Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 14:00, контрольная работа
1.Сервисология как область научного знания.
2.Потребности человека: основные концепции, динамика.
3.Социально-культурная деятельность: основные понятия, этапы развития.
4.Теория социально-культурной деятельности.
|
2.Потребности
человека: основные
концепции, динамика.
Острота и нерешенность политических
и экономических проблем прямо влияют
на развитие потребностей, потребления
и сферы сервиса. На развитие потребления
в современной России влияют три крупных
системных сдвига, которые происходят
в экономике одновременно и развертываются
параллельно друг другу: - переход от преимущественно
государственно-планового механизма национальной
экономики к преимущественно рыночному;
- переход к «обществу массового потребления»
как завершающему этапу развития индустриального
общества; - переход
от индустриального общества к постиндустриальному.
В настоящее время слой малограмотного
населения увеличивается в России. По
наблюдениям специалистов, постоянно
снижается также качество общего среднего
образования. Люди с низким уровнем образования
и невысокими доходами будут формировать
специфический спрос на услуги, отличающийся
от спроса состоятельных и высокообразованных
слоев населения.Специфика потребления
в России во многом определяется не только
социальными, но и природно-географическими
условиями, сильно отличающимися, например,
от условий Западной Европы. В отличие
от экономических, географические условия
более стабильны и могут быть точно спрогнозированы
на много лет вперед (за исключением, конечно,
стихийных бедствий). Поэтому не так трудно
определить особенности сервиса, вытекающие
из природно-географических условий России.
Правда, природные условия всегда взаимодействуют
с менее стабильными экономическими, и
результат этого взаимодействия, конечно,
менее предсказуем, чем природные факторы
сами по себе. Потребности
человека:основные концепции 20-21
веков.В 20 веке происходило осмысление
теории Ч.Дарвина,согласно которой человек
возник в результате естественного процесса
эволюции живой природы.Он имеет животных
предков и следовательно его потребности
формировались на основе потребностей
животных.(социальный дарвинизм)Естественный
отбор и борьба за выживание приспособленных
субъектов рассматривались в этой крнцепции
как определяющие факторы общественной
жизни.Согласно психоанализу З.Фрейда
в основе человеческого поведения лежат
чисто биологические инстинкты и потребности.В
первую очередь это сексуальные влечения-либидо.Еще
в древности социальные механизмы уменьшали
возможности удовлетворения сексуальных
потребностей,в результате возникновения
социального контроля секс.потребности
не могли удовлетворятся так просто,как
у животных.Секс.энергия-либидо подвергалась
сублимации-переводилась в другие формы
психической энергии,на основе сублимации
возникли чисто новые человеческие группы
потребностей-в разумном познании,религии,искусстве, |
3.Социально-культурная
деятельность: основные
понятия, этапы
развития Социально-культурная деятельность
представляет собой синтетический вид
профессиональной культурной деятельности,
прошедшей длительный исторический путь
становления и развития, основанной на
многовековых национальных, образовательных
и духовных традициях, требующей от специалиста
знаний и навыков научно-исследовательской,
учебно-педагогической, производственно-практической,
научно-методической, экспертно-консультационной
работы в социально-культурной сфере.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- специфически человеческая форма активного
отношения к окружающей среде, предполагающая
ее целесообразное изменение и
преобразование.ДОСУГ - деятельность,
выбираемая личностью в соответствии
со своими склонностями, уровнем развития
духовных запросов и интересов.ДОСУГОВОЕ
ВРЕМЯ - часть свободного времени, используемая
для свободного общения, потребления ценностей
духовной культуры, развлечений, прогулок
и других видов нерегламентированной
деятельности, обеспечивающих отдых.ДУХОВНЫЕ
ПОТРЕБНОСТИ - сложившиеся у человека
в ходе его общественно-исторического
развития потребности в духовных ценностях,
включая ценности культуры, морали, нравственности,
права.КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность
по сохранению, созданию, распространению
и освоению культурных ценностей.КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - 1) общественно-значимый
способ активного отношения личности
и социума к действительности, проявляющийся
в производстве, распространении, потреблении
ценностей культуры в сфере досуга; 2) система
профессиональной и общественной деятельности,
стимулирующая социально-культурную активность,
духовное развитие личности и социума
в условиях свободного времени.Начальным
этапом развития социально-культурной
деятельности можно считать Петровские
преобразования, реформы в культурной
жизни государства. По образцу развитых
европейских государств, Петр I вводит
в общественную жизнь новые праздники,
государственные ритуалы, традиции, ассамблеи
и т.п. Петр I своими указами назначал на
государственные должности чиновников,
которые должны были организовывать работу
новых типов учреждений культуры. В этот
период появились первые государственные
театры, музеи, библиотеки, парки.Вторым
этапом в развитии социально-культурной
деятельности следует считать появление
в XVIII-XIX в.в. профильных учебных заведений,
которые специализировались, главным
образом, на отдельных видах искусства.Третий
этап в развитии социально-культурной
деятельности связан с Октябрьской революцией
1917 года. После 1917 года в России была создана
новая сеть учреждений культуры и учебных
заведений, которые готовили кадры для
новой социалистической системы культпросветработы.
Под общим названием «политпросветработники»
выделялись организаторы библиотечного
дела, клубного дела, музейного дела и
т.д. Данный период продолжался вплоть
до начала 1930-х годов. Одновременно с задачами
политического просвещения, решались
общекультурные задачи. Четвертый этап
в развитии социально-культурной деятельности
связан с утратой идейно-политической
нагрузки на учреждения культуры, приобретением
новых производственных функций, появлением
новых типов учебных заведений и специальностей
в социокультурной сфере. Активно развивается
сеть вузов культуры, в комплексе осуществляющих
подготовку затребованных практикой специалистов.
Пятый этап - завершающий этап
развития социально-культурной деятельности
(середина 1990г.г. - по настоящее время).
Он характеризуется обобщением предыдущего
опыта учреждений и организаций социально-культурной
сферы.
Формы социально-культурной деятельности .К формам социально-культурной деятельности (СКД) можно отнести: собеседование, тематический вечер, утренник, афиша, обзор, встреча… кинопросмотр, фестиваль народного творчества, концерт, конкурс, День города, световая газета, дискотека, вечер отдыха, обряд, выставка.Данные явления объединяют следующее: наличие специальных методов; наличие средств СКД;использование литературно-художественного материала;применение документального материала.Таким образом, форма СКД - структура содержания профессиональной деятельности, учреждений культуры и предприятий туризма, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой.Вывод: чем крупнее форма СКД, тем больше объем методов и средств, задействованных в ней.Праздник - самая крупная форма СКД. В нем задействованы все методы и средства СКД, Обширный художественный и документальный материал.Набор методов и средств определяет характер форм СКД: живое слово, как ведущее средство определяет отбор форм устной рекламы. Печатное слово - наоборот. Методы театрализации - формы художественной рекламы.Структура форм СКД может стать основой для их классификации. В основу классификации форм СКД могут быть положены следующие признаки:I. Субъект СКД - формы работы библиотеки (читательские конференции, книжные выставки, обзор литературы); - формы работы клубных учреждений(тематический вечер, вечер отдыха, дискотека); - формы работы парков культуры и отдыха (праздник, карнавал, день отдыха, театрализованные спортивные турниры); - формы работы музея (экскурсия, выставка, экспозиция); - формы работы предприятий туризма (туристическая поездка, экскурсия, туристический поход); - формы работы клубных формирований (встречи, обсуждения, учебные занятия); - формы работы учреждений искусства: театр, филармония, концертный зал (концерт, спектакль, кинодемонстрация, репетиция).II. Комплексные показатели объектов СКД - формы индивидуальной работы (консультация, собеседование, индивидуальное прослушивание, просмотр материала); - формы групповой работы (вечер встречи, диспут, лекция, доклад); - формы массовой работы (праздник, фестиваль, культурно-спортивная олимпиада). III. Социально-демографические характеристики СКД1. По возрасту: - формы работы с детьми и подростками (праздники детских книг, утренник, демонстрация мультфильмов); - формы работы с молодежью (дискотека, обряд совершеннолетия, обряд посвящения);- формы работы с людьми среднего возраста (30-40 лет) (вечер «Для тех, кому за…», Дни профессий);- формы работы с людьми старшего поколения (60 и более лет) (вечер чествования ветеранов, обряд проводов на пенсию, серебряная, золотая свадьбы). 2. По полу:- формы работы с женщинами (конкурс красоты, конкурс моды, кулинарии, Клуб де6ловых женщин);- формы работы с мужчинами (конкурсы, спортивно-военные эстафеты, проводы в армию);3. По семейному положению:- формы работы с молодыми семьями (консультации психологов, врачей, педагогов, экономиста);- формы работы с семейными людьми ( дни семьи, семейные юбилеи, семейные вечера, Клуб выходного дня, эстафета «Мама, папа и я - спортивная семья»);- формы работы с многодетными семьями (чествование трудовых династий, вечер-портрет, Клуб многодетных семей). |
4.Теория
социально-культурной
деятельности. СКД-подсистема
общей системы социализации личности,
соц.воспитания и образования, дух.развития
и самовыражения людей ,творч.развития.
СКД также явл. важнейшей функцией гос.
и негос. стр-тр, общ.объединений,средством
организации свободного времени населения.Социализация
личности-процесс усвоения человеком
соц.опыта,его включ.в систему общ.отношений.Культ. |
Информация о работе Контрольная работа по "Социальной-психологии"