Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:40, контрольная работа
Составьте полный набор статусов у себя и 3-4 родственников или знакомых. В полученных статусных портретах выделите главные статусы и проанализируйте их влияние на поведение и образ жизни.
ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Гуманитарный факультет
Кафедра Философии
Предмет: Социология
Вариант № 8
Студент: 1 курса, группы СДс-13
Ф.И.О.: Блиновой Елены Владимировны
Преподаватель: Трушков Сергей Александрович
Дата сдачи работы «___» __________ 2012 г.
Оценка: _________________
Проверил:_______________
Киров 2012
Предписанные статусы:
Статусы |
Муж |
Сын |
Подруга |
Я | |
Пол |
Мужской |
мужской |
женский |
женский | |
Возраст |
42 |
9 |
31 |
24 | |
Раса |
Европеоидная | ||||
Национальность |
русский |
русский |
русская |
русская | |
Здоровье |
здоров |
здоров |
здорова |
здорова | |
Брачно - семейно- родственный |
Женат дядя отец, сын, |
Сын, внук |
Замужем, Мама, подруга |
Замужем дочь, мама, тетя | |
Экономический |
Средне обеспеченный |
иждивенец |
Средне обеспеченная |
Среднеобеспеченная | |
Профессиональ-ный |
Средне педагогическое образование педагог |
Ученик 3 класса |
Педагог, студентка, среднее педагогическое образование |
Среднее педагогическое образование Студентка, педагог | |
Политический |
-------- |
--------- |
--------- |
-------- | |
Религия |
христианин |
христианин |
христианка |
христианка | |
Территориальный |
Горожанин |
Горожанин |
сельчанка |
Горожанка |
Муж. Имеет статус гражданина Российской Федерации. Совершенно здоров, то есть имеет статус здорового человека. Профессиональный статус –педагог дополнительного образования. Не принадлежит ни к одной политической группировке. Религиозный статус – христианин. На протяжении жизни его статусы постоянно росли. В детстве, будучи сыном, внуком, братом (социальные статусы), он также имел статус школьника.. Затем его социальный статус изменился –он стал студентом, а позже педагогом. Таким образом, его статусы – социальные, экономические, профессиональные – менялись на протяжении всей его жизни: с детства до зрелого возраста.
Сын, родился здоровым, приобрел статус сына, внука, школьника.
Подруга имела статус рабочей, закончив колледж, приобрела статус воспитателя, поступила в вуз ----статус студентки. Повысила свой профессиональный статус.
Я, имела статус школьницы, затем студентки. После статус приобрела повара детского сада, затем снова студентки, закончив пед. колледж приобрела статус педагога. В данный момент снова статус студентки заочного отделения.
Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.
Разнообразие статусов
Существует широкий диапазон
статусов: предписанные, достигаемые,
смешанные, личные, профессиональные,
экономические, политические, демографические,
религиозные и кровно-
Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования.
Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.
Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.
Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.
Социальные роли связаны
с социальным статусом, профессией
или видом деятельности (учитель,
ученик, студент, продавец). Это стандартизированные
безличные роли, строящиеся на основе
прав и обязанностей, независимо от
того, кто эти роли исполняет. Выделяют
социально-демографические
В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения
2. Процесс институционализации, в результате которого образуется социальный институт, состоит из нескольких этапов. Раскройте содержание каждого этапа, свой ответ обоснуйте и проиллюстрируйте примерами.
Институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей и приведение их в систему. Институционализация — это замена спонтанного поведения на предсказуемое поведения, которое ожидается, регулируется и моделируется.
Институционализация общественного
движения как правило, характеризуется
спонтанными протестами и выступлениями,
беспорядочным поведением. Каждое собрание
на этой стадии сопровождается непредсказуемой
последовательностью
При появлении институциональных моментов в общественном движении начинается:
Таким образом, процесс институционализации, т.е. образования социального института, складывается из нескольких этапов.
Итогом процесса институционализации можно
Развитие социальных институтов происходит в двух направлениях: либо возникновение новых институтов, либо совершенствование уже сложившихся. При этом совершенствование может происходить как через внутреннюю дифференциацию (т.е. более четкую и конкретную регламентацию с учетом специфики данного вида деятельности), так и посредством перерегуляции институциональных связей (т.е. кардинальное изменение принципов регуляции).
3. Проанализируйте и сравните теории П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского.
Субъективная социология П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского
Становление и развитие социологии в России во второй половине XIX века во многом было обусловлено модернизацией российского общества, потребовавшей теоретического осмысления и оценки тех глубоких социальных изменений, которые в нем происходили. Именно поэтому социологические идеи, первоначально в виде социологического позитивизма, нашли в стране благодатную почву, на которой возникли различные социологические школы и направления.
Одной из первых оказавших значительное влияние на институцианализацию социологии явилась субъективная школа в лице её ведущих теоретиков - Петра Лавровича Лаврова (1823-1900) и Николая Константиновича Михайловского (1842-1904). Наибольшее внимание они уделили проблемам предмета и метода социологии, теории прогресса и роли личности в истории. Именно им принадлежит оригинальная концепция социологического знания, которая получила название субъективный метод. Сущность его заключалась в особом подходе к познанию и описанию фактов и явлений общественной жизни, при котором учитывался характер и степень влияния субъекта на познаваемый объект. Научность социологического исследования, по Лаврову, складывается из двух субъективных процессов, один из которых совершается в мысли ученого, оценка которого неизбежно субъективна, а другой является результатом наблюдения над историческими личностями и группами, преследующими свои субъективные цели. Субъективно также миросозерцание, по которому оценивались эти разнообразные цели их современниками.
Студентам следует уяснить определение, данное Лавровым предмету социологии (науки, исследующей формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями). Социальный прогресс Лавров рассматривал как смысл истории, осуществляющийся в росте и скреплении солидарности, насколько она не мешает развитию сознательных процессов и мотивов действия в личностях...
Ведущей силой и единственно возможной целью социального прогресса, согласно Лаврову является критически мыслящая личность. Лавров рассматривал личность и как создателя и носителя нравственного идеала, и как силу, способную изменить общественные формы. Нравственный идеал Лавров как представитель народничества видел в социализме. По его мнению, капитализм, разрушает солидарность людей, и только социализм в состоянии установить истинную солидарность всех трудящихся.
Н.К. Михайловский считал социологию
наукой, исследующей общественные отношения
с позиции сознательно
Проанализируйте знаменитую
«формулу прогресса»: «Прогресс есть
постепенное приближение к
Михайловский создал учение о кооперации, которая, по его мнению, делится на простую и сложную в зависимости от того, с какими видами разделения труда она связана. Простая кооперация в наибольшей степени отвечает естественному разделению труда, дает людям общую цель, способствует солидарности и взаимопониманию. При простой кооперации каждая личность имеет возможность развить все заложенные в ней богатства - физические и духовные. Члены сложной кооперации напротив, утрачивают свою индивидуальность, делаются однороднее, приспосабливаются к выполнению одной функции, теряя при этом связь с целым. В такой кооперации общая цель постепенно исчезает, разбиваясь на ряд частных, обособленных целей, приходит взаимное непонимание, враждебность. Вместо солидаризированного общества появляются разнородные социальные группы.