Контрольная работа по "Социальной-психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 14:00, контрольная работа

Описание

1.Сервисология как область научного знания.
2.Потребности человека: основные концепции, динамика.
3.Социально-культурная деятельность: основные понятия, этапы развития.
4.Теория социально-культурной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

шпоры!.doc

— 68.50 Кб (Скачать документ)
    1.Сервисология  как область научного  знанияСервисология - относительно молодая наука. Это наука о поведении потребителей. Дисциплина, возникшая на стыке экономики, маркетинга и психологии, постепенно вобрала в себя колоссальное количество методов не только из этих, но и многих других отраслей знания. Первый шаг в появлении данной науки был сделан в тот момент, когда к нуждам маркетинга был привлечен широкий инструментарий поведенческих наук. Так возникло новое междисциплинарное направление исследований - сервисология. Привлекая для своих нужд все новые и новые методы исследований из самых разных наук, это направление постепенно стало самостоятельной дисциплиной, которая сегодня хорошо известна в большинстве стран мира и о которой у нас пока знают единицы.Сервисология - одно из направлений маркетинга. Изучение его методов может помочь выжить отнюдь не только коммерческим предприятиям, но и государству в целом.В сервисологии существуют понятия идеальной и реальной услуги.Идеальная услуга - это абстрактная, теоретическая модель того или иного вида сервисной деятельности. Она включает правила обслуживания населения, стандарты качества, технологию оказания услуги.Реальная услуга - это конкретные материальные действия, направленные на удовлетворение потребностей потребителя. Эти услуги индивидуализированы по исполнителям, потребителям, конкретным условиям их оказания. Сервисология - относительно молодая наука. Это наука о поведении потребителей. Дисциплина, возникшая на стыке экономики, маркетинга и психологии, постепенно вобрала в себя колоссальное количество методов не только из этих, но и многих других отраслей знания. Сервисология – наука, изучающая подходы к конкретной личности в процессе предоставления ей тех или иных услуг с учетом ее индивидуального жизненного стиля, потребностей, запросов, ценностных ориентаций, а также рассматривающая теоретические и практические методы индивидуального обслуживания. Так как одной из основных характеристик современной социальной среды стал рынок, а центральной фигурой в нем является потребитель (человек), то это потребовало  глубокого и детального изучения особенностей его поведения в диалоге «товар – покупатель».Первый шаг в появлении данной науки был сделан в тот момент, когда к нуждам маркетинга был привлечен широкий инструментарий поведенческих наук. Так возникло новое междисциплинарное направление исследований - сервисология. Сервисология как междисциплинарная наука,  также предлагает использование знаний в области техники, технологии всех форм обслуживания как такового.Привлекая для своих нужд все новые и новые методы исследований из самых разных наук, это направление постепенно стало самостоятельной дисциплиной, которая сегодня хорошо известна в большинстве стран мира и о которой у нас пока знаютединицы. Сервисология - одно из направлений маркетинга. Изучение его методов может помочь выжить отнюдь не только коммерческим предприятиям, но и государству в целом.Изменения в структуре и методах розничной торговли и сервисного обслуживания происходят во всем мире. Если мы переходим с социалистических на рыночные рельсы, то западные потребители пытаются облегчить себе жизнь с помощью новых форм продаж и оказания услуг. Американцы, например, резко сокращают расходы на рекламу, а больше внимания уделяют прямым продажам. Предметом изучения являются организация, формы и методы индивидуального обслуживания человека.Объектом изучения служит человек с определенными потребностями, интересами, ценностными ориентациями, запросами, психологическим своеобразием и жизненным стилем. 
2.Потребности человека: основные концепции, динамика. Острота и нерешенность политических и экономических проблем прямо влияют на развитие потребностей, потребления и сферы сервиса. На развитие потребления в современной России влияют три крупных системных сдвига, которые происходят в экономике одновременно и развертываются параллельно друг другу: - переход от преимущественно государственно-планового механизма национальной экономики к преимущественно рыночному; - переход к «обществу массового потребления» как завершающему этапу развития индустриального общества;        - переход от индустриального общества к постиндустриальному.    В настоящее время слой малограмотного населения увеличивается в России. По наблюдениям специалистов, постоянно снижается также качество общего среднего образования. Люди с низким уровнем образования и невысокими доходами будут формировать специфический спрос на услуги, отличающийся от спроса состоятельных и высокообразованных слоев населения.Специфика потребления в России во многом определяется не только социальными, но и природно-географическими условиями, сильно отличающимися, например, от условий Западной Европы. В отличие от экономических, географические условия более стабильны и могут быть точно спрогнозированы на много лет вперед (за исключением, конечно, стихийных бедствий). Поэтому не так трудно определить особенности сервиса, вытекающие из природно-географических условий России. Правда, природные условия всегда взаимодействуют с менее стабильными экономическими, и результат этого взаимодействия, конечно, менее предсказуем, чем природные факторы сами по себе. Потребности человека:основные концепции 20-21 веков.В 20 веке происходило осмысление теории Ч.Дарвина,согласно которой человек возник в результате естественного процесса  эволюции живой природы.Он имеет животных предков и следовательно его потребности формировались на основе потребностей животных.(социальный дарвинизм)Естественный отбор и борьба за выживание приспособленных субъектов рассматривались в этой крнцепции как определяющие факторы общественной жизни.Согласно психоанализу З.Фрейда  в основе человеческого поведения лежат чисто биологические инстинкты и потребности.В первую очередь это сексуальные влечения-либидо.Еще в древности социальные механизмы уменьшали возможности удовлетворения сексуальных потребностей,в результате возникновения социального контроля секс.потребности не могли удовлетворятся так просто,как у животных.Секс.энергия-либидо подвергалась сублимации-переводилась в другие формы психической энергии,на основе сублимации возникли чисто новые человеческие группы потребностей-в разумном познании,религии,искусстве,творческом самовыражении.С точки зрения Фрэйда,если бы человек так и остался бы в животном состоянии и не смлг бы создать культуру.Именно ограничения удовлетворения секс.потребностей привело к возникновению социальных потребностей.В науке 20 века получила широкое распространение концепция формирования человека и общества в процессе развития трудовой деятельности-трудовая теория антропосоциогенеза,она была предложена Энгельсом.Выделив 3 человекообразующих фактора-труд,социальную организацию и членораздельную речь-Энгельс фактически прослеживает усложнение потребностей и способностей человека в ходе развития труда и мышления.В развитии потребностей взаимодействуют биологические и социальные механизмы. А специалисты по синтетической теории эволюции рассматривают появление человека как завершение главных этапов биологической эволюции.Дарвиновский и марксистский подходы здесь объединяются.Достигнув развития биологического развития человек осваивает процесс труда и поднимается на более качественный уровень существования.Человек не только потребляет нужное ему вещество,но и искусственно формирует новую сферу действительности-вторую природу,искусственные предметы,орудия труда.Представитель «Русского  космизма» Циолковский считал,что во Вселенной уже возникли разные виду разумных существ и предсказывал путь эволюции человечества как космической цивилизации на млд.лет вперед.Вследствие исчерпания ресурсов планеты выход в космос может стать насущной потребностью человека.Освоение космоса порождает совершенно новые потребности цивилизации и открывает возможности их удовлетворения. Другой представитель В.Вернадский был основоположником учений о био  и ноосфере.Раньше люди были вынуждены соотносить свои потребности с потребностями других людей,что регулировалось моралью,правом.Теперь у общества появилась необходимость соотносить свои потребности с законами биосферы.Регуляция отношений общества с природой в рамках ноосферы становится важной общественной потребностью(экологические потребности). «Антропный принцип» был сформулирован Картером(природа человека и природа мира имеют глубокое внутреннее единство)Если налицо некая потребность,мы сможем до конца понять ее,только рассмотрев предшествующие условия.обстоятельства,которые сделали ее возможной.С точки зрения экзистенциалистов формированме потребностей происходит под воздействием множества объективных и субъективных факторов,чем полнее мы учтем эти факторы,тем точнее сможем предсказать развитие той или иной потребности.Во второй половине 20 века основатель концепциит «гуманистический психоанализ) Э.Фромм отметил,что человек может придерживатся двух жизненных ориентаций :на бытие(развитая личность) и на обладание(материальные богатства)Жизнь по принципу обладания или по принципу бытия формирует у людей разные системы потребностей и ориетируют их на разные модели потребления.Установки на обладание порождают потребительство-стремление поглотить вест мир.Но наиболее удачная концепция принадлежит А.Маслоу.Базовые потребности он расположил виде пятиступенчатой пирамиды:физиологические п., потребность в безопасности,любви ипринадлежности,уважении,в самоактуализации.
3.Социально-культурная  деятельность: основные  понятия, этапы  развития Социально-культурная деятельность представляет собой синтетический вид профессиональной культурной деятельности, прошедшей длительный исторический путь становления и развития, основанной на многовековых национальных, образовательных и духовных традициях, требующей от специалиста знаний и навыков научно-исследовательской, учебно-педагогической, производственно-практической, научно-методической, экспертно-консультационной работы в социально-культурной сфере.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфически человеческая форма активного отношения к окружающей среде, предполагающая ее целесообразное изменение и       преобразование.ДОСУГ - деятельность, выбираемая личностью в соответствии со своими склонностями, уровнем развития духовных запросов и интересов.ДОСУГОВОЕ ВРЕМЯ - часть свободного времени, используемая для свободного общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений, прогулок и других видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых.ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - сложившиеся у человека в ходе его общественно-исторического развития потребности в духовных ценностях, включая ценности культуры, морали, нравственности, права.КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - 1) общественно-значимый способ активного отношения личности и социума к действительности, проявляющийся в производстве, распространении, потреблении ценностей культуры в сфере досуга; 2) система профессиональной и общественной деятельности, стимулирующая социально-культурную активность, духовное развитие личности и социума в условиях свободного времени.Начальным этапом развития социально-культурной деятельности можно считать Петровские преобразования, реформы в культурной жизни государства. По образцу развитых европейских государств, Петр I вводит в общественную жизнь новые праздники, государственные ритуалы, традиции, ассамблеи и т.п. Петр I своими указами назначал на государственные должности чиновников, которые должны были организовывать работу новых типов учреждений культуры. В этот период появились первые государственные театры, музеи, библиотеки, парки.Вторым этапом в развитии социально-культурной деятельности следует считать появление в XVIII-XIX в.в. профильных учебных заведений, которые специализировались, главным образом, на отдельных видах искусства.Третий этап в развитии социально-культурной деятельности связан с Октябрьской революцией 1917 года. После 1917 года в России была создана новая сеть учреждений культуры и учебных заведений, которые готовили кадры для новой социалистической системы культпросветработы. Под общим названием «политпросветработники» выделялись организаторы библиотечного дела, клубного дела, музейного дела и т.д. Данный период продолжался вплоть до начала 1930-х годов. Одновременно с задачами политического просвещения, решались общекультурные задачи. Четвертый этап в развитии социально-культурной деятельности связан с утратой идейно-политической нагрузки на учреждения культуры, приобретением новых производственных функций, появлением новых типов учебных заведений и специальностей в социокультурной сфере. Активно развивается сеть вузов культуры, в комплексе осуществляющих подготовку затребованных практикой специалистов. Пятый  этап  - завершающий этап  развития  социально-культурной деятельности (середина 1990г.г. - по настоящее время). Он характеризуется обобщением предыдущего опыта учреждений и организаций  социально-культурной  сферы.

 Формы социально-культурной деятельности .К формам социально-культурной деятельности (СКД) можно отнести: собеседование, тематический вечер, утренник, афиша, обзор, встреча… кинопросмотр, фестиваль народного творчества, концерт, конкурс, День города, световая газета, дискотека, вечер отдыха, обряд, выставка.Данные явления объединяют следующее: наличие специальных методов; наличие средств СКД;использование литературно-художественного материала;применение документального материала.Таким образом, форма СКД - структура содержания профессиональной деятельности, учреждений культуры и предприятий туризма, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой.Вывод: чем крупнее форма СКД, тем больше объем методов и средств, задействованных в ней.Праздник - самая крупная форма СКД. В нем задействованы все методы и средства СКД, Обширный художественный и документальный материал.Набор методов и средств определяет характер форм СКД: живое слово, как ведущее средство определяет отбор форм устной рекламы. Печатное слово - наоборот. Методы театрализации - формы художественной рекламы.Структура форм СКД может стать основой для их классификации. В основу классификации форм СКД могут быть положены следующие признаки:I. Субъект СКД - формы работы библиотеки (читательские конференции, книжные выставки, обзор литературы); - формы работы клубных учреждений(тематический вечер, вечер отдыха, дискотека); - формы работы парков культуры и отдыха (праздник, карнавал, день отдыха, театрализованные спортивные турниры); - формы работы музея (экскурсия, выставка, экспозиция); - формы работы предприятий туризма (туристическая поездка, экскурсия, туристический поход); - формы работы клубных формирований (встречи, обсуждения, учебные занятия); - формы работы учреждений искусства: театр, филармония, концертный зал (концерт, спектакль, кинодемонстрация, репетиция).II. Комплексные показатели объектов СКД - формы индивидуальной работы (консультация, собеседование, индивидуальное прослушивание, просмотр материала); - формы групповой работы (вечер встречи, диспут, лекция, доклад); - формы массовой работы (праздник, фестиваль, культурно-спортивная олимпиада). III. Социально-демографические характеристики СКД1. По возрасту: - формы работы с детьми и подростками (праздники детских книг, утренник, демонстрация мультфильмов); - формы работы с молодежью (дискотека, обряд совершеннолетия, обряд посвящения);- формы работы с людьми среднего возраста (30-40 лет) (вечер «Для тех, кому за…», Дни профессий);- формы работы с людьми старшего поколения (60 и более лет) (вечер чествования ветеранов, обряд проводов на пенсию, серебряная, золотая свадьбы). 2. По полу:- формы работы с женщинами (конкурс красоты, конкурс моды, кулинарии, Клуб де6ловых женщин);- формы работы с мужчинами (конкурсы, спортивно-военные эстафеты, проводы в армию);3. По семейному положению:- формы работы с молодыми семьями (консультации психологов, врачей, педагогов, экономиста);- формы работы с семейными людьми ( дни семьи, семейные юбилеи, семейные вечера, Клуб выходного дня, эстафета «Мама, папа и я - спортивная семья»);- формы работы с многодетными семьями (чествование трудовых династий, вечер-портрет, Клуб многодетных семей).

  4.Теория  социально-культурной  деятельности. 

  СКД-подсистема общей системы социализации личности, соц.воспитания и образования, дух.развития и самовыражения людей ,творч.развития. СКД также явл. важнейшей функцией гос. и негос. стр-тр, общ.объединений,средством организации свободного времени населения.Социализация личности-процесс усвоения человеком соц.опыта,его включ.в систему общ.отношений.Культ.потребность-осознанная нужда чел.в культ.деятельности и ее результате.Культ.деят-ть-деят-ть по выявлению,сохранению,созданию,распространению и освоению культ. ценностей. Культ.ценность -нравственные и эстетические идеалы,нормы и образцы поведений,языки,диалекты и говоры,нац.традиции и обычаи, истор.топонимы (стар.назв.), фольклор, худ.промыслы и ремесла,произвед.лит-ры и искусства,истор.здания и сооружения,уникальные территории и объекты,предметы и технологии.Творч.деят-ть-создание культ.ценностей и их интерпритация. Культ.наследие народов и нац.групп-созанные в прошлом культ.ценности,памятники,истрико-культ.мат.объекты,значимые для сохранения и развития самобытности гос-ва и народа. Гос. и культ.политика -сов-ть принципов и норм гос.деят-ти по сохранению, развитию, освоению, распространению культуры и культ.ценностей. Черты СКД:свобода выбора; обусловленность национально-этническими региональными особен-ми; возможность осуществления в массовых и индивид.формах; имеет гуманистический,развивающийся характер. Уровни СКД личности:репродуктивный(простое воспроизведение), репродуктивно-творческий и творческий (создание новых культ.ценностей) Сферы СКД:1.все искусство 2.выявление, изучение, охрана, реставрация и исп.памятников истории кул-ры 3.худ.народные промыслы и ремесла 4.любительское худ.творчество (самодеятельность) 5.музейное дело и коллекционирование 6.книгоиздание, библиотечное и архивное дело 7.СМИ 8.худ-педогогическая деят-ть, эстетическое воспитание 9.междунар.культ.обмены 10.индустрия культуры (производство и исп.различных технич.средств в сфере кул-ры) 11.иная деят-ть Осн.цель СКД-развитие и самореализация личности,гуманизация общества,сохранение национальной самобытности народов РФ на основе создания и сохранения культ.ценностей и приобщения кним всех граждан страны. ФункцииСКД:1.ценностно-ориентационная(развитие худ.вкуса,ценностного отношения к произведениям искусства) 2.информационно-просветительская 3.культурно-творческая(виды тв-ва:худ,соц,науч-тех,прикладное) 4.рекреативно-оздор-ная 5.коммуникативная.Плоскости изученияСКД:1.экономическая (изучается мат.обеспечение, финансирование, инвестирование, вопросы рентабельности и др.+менеджмент, маркетинг, изучение потребителей, реклама, PR) 2.гуманитарная (теор.разработка всех аспектов развития СКД,разработка новых технологий,постоянное изучение интересов, запросов и др.социологич методов исследования) 3.оргпнизационно-управленческая (планиерование, прогнозирование, организация, учет и контроль,построение нац.орг.стр-тр,мотивация персонала на эффект.работу, правовое обесп.этой деят-ти).

Информация о работе Контрольная работа по "Социальной-психологии"