Контрольная работа по дисциплине «Социология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:16, контрольная работа

Описание

Репрезентативность – близкое соответствие состава охваченной наблюдением массы и состава всей массы единиц изучаемого объекта, т. е. генеральной и выборочной совокупностей.
Из трёх видов исследования - всеобщего, локального и выборочного последнее используется чаще всего.
Выборочное исследование – это исследование, объектом которого выступает определённая дробь от генеральной совокупности.

Содержание

Что такое репрезентативность?
Раскройте содержание понятий «гражданское общество» и «правовое государство».
Что представляет собой социальная мобильность?
Что такое репрезентативность?

Работа состоит из  1 файл

Моя контрольная.doc

— 60.50 Кб (Скачать документ)

      Федеральное агентство по образованию

      Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 
 
 
 
 
 

      КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

      по  дисциплине «Социология»

      Вариант №10 
 
 
 
 

                                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Орел

2009

Вариант №10

Вопросы:

  1. Что такое репрезентативность?
  2. Раскройте содержание понятий «гражданское общество» и «правовое государство».
  3. Что представляет собой социальная мобильность?
  4. Что такое репрезентативность?

    Репрезентативность – близкое соответствие состава охваченной наблюдением массы и состава всей массы единиц изучаемого объекта, т. е. генеральной и выборочной совокупностей.

    Из  трёх видов исследования - всеобщего, локального и выборочного последнее используется чаще всего.

    Выборочное  исследование – это исследование, объектом которого выступает определённая дробь от генеральной совокупности.

    Для того чтобы более четко разобраться  в проблемах выборочных исследований, охарактеризуем основные понятия, связанные с их организацией:

    единица наблюдения - непосредственный источник информации в социологическом и маркетинговом исследовании, в качестве которого могут выступать отдельный человек, группа лиц, организация, документ и т. п. в зависимости от целей и объекта исследований;

    генеральная совокупность - вся совокупность единиц наблюдения, имеющих отношение к проблеме исследования;

    выборочная  совокупность - часть генеральной совокупности, которая подлежит непосредственному изучению в процессе исследования в соответствии с разработанной методикой сбора материала.

    Поскольку эмпирическое исследование всегда направлено на получение точной и объективной, количественной социальной информации, постольку важно при его проведении обеспечить в первую очередь репрезентативность получаемой информации. Поэтому очень большое значение имеет правильность выборки. Отбор должен проводиться таким образом, чтобы выборочная совокупность отражала тенденции всей генеральной совокупности. К примеру, при опросе 200-300 чел. полученная информация может быть экстраполирована на весь массив, т.е. на все население города. Поэтому именно выборочные исследования позволяют совершенно по иному подойти к изучению социальных и экономических процессов в регионе, обществе в целом (в частности, составлять мнения относительно позиций десятков и сотен миллионов людей на основе опроса нескольких тысяч человек).

    Подробно  проблемы обеспечения репрезентативности рассматриваются статистикой. Они  достаточно сложны, поскольку речь идет, с одной стороны, об обеспечении  количественной репрезентации генеральной совокупности, с другой - качественной. Качественная репрезентация предполагает обеспечение в выборочной совокупности представительства всех элементов генеральной (к примеру, не может быть и речи о репрезентативности, если опрашиваются только мужчины или только женщины, только молодые люди или только старики; в выборке должны быть представлены все существующие группы). Что же касается количественной репрезентации, то здесь речь идет о том, что все эти группы должны быть представлены в выборочной совокупности в оптимальном (достаточном для нормального представительства) количестве.

    Очевидно, к примеру, что если проводить  исследование на выборке всего в 50-100 человек, то погрешность в репрезентативности полученной информации будет выше, чем при опросе 800-1000 человек. Но в тоже время совершенно бессмысленно увеличивать до бесконечности число опрашиваемых.

  1. Раскройте содержание понятий «гражданское общество» и «правовое государство».

    Понятие "гражданское общество" позволяет разграничить сферы политической и неполитической жизни общества и употребляется в двух значениях.

    Гражданское общество в широком  смысле - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений.

    Гражданское общество в подлинном  и более узком  смысле представляет собой цивилизованное состояние общества, характерной чертой которого является равноправие личности, сообщества граждан и государства.

    Гражданское общество формирует три начала: индивидуальное, коллективное и государственное. Силой, связующей личность и общество, является государство. Последнее выделяется на определенном этапе развития общества и объединяет его членов в гражданское сообщество, закрепляя законодательно его структурные элементы: хозяйственные, экономические, семейные, культурные, правовые и другие отношения с участием граждан.

    Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан.

    Основным  препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Первенство государства, его верховенство по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества. Доминирование государства проявляется в сокращении публичной сферы, гражданских инициатив и увеличении обязанностей индивида перед государством в ущерб правам и свободам граждан.

    В условиях демократии гражданское общество добивается децентрализации государственной  власти за счет передачи части властных полномочий органам самоуправления и стремится осуществлять бесконфликтное взаимодействие с государством. В своем развитии гражданское общество воздействует на формирование и закрепление демократических институтов государственной власти, способствует реализации института прав человека, формирует открытые политические системы.

    Государство призвано обслуживать гражданское  общество, служить его интересам. Полномочия государства в гражданском  обществе сводятся к минимуму.

    В некотором смысле гражданское общество – некий идеал, поскольку любое государство, как аппарат принуждения и социального контроля, противостоит гражданскому обществу, ограничивая его права и права граждан. Об этом писал Г.Гегель.

    Правовым  государством считается государство, в котором господствует право. Правовое государство построено на правовых началах:  
-  во-первых, во всех сферах общественной жизни признает и осуществляет требования права;

-  во-вторых, ограничивает свою деятельность в соответствии с правовыми установками.

    Основными признаками правового  государства являются: верховенство правового закона, реальность прав и свобод граждан, организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей.

    Указанным признакам соответствуют три  составляющие: собственно правовой (нормативный) компонент, индивидуально-правовой (компонент прав и свобод граждан) и организационно-правовой (институциональный) компонент.

    Правовой  компонент теории и практики правового  государства содержит такое правопонимание, для которого характерно различение права и закона и создание на основе этого правопонимания правовых законов.

    Современное гражданское общество неотделимо от правового государства, точно так  же, как правовое государство неотделимо от гражданского общества. Гражданское общество выступает оборотной стороной правового государства, они не существуют друг без друга. Формирование гражданского общества представляет собой необходимое условие перехода к правовой государственности, равно как правовое государство является фактором, способствующим превращению общества в гражданское целое. Игнорирование этой закономерности проявляется в попытках посттоталитарных государств перейти к правовой государственности до создания гражданского общества. Однако подобный переход не может быть осуществлен в короткий срок, поскольку форсирование этого процесса ведет к разрушительным экономическим и социально-политическим последствиям.

    Вопросы гражданского общества, его взаимосвязи  с государством рассматривались на протяжении всей истории социологии. Эти категории анализировались, изучались античными учеными: Аристотелем, Платоном, получили свое развитие у Ш. Монтескье, Н. Макиавелли, Дж. Локка, Т. Гоббса, И. Канта, Н. Бердяева. 

  1. Что представляет собой  социальная мобильность?

    Каждый  человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной религии в другую, изменение семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном пространстве. Однако существуют такие перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в позиции человека в конечном итоге сказываются на его поведении, системе отношений в группе, потребностях, установках, интересах и ориентациях.

    В связи с этим важно определить, как осуществляются процессы перемещения индивидов в социальном пространстве, которые получили название процессов мобильности.

    Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов их одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы. Обычный ребенок из семьи представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью будет усваивать привычки и нормы, помогающие ему впоследствии работать крестьянином или рабочим. То же можно сказать о нормах, помогающих ему в работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее, в конечном счете, он может стать не только писателем, как его родители, но и рабочим или крупным руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение "различие в стартовых возможностях". Скажем, у сыновей министра и крестьянина разные возможности для получения высоких должностных статусов. Поэтому общепринятая официальная точка зрения, состоящая в том, что для достижения любых высот в обществе нужно только трудиться и иметь способности, оказывается несостоятельной.

    Приведенные примеры свидетельствуют о том, что всякое социальное перемещение происходить не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям.

    Все социальные перемещения личности или  социальной группы включают в процесс  мобильности. Согласно определению  П.Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».

    П.Сорокин  различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти.

    Общество  может возвышать статус одних  индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами.

    В зависимости от этого различают  восходящую и нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов их низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и понижение социальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильность может служить падение социального статуса группы инженеров, которая некогда занимала весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть по образному выражению П.Сорокина, «первый случай упадка напоминает падение человека с корабля; второй – корабль, затонувший со всеми находящимися на борту».

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Социология»