например, различные юношеские преступные группы).

Без правильного педагогического  руководства и влияния законы коллективной жизни в классе могут подменяться жестокими законами группового конформизма, направленного на подавление отдельной личности. Печальные последствия подобных явлений со всей остротой и трагизмом показаны в фильме «Чучело», поставленном Р.Быковым, где девочка с высокой степенью искренности, человечности, духовности стала объектом жестокой коллективной расправы такого несостоявшегося коллектива.

Преодолеть черты чрезмерного  конформизма можно, тренируя волю. Стремитесь высказывать и выражать в поведении  свою внутреннюю позицию, отстаивать ее, развивайте твердость характера. 

 

Список литературы  

 

  1. Годфруа Ж.Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир 1992.-496 с.
  2. Морозов А. В.Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000. — 576 с.
  3. Практическая психология: Учебник для студентов вузов.- 4-е изд., перераб. и доп.- Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 512 с.
  4. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
  5. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с
  6. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.- 475 с.

 

 


Информация о работе Конформизм