Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 14:57, контрольная работа
Как Вы бы определили предмет истории социологии?
Проанализируйте социально-экономические предпосылки появления социологии как науки.
Охарактеризуйте естественнонаучные предпосылки возникновения социологии.
Составьте таблицу периодизации истории социологии.
Составьте анкету социологического исследования (тема по выбору студента).
Контрольные задания по социологии.
ЗАДАНИЕ № 1
а) Как Вы бы определили предмет истории социологии?
История социологии — наука
о социологии как дисциплине и
отрасли гуманитарного знания, процессе
её становления и развития.
История социологии как относительно
самостоятельная область знания вместе
с другими исторически научными дисциплинами
входит в состав общей истории науки. История
социологии в ее расширительном понимании
есть дисциплина, изучающая процесс развития
социальной мысли с точки зрения формирования
в недрах разных наук социологического
подхода к предмету каждой из них. В другом
более строгом смысле слова история социологии
есть знание о развитии социологии с того
момента, когда она сформировалась как
самостоятельная научная дисциплина со
своим предметом, своим методом, своей
структурой и особыми функциями. Узкий
смысл понятия истории социологии предполагает,
таким образом, более строгую трактовку
ее предмета как области знания, обладающей
статусом особой научной дисциплины. В
этом значении история социологии есть
наука о становлении и развитии одной
определенной науки об обществе, которая
ставит и решает задачи, не входящие в
компетенцию ни одной другой науки.
б) Проанализируйте социально-экономические предпосылки появления социологии как науки.
Социология возникла в
середине XIX в. в культурно и экономически
наиболее развитых странах Западной
Европы: Франции, Германии, Англии. Именно
в этих странах в то время шло
интенсивное становление и
Понимание структуры и динамики нового
общества требовало новых знаний, способных
удовлетворить такую потребность. До появления
социологии имелись два вида знаний об
обществе, которые существовали независимо
друг от друга: философское (социальная
философия) и эмпирическое. Так, Томас
Гоббс и Джон Локк в Англии, Шарль Монтескье
и Жан-Жак Руссо во Франции создали социально-философские
и политические концепции, в которых верно
схвачена социальная тенденция новой
эпохи. Центром этих концепций стал рядовой
человек Нового времени как субъект становления
нового общества. Это уже не подданный
короля или царя, а гражданин, обладающий
неотъемлемыми правами и свободами. Его
отношения с другими гражданами, равными
ему по этим правам и свободам, образуют
гражданское общество. Как члены этого
сообщества они заключают «общественный
договор» с государством: делегируют ему
часть своих прав в обмен на защиту своих
гражданских прав и свобод. Но эти и подобные
им концепции выражали лишь начальные,
недостаточно дифференцированные состояния
раннелиберального общества. К тому же
они были обоснованы лишь теоретически,
а не эмпирически.
Эмпирическое знание того времени об обществе
возникло для решения практических задач.
В Англии XVII-XVIII вв. это была «политическая
арифметика», которая использовала количественные
методы для изучения причин и тенденций
смертности, анализа результатов первых
переписей населения (Дж.Граунт, В.Петти,
Э.Галлей). В Германии подобный статистический
анализ осуществляло так называемое «государствоведение»,
Staatswissenschaft, т.е. учение о массовых явлениях
и фактах жизни государства. Из анализа
таких фактов и возникла статистика как
специальная наука (термин «статистика»
имеет в своем корне слово «государство»:
нем. Staat, англ. state). Такого рода эмпирическое
знание было далеко от социальной теории.
Но оно стало важной предпосылкой возникновения
социологии - эмпирической предсоциологией.
Таким образом, социология возникла в
ответ на двоякую потребность социальных
субъектов Нового времени: в синтезирующем
знании о новом обществе как целостном
объекте, который возникает в результате
действий множества субъектов; в таком
специализированном знании, которое соединяет
теорию с эмпирическим обоснованием и
позволяет субъектам достигать практических
успехов. Эта потребность имела интернациональный
характер. Ее основателями и ранними теоретическими
классиками стали крупнейшие западноевропейские
мыслители. Затем география социологии
стала быстро расширяться.
в) Охарактеризуйте естественнонаучные предпосылки возникновения социологии.
Герберта Спенсера (1820—1903)
можно считать основоположником
социалорганицизма и
Идеи эволюционизма развивались во многих
странах независимо, одной из ветвей эволюционизма
был социальный дарвинизм:
Людвиг Гумплович (1838—1909), Австрия. Написал
ряд трудов: «Основы социологии», «Социология
и политика», «Социологическая идея государства»,
«Раса и государство», «Расовая борьба».
Считал, что предмет социологии — изучение
социальных групп и взаимоотношений между
ними. Социальная группа для него — не
просто сумма составляющих её единиц,
а обладающая групповым эффектом. Основной
закон каждой социальной группы — стремление
подчинить себе другие социальные группы,
стремление к порабощению и господству,
к самосохранению.
Уильям Самнер (1840—1910), США. Считал, что
социальная эволюция происходит независимо
от воли и желания людей и законы естественного
отбора и борьбы за существование универсальны.
Основная работа Самнера: «Народные обычаи»,
где он осуществляет попытку объяснения
происхождения и развития некоторых важных
групповых привычек и социальных форм
жизни людей. Обычай по Самнеру — стандартные
групповые формы поведения, выступающие
на уровне индивида как привычки. Ввел
понятие In-референтных и Out-референтных
групп.
Также в рамках социал-дарвинизма существовала
расово-антропологическая школа. Самый
известный её представитель — Артюр де
Гобино (1816—1882). Основной труд — «Опыт
о неравенстве человеческих рас». Он пытался
оправдать существующее неравенство в
обществе и обосновал его расовыми различиями.
Главный критерий — уровень интеллекта
расы.
Таким образом, развитие естественнонаучного
знания и, в частности, дарвинизма с его
эволюционной теорией, способствовало
переносу эволюционистских идей из естественнонаучной
сферы в область гуманитарного знания
и возникновению социалорганицизма.
г) Составьте таблицу периодизации истории социологии.
№ |
Название периода |
время |
имена исследователей |
основные достижения |
1 |
ранняя теоретическая классика |
20-70-е годы XIX в. |
Огюст Конт, Герберт Спенсер, Карл Маркс |
Возникновение термина «социология» (sociologie, от лат. societas + греч. Logos), определение предмета социологии |
2 |
ранняя теоретико- |
от 80-х годов XIX в. до первой мировой войны |
Фердинанд Теннис, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Георг Зиммель |
разработка методологии
социологических исследований, т.е.
осознания подходов к их объекту
и способов получения эмпирических
данных о нем, взаимное соотнесение
теоретической и |
3 |
зрелая теоретико- |
от первой мировой войны до 70-х годов XX в. |
Питирим Сорокин, Талкотт Парсонс, М.И.Туган-Барановский |
достигает своей зрелости взаимосвязь предмета и методологии социологии. |
4 |
новые понимания предмета социологии, альтернативные классическим |
конец XX - начало XXI вв. |
Ален Турен и Пьер Бурдьё,Маргарет Арчер и Энтони Гидденс. |
в центре оказывается не общество как целостный объект, а социальный субъект как активное действующее лицо, как актор социальных процессов, изменений. |
ЗАДАНИЕ № 2
Составьте анкету социологического исследования (тема по выбору студента).
«Связь социального положения и образовательного уровня с возрастом начала половой жизни среди молодежи»
1. Укажите свой пол
2. Укажите свой возраст
3. Укажите свое социальное положение:
- специалист со средним образованием
- специалист с высшим образованием
- учащийся вуза
- учащийся среднего специального учебного
заведения
- учащийся школы
- ваш вариант
4. В каком возрасте Вы начали жить половой
жизнью:
- ранее 16-и лет
- 16 лет
- 18 лет
- 20 лет
- позднее
- не имел половых сношений
5. При каких условиях, на Ваш взгляд, наиболее
часто возникает первый половой контакт:
- на вечеринке/празднике
- в обыденной обстановке
- другое
6. Кто, на Ваш взгляд, чаще всего становится
инициатором полового контакта:
- молодые люди
- девушки
- одинаково
7. Каковы, по Вашему мнению, причины разрыва
отношений на раннем этапе:
- материальные и жилищные проблемы
- случайность возникновения отношений
- противодействие родственников
- ваш вариант
8. Ваше личное мнение по данному вопросу:
положительную или отрицательную роль
играют половые контакты среди молодежи,
каковы на Ваш взгляд могут быть последствия
этих контактов, и пр.