Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:29, контрольная работа
Но человек не мог бы познать истинное как истинное, если бы не делал ошибок, поэтому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их. Наконец, самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Все эти многочисленные вопросы, а так же и те, которые рождаются в области других наук и в общественной практике, способствуют оформлению обширной проблематики теории познания. Человеческий разум, в процессе познания каждый раз пытается ответить на вопрос: познаваем ли мир?
Процесс развития науки можно представить в виде ряда последовательных приближений к абсолютной истине, каждое из которых точнее, чем предыдущие. Один из основных принципов диалектического подхода к познанию конкретность истины. Конкретность это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития. Суждение, верно отражающее объект в данных условиях, становится ложным по отношению к тому же объекту в иных обстоятельствах.
Что дает людям гарантию истинности их знаний, служит основанием для того, чтобы отличить истину от заблуждения и ошибок?. Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым, не возбуждая сомнений. Пример такой истины "квадрат имеет четыре стороны". Выдвигался и такой критерий истины: истинно то, что соответствует мнению большинства. Разумеется, и в этом есть свой резон: если многие убеждены в достоверности тех или иных принципов, то это само по себе может служить важной гарантией против заблуждения. Однако еще Р. Декарт заметил, что вопрос об истинности не решается большинством голосов.
В некоторых философских системах существует и такой критерий истины, как принцип прагматизма. Истиной прагматизм признает то, что лучше всего "работает " на нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта, причем ничего не должно быть упущено. Если религиозные идеи выполняют эти условия, если, в частности, окажется, что понятие о Боге удовлетворяет им, то на каком основании прагматизм будет отрицать бытие Божие?
В качестве критерия истины
практика работает не только непосредственно,
но и в опосредованной форме. Конечно,
нельзя забывать, что практика не может
полностью подтвердить или
Вопрос №2
Что такое общество? При самом общем взгляде на общество видно, что оно- совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного (в том числе и от высокоорганизованных человекообразных обезьян - антропоидов) и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства. Общество - это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут. Биологические отношения животных являются, в сущности, их отношениями к природе, в то время как специфику человеческого общества составляют отношения людей друг к другу.
Люди не могут жить изолированно друг от друга. Ещё Шефтсбери настаивал на том, что человек по природе - существо общественное и общество неизбежно и естественно для него. Как отмечал П.А. Сорокин, " для того, чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимодействия. Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления ". " Что такое общество, какова бы ни была его форма? "- ставил вопрос К. Маркс. И отвечал: " Продукт взаимодействия людей ".
Общество - это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие этих людей.
В социологии понятие общество трактуется неоднозначно. В широком смысле общество рассматривается как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей, а в узком смысле - как социальную организацию нации, народности, населения страны. П. Сорокин считал, что общество - это совокупность людей, находящихся в процессе общения. Общество - это объединение людей связью взаимодействия.
В научной литературе существует свыше 50 определений «системы», данных специалистами различных профилей. Обобщив их, можно сказать, что система — это совокупность элементов, которые находятся во взаимных связях и образуют единое целое. При этом последнее выступает уже новым образованием по отношению к отдельным элементам, из которых оно состоит, и его свойства не сводимы к свойствам элементов.
Таким образом, система, с одной стороны, нечто самостоятельное и отличное от ее элементов, а с другой стороны, она в то же время зависит от них. А элементы, входящие в систему, в свою очередь приобретают присущие ей свойства и черты поведения.
Исследование объектов и процессов с помощью системного анализа есть выяснение характера системных связей как целого и его взаимодействия с окружающей средой; изучение свойства интересуемого целого через его структуру, а также подробное рассмотрение той роли, которую выполняет тот или иной элемент в этой структуре,
Системные связи,
Подсистемы в рамках основной
системы имеют определенную
Как уже отмечалось выше, «общество»
является исходной категорией социологии.
Это понятие очень часто
В научной литературе под ним подразумевают и предельно широкую общность людей, и форму наиболее общей социальной связи, которая объединяет индивидов, группы в некоторую целостность на базе общей деятельности и культуры, и рационально организованную форму совместной деятельности людей и т.п. О.Конт рассматривал общество как функциональную систему, элементами структуры которой является семья, классы и государство и которая основана на разделении труда и солидарности. Позднее социологи стали выделять другие системообразующие признаки, но при этом все сходились в одном — общество понимали как своеобразный социальный организм, как сложное целостное образование. Все эти определения объединяет то, что они нацелены на системный подход к анализу общества.
Общество делится на четыре основные подсистемы (как показано в таблице №1). Так, подсистема сохранения и воспроизводства образца преимущественно касается отношений общества с культурной системой и через нее с высшей реальностью; целедостиженческая, или политическая, подсистема - отношений с личностными системами индивидов; адаптивная, или экономическая, подсистема - отношений с поведенческим организмом и через него с материальным миром. Эти различения носят наиболее явственный и наиболее важный характер применительно к обществам, далеко продвинутым по шкале модернизации.
Ядром общества как разновидности социальной систолы является четвертый компонент - его интегративная подсистема. Поскольку мы интерпретируем социальную систему как интегративную для систем действия в целом, то особое внимание надо уделять тому, как она обеспечивает или, наоборот, не обеспечивает различные порядки и уровни внутренней интеграции. Эта интегративная подсистема общества будет называться социетальным сообществом.
Возможно, самой общей
функцией социетального
Таблица
Общество (или более обобщенно - социальная система)
Подсистемы |
Структурные компоненты |
Аспекты процесса развития |
Основные функции |
Социетальное сообщество |
Нормы |
Включения |
Интеграция |
Воспроизводство образца или фидуциарная подсистема |
Ценности |
Генерализация ценностей |
Воспроизводство образца |
Политика |
Коллективы |
Дифференциация |
Целедостижение |
Экономика |
Роли |
Повышение адаптивного потенциала |
Адаптация |
Вопрос №3
За всю историю развития государства и права были высказаны десятки различных суждений по вопросу о формах государства. Предлагались самые различные подходы к решению данной проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали самые различные, порою весьма противоречивые мнения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют и чем они друг от друга отличаются.
Традиционным, например, для отечественного государствоведения и правоведения 60-70 годов было представление о форме государства, как об институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. В более поздний период, вплоть до настоящего, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Данное мнение является преобладающим.
Форма государства индивидуализирует каждое конкретное государство, которое существует в пространстве и времени в единстве содержания и формы. Внутренняя форма всегда содержательна и как таковая непосредственно и органически связана с сущностью государства на данном историческом этапе его развития. Внешняя форма государства изменчива, текуча, соответствует изменяющемуся непрерывно содержанию государства. Поэтому в рамках типов государства возможны вариации внутренней формы сообразно объективным условиям господства исторически определенных классов, уровня культуры и цивилизации, а также существующего политического режима.
Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой стороны – государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
Рассмотрим
первую составную часть структуры
формы государства – форму
правления. Теория государства, фиксирую
в его истории реально
. Форма правления – это организация государственной власти и ее устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень демократии и культуры населения в ней.
А теперь настало время рассмотреть эти две формы правления: монархию и республику.
При монархической (греческое слово monarchia – единовластие) форме правления главой государства является единоличный правитель – монарх; власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия. Особая разновидность монархии – выборная (или избирательная) сочетающая в себе элементы монархии и республики. Такая монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию. Вплоть до начала XIX века монархия была правилом для всех государств, а республика (несмотря на то, что это такая же древняя форма) – скорее исключением. С начала прошлого века это соотношение неуклонно изменяется, сегодня монархия уже рассматривается как пережиток прошлого, иногда даже просто как дань традиции
Одним из основных
элементов монархической
Монархия как форма весьма неоднородна, гибка и изменчива, благодаря чему ей и удалось выжить в современных условиях. Кратко рассмотрим схему развития монархической формы правления от ее зарождения до наших дней. В ранних азиатских государствах монархия выступала как неограниченная деспотия (иногда как теократия). С развитием феодализма монархия выступала первоначально как раннефеодальная монархия, принимая иногда форму феодальных империй; затем – как монархия феодальной раздробленности, характеризующаяся слабой центральной властью; за ней следовала монархия сословно-представительная, превратившаяся в монархию абсолютную. В результате буржуазно демократических революций абсолютная монархия была ликвидирована и заменена монархией конституционной (ограниченной). Конституционная монархия прошла две фазы развития: от дуалистической монархии к парламентской.
Парламентская монархия является заключительной стадией развития этого института. Раннефеодальной монархии сегодня не существует. В современном мире существуют два исторических типа монархий – абсолютная и конституционная. Конституционная монархия существует в двух видах: дуалистической и парламентарной. Абсолютная монархия существует ныне в двух формах – светской и теократической (Ватикан).