Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:54, контрольная работа
Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, - вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. Динамика развития семьи: ее основные функции………………………….4
2. Проблемы и противоречия развития современной семьи
а) кризис семьи как традиционного института социализации………………..9
б) конфликтная семья…………………………………………………………...10
в) интеграция и дезинтеграция семьи: содержание и социальные последствия………………………………………………………………………12
3. Проблемы современной семьи и семейной политики в России…19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………23
Кроме того, выделяют факторы, влияющие на конфликтность супружеских отношений. К ним относят кризисные периоды в развитии семьи. Первый год супружеской жизни характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Происходит эволюция чувств, влюбленность исчезает и супруги предстают друг перед другом такими, какие они есть. Известно, что в первый год жизни семьи вероятность развода велика, до 30% общего числа браков.
Второй кризисный период связан с появлением детей. Еще неокрепшая система «Мы» подвергается серьезному испытанию. Что же лежит в основе конфликтов в этот период?
• Ухудшаются возможности
профессионального роста
• У них становится меньше возможностей для свободной реализации в лично-привлекательной деятельности (увлечения, хобби).
• Усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временному снижению сексуальной активности.
• Возможны столкновения взглядов супругов и их родителей по проблемам воспитания ребенка.
Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом, который характеризуется конфликтами однообразия. В результате многократного повторения одних и тех же впечатлений у супругов наступает насыщение друг другом. Это состояние называют голодом чувств, когда наступает «сытость» от старых впечатлений и «голод» по новым. Четвёртый период конфликтности отношений супругов наступает после 18—24 лет совместной жизни. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей, усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне, «пока не поздно». Значительное влияние на вероятность возникновения супружеских конфликтовоказывают внешние факторы:
Перечень факторов конфликтности
семьи был бы неполным, если не назвать
макрофакторы, т. е. изменения, происходящие
в современном обществе, а именно:
в) интеграция
и дезинтеграция семьи: содержание
и социальные последствия. Совокупн
При эффективном же действии описываемых
социально-функциональных механизмов
те же трудности становятся источником
дальнейшей интеграции семьи, еще большего
ее сплочения. Выделяют два механизма
семейной интеграции: механизм «общности
судьбы» и «эмоциональной идентификации
с семьей». Функционирование этого механизма
обеспечивается следующими отношениями.
1. У членов семьи формируется представление,
навык, привычка именно семейного (а не
индивидуального) удовлетворения своих
потребностей. В сознании членов семьи
семейная жизнь представляется наиболее
естественным, удобным, привычным способом
удовлетворения жизненных потребностей:
материально-бытовых, сексуальных, в понимании,
общении и уважении.
2. Укрепление семьи воспринимается членами
такой семьи как самый удобный путь удовлетворения
собственных потребностей. Забота о семье
в целом воспринимается как забота о себе.
3. Развитие «семейного доверия». Оно проявляется
в том, что в такой семье противоречия
смягчаются или перерабатываются за счет
взаимных уступок, либо добровольной уступки
одной из сторон. В основе уступки — не
самопожертвование, а доверие. Уступающий
уверен, что, во-первых, его уступки будут
в конечном счете в более длительной перспективе
полезны и ему самому; во-вторых, что в
иное время и в другой ситуации аналогичным
образом поступят и другие члены семьи;
в-третьих, что его уступчивостью не злоупотребят
и она будет воспринята с чувством благодарности. Система взаимоотношений в таких семьях
в определенной мере напоминает взаимоотношения
хорошего экипажа находящегося в дальнем
плавании судна. Каждый понимает, что,
заботясь о судне и экипаже, он заботится
и о себе. Члены таких семей сами выросли
в дружных семьях.
4. Высокий уровень взаимной эмпатии. Высоко
развита способность хорошо представлять
внутренний мир друг друга. Члены семьи,
как правило, легко и правильно могут предсказать
поступки друг друга в самых различных
ситуациях. Семьи, в которых описанный
механизм интеграции не развит или, нарушен
(семьи с взаимонезависимыми отношениями)
отличаются следующими характеристиками:
В семье с взаимонезависимыми
отношениями в значительно
Последствия развода. Развод – это болезненное явление, которое оставляет отпечаток в душе человека, это всегда катастрофа, трагедия, которая выбивает людей из нормальной жизненной колеи порой на целые годы. Разведенные супруги время от времени скучают по своим бывшим мужьям или женам, испытывают чувство тревоги, несмотря на то, что сами выступали инициаторами развода и считали свою семейную жизнь несчастливой. Даже при условии, если бывшие супруги после развода сохранили хорошие отношения между собой, для их ребенка, если он есть, это трагедия на всю жизнь, поскольку ребенок может быть абсолютно счастлив лишь при наличии обоих родителей. Кроме того, установлен факт, что дети разведенных родителей, во взрослой жизни разводятся чаще, чем дети, выросшие в полных семьях. Развод – это процесс, который приносит очень много вреда для ребенка, нарушает его психику, в результате чего ребенок растет неполноценным человеком, то есть воспитанным одним родителем. Кроме того, девочки, выросшие без отца, часто становятся мужененавистницами. Всех мужчин своей мамы или своих ухажеров она, так или иначе, будет сравнивать со своим папой. Девочка будет испытывать страх, что очередной брак мамы может принести страдания, а она ничем не сможет в этой ситуации помочь и будет еще больше страдать, видя слезы мамы. А ведь очень трудно притворяться сильной, сдерживаться перед ребенком, делать вид, что ничего страшного не произошло, чтобы еще больше не травмировать психику ребенка. Жизнь в неполной семье очень сильное влияние оказывает на дисциплину ребенка и формирование личности. Обычно дети разведенных родителей начинают делать все наоборот, перестают слушать, начинаются проблемы с друзьями, с памятью, с общей успеваемостью. Большие проблемы с ребенком возникают, если на момент развода он пребывает в переходном возрасте. Всем своим поведением ребенок будет высказывать свой протест против развода. Появится озлобленность к себе и к окружающим. Он будет считать себя виновником развода. У большинства детей все переживания проходят в течение года или двух лет после развода, однако некоторые из них не могут успокоиться и чувствуют себя одинокими в течение пяти лет после развода или еще дольше. Психологические наблюдения показывают, что 5-7-летние дети особенно остро переживают из-за развода родителей, особенно мальчики. Девочки же уход отца очень остро переживают в возрасте 2-5 лет – в период интенсивного эмоционального развития. Поскольку ребенок находится всегда между родителями, независимо от того, ссорятся они или разводятся, ребенок будет всегда страдать больше, чем его родители. Разведенные мужчины имеют гораздо больше возможностей повторно вступить в брак, чем женщины. Однако около 50 % из них после развода не могут найти себе вторую половину и остаются одинокими. С другой стороны, вторая половина мужчин все же вступает в повторный брак, как правило, через пять лет после развода. Разведенные женщины более осторожны, им требуется гораздо больше времени (5-10 лет), чтобы вступить в повторный брак. Негативный предыдущий семейный опыт приводит к тому, что большинство разводящихся мужчин и женщин потенциально становятся сторонниками внебрачных половых связей, отказываясь от повторного заключения брака из-за боязни повторения ситуации. Из всего этого можно сделать вывод, что лучше выходить замуж за хорошего отца своих будущих детей, а не за человека, которого любишь. Любовь может уйти, а дети останутся навсегда. Поэтому прежде чем решиться на такой важный шаг в жизни хорошо подумайте о последствиях.
3. Проблемы современной семьи
и семейной политики в России. Проблемы современной семьи относятся
к числу наиболее важных и актуальных.
Её значимость определяется тем, что во-первых
семья - один из основных социальных институтов
общества, краеугольный камень человеческой
жизни, во-вторых, что этот институт в настоящее
время переживает глубокий кризис. И причиной
этого кризиса, если рассматривать в широком
плане являются общие глобальные социальные
изменения, рост мобильности населения,
урбанизация и др., которые ведут за собой
расшатывание "семейных устоев".
Эти и ряд других факторов обусловили
падение семьи, как социального института
общества, изменение её места в ценностных
ориентациях. За последние полтора-два
десятилетия произошло серьезное сокращение
числа заключаемых браков. Наблюдается
рост численности одиночек. В общей совокупности
одиноких людей преобладают женщины. Обращает
на себя внимание снижение уровня рождаемости,
рост малодетных и неполных семей. Сокращение
рождаемости ведет к малочисленности
семей. Как свидетельствуют исследования, на
репродуктивный выбор супругов влияют
прежде всего такие факторы как внутрисемейные
отношения, материальные возможности,
жилищные условия, национальные традиции,
здоровье супругов. Не может не тревожить
общественность большое количество разводов.
Без преувеличения можно сказать, что
происходит катастрофический рост разводов.
Основными причинами разводов являются
злоупотребление спиртными напитками,
бытовая неустроенность супругов, супружеская
неверность, проблема распределений домашних
обязанностей, психологическая несовместимость.
Не могут не тревожить негативные тенденции
в социокультурной сфере, системе воспитания,
которые наметились в последние полтора
десятилетия. Размыты идеалы и нравственные
ценности, резко сокращен выпуск отечественной
детской литературы и произведений искусства,
экраны телевидения и кинотеатров заполнены
зарубежными фильмами, зачастую пропагандирующими
жестокость, насилие, порнографию, уменьшается
число детских библиотек, внешкольных
учреждений эстетического направления,
многие из них функционируют на платной
основе.