Контрольная рабоат по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 14:44, контрольная работа

Описание

Исходя из этого, можно дать следующее определение рассматриваемому социальному процессу. Социальное движение – это массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением потребностей как материальных, так и духовных, направленные на социальные изменения или сопротивление им в конфликтном взаимодействии с другими социальными группами. Под такое определение подпадает широкий круг социальных движений: экологических, феминистических, религиозных, революционных, политических, молодежных и др.

Содержание

Задание 1 (тема 6). Раскройте содержание понятия "социальные движения" и приведите примеры.
3
Задание 2 (тема 2). Раскройте суть учения Э. Дюркгейма о методе в социологии.
6
Задание 3 (тема 7). Сформулируйте критерии отнесения людей в современной России к социальной труппе бедных.
9
Задание 4 (тема 12). Назовите виды наблюдений в социологическом исследовании.
11
Задание 5 (тема 12). Назовите основные виды социологических шкал, приведите их примеры.
15
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

07 Социология ОТВеТЫ распеч.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

Вариант 4

Задание 1 (тема 6). Раскройте содержание понятия "социальные движения" и приведите примеры.  
3
Задание 2 (тема 2). Раскройте суть учения Э. Дюркгейма  о методе в социологии.  
6
Задание 3 (тема 7). Сформулируйте критерии отнесения  людей в современной России к социальной труппе бедных.  
9
Задание 4 (тема 12). Назовите виды наблюдений в  социологическом исследовании.  
11
Задание 5 (тема 12). Назовите основные виды социологических шкал, приведите их примеры.  
15
Список  литературы 20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 1 (тема 6)

Раскройте содержание понятия  «социальные движения»

и приведите примеры.

      В развитии общества довольно часто возникают  процессы, связанные с коллективными  действиями людей, не входящих в состав формальных организаций или социальных институтов, и направленные либо на осуществление социальных изменений, либо на предотвращение последних.

      Содержание  понятия «социальное движение»  органически связано с такими социальными процессами, как коллективные действия, социальные изменения и  сопротивление им, конфликтное взаимодействие соперничающих групп и классов, социокультурные ориентации различных обществ, их борьба за социальный контроль.

      Исходя  из этого, можно дать следующее определение  рассматриваемому социальному процессу. Социальное движение – это массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением потребностей как материальных, так и духовных, направленные на социальные изменения или сопротивление им в конфликтном взаимодействии с другими социальными группами. Под такое определение подпадает широкий круг социальных движений: экологических, феминистических, религиозных, революционных, политических, молодежных и др.

      Следует отличать социальные движения от социальных институтов, которые представляют собой относительно устойчивые и стабильные общественные образования, выполняющие функцию воспроизводства человека и определенных социальных отношений и взаимодействий в определенных циклах. Социальные движения высокодинамичны и имеют неопределенные жизненные циклы.

      Для социологического изучения социальных движений весьма существенное значение приобретает их типологизация. Одним  из распространенных типов рассматриваемого социального процесса являются общие социальные движения (например: рабочее, молодежное, женское движение и движение в защиту мира).

      Наряду  с общими, в современном обществе имеют широкое распространение  специфические социальные движения. Нередко они возникают на тех социальных основах, которые присущи общим социальным движениям, но придают им более конкретное воплощение в своих целях и действиях.

      Если  говорить о современных социальных движениях, то необходимо отметить, что  в послевоенный период возникли и  стали активно развиваться такие  социальные движения как: женское движение, движение за права сексуальных и гендерных меньшинств, движение за мир, движение за гражданские права, антиядерное движение и энвайронментализм. Часто эти движения называются новыми социальными движениями. Они стали основой для возникновения, в частности, зеленых партий и организаций, находящихся под влиянием идей новых левых. Некоторые считают, что 1990-е годы стали временем появления нового глобального социального движения - антиглобализационного.

      Было  предложено множество различных  способов классификации общественных движений. Пожалуй, самую точную и  полную классификацию разработал Дэвид  Эберл, описавший четыре типа движений.

      Движения  трансформации нацелены на далеко идущие перемены в обществе или обществах, частью которых они являются. Перемены, за которые ратуют члены этих движений, могут быть катаклизмами, нередко сопряженными с насилием. Примерами могут служить революционные или некоторые радикальные религиозные движения. Скажем, многие движения милленариев предвидят, что с наступлением эры спасения произойдет более или менее полная перестройка общества.

      Движения  за реформы (реформистские движения) имеют более простые цели. Их притязания ограничиваются изменением лишь некоторых сторон существующего социального порядка. Свою деятельность они связывают с конкретным видом несправедливости или неравенства. В качестве примера можно привести Женский Христианский Союз, выступающий за трезвость, и группы, выступающие за запрещение абортов.

      Движения  трансформации и реформистские  движения ориентируются в основном на перемены в жизни всего общества. Два других типа движений, выделяемых Эберлом, в качестве целей ставят изменение привычек и взглядов индивидов.

      Движения  за перевоспитание стремятся оградить людей от порочного, по их мнению, образа жизни. К этой категории относятся многие религиозные движения, поскольку свою цель они видят прежде всего в спасении индивидов. Примером являются секты пятидесятников, которые считают, что показателем истинного достоинства индивида может быть только его духовное развитие.

      Наконец, движения альтерации (название несколько  неудачное) ориентируются на частичные  изменения в жизни индивидов. Они не преследуют своей целью  полное изменение привычек людей, их занимают лишь отдельные специфические черты ( например, общество Анонимных Алкоголиков).

      Для социолога социальные движения представляют двойной интерес. Они дают материал для исследования, но, кроме того, они могут способствовать изменению взглядов самих социологов на интересующие их аспекты социального поведения. Таким образом, существует непрерывный диалог не только между социальными движениями и противостоящими им организациям, но и между социальными движениями и самой социологией. 
 
 
 
 

Задание 2 (тема 2)

Раскройте суть учения Э. Дюркгейма  о методе в социологии.

      В качестве обобщающего понятия, которое  выражает основные принципы теории и  методологии социологии Дюркгейма, выступает понятие «социологизм», хотя, естественно, оно не охватывает и не исчерпывает всего многообразия идей Дюркгейма.

      Во  всякой теории общества, теории социологии явно или не явно присутствует теория человека, теория социологии так или  иначе базируется на философской  антропологии. И в этом плане человек  для Дюркгейма - это двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и противостоят друг другу две сущности: социальная и индивидуальная.

      Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые характеризуются  двумя основными признаками: во-первых, они существуют вне индивида; во-вторых, оказывают на него принудительное воздействие.

      Несколько позже, развивая эту мысль, он рассматривает  «социальный факт» в более  широкой плоскости и выражает этот весьма специфический способ бытия  термином «институт», в котором, по Дюркгейму, отражаются «все верования, все поведения, установленные группой». Отсюда он дает следующее определение социологии: «Социологию... можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании».

      Его социология делилась на три основные сферы: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию, которые отражали в определенной мере его взгляды на назначение тех или иных сфер социальной жизни.

      Социальная  морфология аналогична анатомии; она  исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение географической основы жизни народов в связи с социальной организацией, а также народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории.

      Социальная  физиология, которая исследует «жизненные проявления обществ», охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя: социологию религии; социологию морали; юридическую социологию; экономическую социологию; лингвистическую социологию; эстетическую социологию.

      Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы. Эта структура, если вспомним, отражает общий замысел строения социологической науки, высказанный Контом, то есть можно наблюдать преемственность подходов, которая сохранялась длительное время во французской социологии.

      Что касается его утверждения о принудительной силе (воздействии) по отношению к  индивидам, то Дюркгейм приводит множество  примеров, причем очень разных, которые  демонстрируют применение термина «принуждение».

      Так, по Дюркгейму, принуждение имеет  место, когда на собрании или в  толпе всем внушается какое-либо чувство или коллективная реакция (например, смех). Такой феномен оказывается  типично социальным, поскольку его  опорой и субъектом выступает группа, а не отдельный индивид. Точно так же и мода - это социальный феномен: каждый одевается определенным образом в данное время, потому что так одеваются остальные. В качестве примера Дюркгейм берет также общественное мнение, которое побуждает к большей или меньшей рождаемости, к браку, самоубийству и т. д. Это общественное мнение он определяет как состояние коллективной души. Наконец, нельзя не назвать институт воспитания, право, верования, которые также отличаются тем, что они всем навязываются и заданы извне. Таким образом, феномен толпы, различного рода потоки мнений, мораль, воспитание, право, верования - все эти факты Дюркгейм объединяет на основании свойственного им одинакового главного признака. Они всеобщи, потому что это коллективные факты; они оказывают различное влияние на каждого в отдельности.

      Дюркгейм, стремясь построить социологию как  специальную научную дисциплину, имеющую свой особый предмет, поддающийся  эмпирическому исследованию, настаивал  на общезначимости ее результатов для  всех социогуманитарных наук, поскольку они также в той или иной степени сталкиваются с коллективными аспектами человеческой деятельности, и он решительно отделял «коллективно-всеобщее» от единичного, индивидуально-психологического.

      Основополагающие  принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как «социологизм». Этот термин, несомненно, огрубляет и упрощает представление о дюркгеймовской теории. Тем не менее, он может служить полезным ориентиром, указывающим на некоторые существенные особенности социологических воззрений французского ученого.

      Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выделить и различать  в нем два аспекта: онтологический и методологический.

      Онтологическая  черта «социологизма» - это «социальный  реализм», хотя у Дюркгейма он и  не выражен в столь экстремистской форме. Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.

      Методологический  аспект «социологизма» тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.

      Делая вывод о социологическом учении Дюркгейма, следует подчеркнуть  плодотворность ряда положений его  концепции «социологизма» на историческом периоде развития социологии. Среди  них можно назвать следующие: признание общества самостоятельной объективной реальностью по отношению к составляющим его индивидам; рассмотрение влияния социальной среды на индивидуальное сознание и поведение, а также обоснование социальной природы морали религии и самого процесса познания. 

Задание 3 (тема 7)

Сформулируйте критерии отнесения людей в современной России

к социальной труппе бедных.

      Официальные представления о бедности в России базируются на ее абсолютном понимании, при этом индикатором служит сопоставление  среднедушевого дохода с прожиточным минимумом, т.е. со стоимостью минимальной корзины, формируемой с учетом установленных нормативов потребления.

      ВЦИОМ, например, регулярно отслеживает  мнение населения о необходимой  величине прожиточного минимума, но данные, исходящие из сопоставления прожиточного минимума и душевых доходов россиян не всегда адекватны реальной ситуации с бедностью, поскольку в современных условиях сведения о доходах не достаточно надежны.

Информация о работе Контрольная рабоат по "Социологии"