Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 17:34, контрольная работа
ЗАДАНИЕ № 1
а) Как Вы бы определили предмет истории социологии?
б) Проанализируйте социально-экономические предпосылки появления социологии как науки.
в) Охарактеризуйте естественнонаучные предпосылки возникновения социологии.
ЗАДАНИЕ № 2
Составьте анкету социологического исследования (тема по выбору студента).
Тема: «Исследование предпочтений просмотра кинофильмов в кинотеатре и разработка ценовых схем»
ЗАДАНИЕ № 1
Вопросы и задания:
а) Как Вы бы определили предмет истории социологии?
Рассмотрим, для начала, как определяли предмет социологии ее основоположники.
Оюст Конт определил предмет социологии, как «общество в его целостности, основу, которой образует всеобщее согласие». Английский ученый Г. Спенсер считал, что предмет социологии – «общество как социальный организм, в котором дифференциация сочетается с интеграцией, благодаря естественной эволюцией его социальных институтов». К. Маркс соответственно считал, что предмет социологии «составляет общество как органическая система, которая развивается в направлении целостности через революции и классовые войны». А значит, что предмет социологии не является стабильно зафиксированным навсегда. В процессе познания происходит его развитие, на которое действует два фактора: прогресс и потребности общества, а значит, предметом можно назвать процесс или явление, позволяющее выявить закономерности объективной реальности.
б) Проанализируйте социально-экономические предпосылки появления социологии как науки.
Связывать возникновение социологии в социально-экономическом плане, прежде всего, необходимо с развитием капитализма в первой половине XIX. Многовековые устои феодального строя начали рушиться. С развитием капитализма не могли не меняться социальные нормы. В Англии и во Франции жизнь людей в новых условиях породила противоречия во взглядах на развитие капиталистических стран. В этих странах наблюдался экономический, социальный и политический прогресс, а так же, усиление эксплуатации (увеличение трудовой недели, использование женского и детского труда и т.п.). Реакция трудящихся не заставила себя ждать. До появления социологии на многие вопросы искали ответы в религии, но открытие Ч. Дарвина отвергло религиозные домыслы, так же географические открытия, сделанные к тому времени, различие образа жизни других людей на разных территориях. Это привело к необходимости в рациональном анализе, для выявления очагов социальной напряженности, возможности просчитывать процесс поступательного развития общества. Для этого необходима была наука, в которой изучались бы не только теоретические выкладки, но и конкретные факты и цифры – это и стала социология. Конечно же, нужно отметить, что развитие социологии не возможно было без появления таких наук, как статистика, прикладная математика и демография.
в) Охарактеризуйте естественнонаучные предпосылки возникновения социологии.
Герберта Спенсера можно считать основоположником социалорганицизма и эволюционизма. Спенсер сформулировал, независимо от Дарвина, свою теорию эволюции. Социальная эволюция по Спенсеру — это часть всеобщей. Слабость идей органицизма в том, что аналогии подменяли конкретный анализ (органицисты пытались устанавливать закономерности в обществе по аналогии с закономерностями в живых организмах). В ней также действуют два фактора: борьба за существование и выживание наиболее приспособленных. Он выделял две стороны процесса эволюции — интеграция и дифференциация: от неустойчивости к устойчивости, и три фазы эволюции: неорганическая, органическая, надорганическая. Социальная эволюция — это часть надорганической, которая отличается уровнем сложности, темпами изменения и важностью следствий.
г) Составьте таблицу периодизации истории социологии.
Конт (Франция), Спенсер (Англия), Ковалевский (Россия), Гумплович | Позитивизм | Ранний классический период: 1830-1880-е гг. |
Ратценхофер (Австрия), Смолл, Самнер (США), Стронин, Лилиенфельд (Россия) | Натурализм, органицизм: социальный дарвинизм | |
Гобино, Летурно (Франция) | Расово-антропологическое направление | |
Бокль (Англия), Ратцель, Хаусхофер (Германия), Реклю (Франция), Мечников (Россия) | Географическое направление | |
Маркс, Энгельс (Германия), Плеханов, Ульянов/Ленин (Россия) | Марксизм | |
Уорд, Гиддингс (США), де Роберти, Кареев (Россия) | Психологическое направление: эволюционизм | Поздний классический период: 1880-1910-1920-е гг. |
Вундт (Германия) | Психология народов | |
Тард, Лебон (Франция) | Групповая психология | |
Мак-Дугалл (Англия) | Инстинктивизм | |
Кули (США) | Классическая немецкая социология: | |
Теннис, Зиммель (Германия) | Формальная социология | |
Вебер (Германия) | Понимающая социология | |
Дюркгейм (Франция), Парето (Италия), Сорокин (Россия) | Позитивизм и неопозитивизм |
ЗАДАНИЕ № 2
Составьте анкету социологического исследования (тема по выбору студента).
Тема: «Исследование предпочтений просмотра кинофильмов в кинотеатре и разработка ценовых схем»
1. Укажите Ваш пол.
2. Укажите Ваш возраст.
3. Как часто Вы посещаете кинотеатр (раз в неделю, раз в две недели, раз в месяц).
4. Фильмы, какого жанра Вы предпочитаете.
5. Какая стоимость кино билета для Вас наиболее приемлема.
6. Услуга по доставке кино билетов на дом, заставила бы Вас посещать кинотеатр чаще.