Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:40, контрольная работа

Описание

Составьте полный набор статусов у себя и 3-4 родственников или знакомых. В полученных статусных портретах выделите главные статусы и проанализируйте их влияние на поведение и образ жизни.

Работа состоит из  1 файл

Социология ВСЭИ.docx

— 40.43 Кб (Скачать документ)

 

ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Гуманитарный  факультет

Кафедра Философии

 

 

Предмет: Социология

 

Вариант № 8

 

 

 

 

Студент: 1 курса, группы СДс-13

Ф.И.О.:  Блиновой Елены Владимировны

Преподаватель: Трушков Сергей Александрович

 

 

 

Дата сдачи работы «___» __________  2012 г.

Оценка: _________________

Проверил:_______________

 

 

 

Киров 2012

 

  1. Составьте полный набор статусов у себя и 3-4 родственников или знакомых.  В полученных статусных портретах выделите главные   статусы и проанализируйте их влияние на поведение и образ жизни.

Предписанные статусы:

Статусы              

Муж

Сын 

Подруга

Я

     Пол

Мужской

мужской

женский

женский

 

Возраст

42

9

31

24

Раса

Европеоидная

Национальность

русский

русский

русская

русская

Здоровье

здоров

здоров

здорова

здорова

Брачно - семейно- родственный

Женат дядя

отец, сын,

Сын, внук

Замужем,

Мама, подруга

Замужем

дочь, мама, тетя

Экономический

Средне обеспеченный

иждивенец

Средне обеспеченная

Среднеобеспеченная

Профессиональ-ный

Средне педагогическое

образование

педагог

Ученик 3 класса

Педагог, студентка, среднее  педагогическое образование

Среднее педагогическое образование

Студентка, педагог

Политический

--------

---------

---------

--------

Религия

христианин

христианин

христианка

христианка

Территориальный

Горожанин

Горожанин

сельчанка

Горожанка


 

Муж. Имеет статус гражданина Российской Федерации. Совершенно здоров, то есть имеет статус здорового человека. Профессиональный статус –педагог дополнительного  образования. Не принадлежит ни к  одной политической группировке. Религиозный  статус – христианин.  На протяжении жизни его статусы постоянно  росли. В детстве, будучи сыном, внуком, братом (социальные статусы), он также  имел статус школьника.. Затем его  социальный статус изменился –он  стал студентом, а позже педагогом. Таким образом, его статусы – социальные, экономические, профессиональные – менялись на протяжении всей его жизни: с детства до зрелого возраста.

Сын, родился здоровым, приобрел статус сына, внука, школьника.

Подруга  имела статус рабочей, закончив  колледж, приобрела  статус воспитателя, поступила в  вуз ----статус студентки. Повысила свой профессиональный статус.

Я, имела статус школьницы, затем студентки. После статус приобрела  повара детского сада, затем снова  студентки, закончив пед. колледж приобрела  статус педагога. В данный момент снова  статус студентки заочного отделения.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству  социальных групп, престиж которых  в обществе неодинаков. Человек смотрит  на мир и относится к другим людям в соответствии со своим  статусом. Чем больше социальных ролей  способен воспроизвести индивид, тем  более приспособленным к жизни  он является. Таким образом, процесс  развития личности часто выступает  как динамика освоения социальных ролей.

Разнообразие статусов

Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности  основных статусов.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника  демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и  т. д. Как правило, это временные  состояния. Права и обязанности  носителей таких статусов часто  никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования.

Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству  социальных групп, престиж которых  в обществе неодинаков: коммерсанты  ценятся выше сантехников или  разнорабочих; мужчины обладают большим  социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве  не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и  т. д.

Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и  содержание социальных отношений людей.

Социальные роли связаны  с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные  безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и  женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические  способы поведения, закрепленные общественными  нормами, обычаями. Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном  уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных  отношениях, каждый человек выступает  в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения

 

2. Процесс институционализации, в результате которого образуется социальный институт, состоит из нескольких этапов. Раскройте содержание каждого этапа, свой ответ обоснуйте и проиллюстрируйте примерами.          

Институционализация представляет собой процесс определения и  закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей и приведение их в систему. Институционализация  — это замена спонтанного поведения  на предсказуемое поведения, которое  ожидается, регулируется и моделируется.          

Институционализация общественного  движения как правило, характеризуется  спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Каждое собрание на этой стадии сопровождается непредсказуемой  последовательностью эмоциональных  действий. Человек в этой ситуации не может прогнозировать дальнейший ход событий.         

При появлении институциональных  моментов в общественном движении начинается:

  • Формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора, определяется регламент выступлений и т.д.
  • Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся привычными. Одновременно начинает складываться система статусов и ролей.
  • Появляются устойчивые лидеры, которые признаются официально, согласно принятому порядку. Каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть агитатором, идеологом и т.д.
  • Под воздействием определенных норм поведение каждого участника становится предсказуемым. Появляются предпосылки для совместных организованных действий. В итоге общественное движение институционализируется.

 

         Таким образом, процесс  институционализации, т.е. образования социального института, складывается из нескольких этапов.

    1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.
    2. Формирование общих целей.
    3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия.
    4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами.
    5. Институционализация норм и правил, т.е. их принятие, практическое применение.
    6. Установление системы санкций для поддерживания норм и правил, дифференцируемость их применения в отдельных случаях.
    7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

 

         Итогом процесса институционализации можно считать  создание четкой статусно -ролевой структуры, одобренной большинством участников этого процесса.          

Развитие социальных институтов происходит в двух направлениях: либо возникновение новых институтов, либо совершенствование уже сложившихся. При этом совершенствование может происходить как через внутреннюю дифференциацию (т.е. более четкую и конкретную регламентацию с учетом специфики данного вида деятельности), так и посредством перерегуляции институциональных связей (т.е. кардинальное изменение принципов регуляции).

3. Проанализируйте и сравните теории П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского.

Субъективная  социология П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского       

Становление и развитие социологии  в России во второй половине XIX века во многом было обусловлено модернизацией российского общества, потребовавшей теоретического осмысления и оценки тех глубоких социальных изменений, которые в нем происходили. Именно поэтому социологические идеи, первоначально в виде социологического позитивизма, нашли в стране благодатную почву, на которой возникли различные социологические школы и направления.        

Одной из первых оказавших значительное влияние  на институцианализацию социологии явилась субъективная школа в лице её ведущих теоретиков - Петра Лавровича Лаврова (1823-1900) и Николая Константиновича Михайловского (1842-1904). Наибольшее внимание они уделили проблемам предмета и метода социологии, теории прогресса и роли личности в истории. Именно им принадлежит оригинальная концепция социологического знания, которая получила название субъективный метод. Сущность его заключалась в особом подходе к познанию и описанию фактов и явлений общественной жизни, при котором учитывался характер и степень влияния субъекта на познаваемый объект. Научность социологического исследования, по Лаврову, складывается из двух субъективных процессов, один из которых совершается в мысли ученого, оценка которого неизбежно субъективна, а другой является результатом наблюдения над историческими личностями и группами, преследующими свои субъективные цели. Субъективно также миросозерцание, по которому оценивались эти разнообразные цели их современниками.        

Студентам следует уяснить определение, данное Лавровым предмету социологии (науки, исследующей формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями). Социальный прогресс Лавров рассматривал как смысл истории, осуществляющийся в росте и скреплении солидарности, насколько она не мешает развитию сознательных процессов и мотивов действия в личностях...       

Ведущей силой и единственно возможной целью социального прогресса, согласно Лаврову является критически мыслящая личность. Лавров рассматривал личность и как создателя и носителя нравственного идеала, и как силу, способную изменить общественные формы. Нравственный идеал Лавров как представитель народничества видел в социализме. По его мнению, капитализм, разрушает солидарность людей, и только социализм в состоянии установить истинную солидарность всех трудящихся.       

Н.К. Михайловский считал социологию наукой, исследующей общественные отношения  с позиции сознательно выбранного, «конечного» идеала. Поэтому он полагал, что в социологии методы естественных наук бессильны, поскольку социолог не бесстрастно наблюдает исследуемые явления, а оценивает их с нравственных позиций. Михайловский дополнил субъективный метод Лаврова теорией «двуединой правды». Он утверждал, что в естественных науках при строгом соблюдении объективных приемов и методов сбора, описания, классификации и обобщения материала можно получить общепризнанный истинный результат («правду—истину»). В обществоведении же в силу специфики изучаемого социального поведения людей требуются другие приемы и методы, и результат получается более сложным («правда-справедливость»). В этом и заключается субъективный метод, не допускающий в то же время произвольной трактовки общественных явлений.       

Проанализируйте знаменитую «формулу прогресса»: «Прогресс есть постепенное приближение к целостности, неделимости, к возможно полному  и всестороннему разделению труда  между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми. Безнравственно, несправедливо, вредно, неразумно все, что задерживает это движение. Нравственно, справедливо, разумно  и полезно все, что уменьшает  разнородность общества, усиливая тем  самым разнородность его отдельных  членов».       

Михайловский создал учение о кооперации, которая, по его мнению,  делится на простую и сложную в зависимости от того, с какими видами разделения труда она связана. Простая кооперация в наибольшей степени отвечает естественному разделению труда, дает людям общую цель, способствует солидарности и взаимопониманию. При простой кооперации каждая личность имеет возможность развить все заложенные в ней богатства - физические и духовные. Члены сложной кооперации напротив, утрачивают свою индивидуальность, делаются однороднее, приспосабливаются к выполнению одной функции, теряя при этом связь с целым. В такой кооперации общая цель постепенно исчезает, разбиваясь на ряд частных, обособленных целей, приходит взаимное непонимание, враждебность. Вместо солидаризированного общества появляются разнородные социальные группы. 

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"