Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 01:11, контрольная работа

Описание

Культура – это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. Она включает в себя нематериальную культуру – созданные человеком абстракции, такие, как ценности, верования, символы, нормы, обычаи и установленные принципы, и материальную культуру – физические артефакты или предметы – каменные топоры, компьютеры, набедренные повязки, смокинги, автомобили, картины, гамаки и крытые стадионы.

Содержание

Введение
Определение понятия «культура». Особенности социологического понятия культуры……………………………………………………………...
Структура культуры. Культура как система норм………………………….
Формы проявления культуры в жизни человека и общества. Социальные функции культуры…………………………………………………………….
Заключение
Список использованных информационных источников

Работа состоит из  7 файлов

1 ый вопрос.doc

— 55.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

2.doc

— 52.00 Кб (Скачать документ)

2.  Структура культуры.  Культура как система норм

Прежде всего, зададимся вопросом, что означает термин “структура”? Структура –это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Культура, как сложное образование, также имеет свою структуру. Сточки зрения социологии в культуре выделяют две основные части: культурная статистика и культурная динамика. Первая описывает культуру в покое, вторая– в движении. К культурной статистике относятся базисные элементы культуры и их конфигурации, которые составляют внутреннее строение культуры. К культурной динамике относятся средства, механизмы и процессы, которые описывают изменение культуры. 

Существенным компонентом  культуры выступают социальные нормы. Понятие "норма" в широком смысле слова обозначает правило или  руководящее начало. Социальные нормы - правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых ожидается от члена любой социальной группы или общности и поддерживается с помощью санкций. Нормы – это некие идеальные образцы (шаблоны), определяющие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они могут подразделятся на два типа: 1) нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодёжных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются «групповыми привычками»; 2) нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются «общими правилами». … Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения.

Обычай - это унаследованные стереотипные способы поведения, которые воспроизводятся в определенных общностях или социальных группах и являются привычкой для их членов. В любом обществе насчитываются сотни и тысячи общепринятых образцов поведения. Путем проб и ошибок социальная общность выбирает один или несколько вариантов возможного поведения (например, есть можно сидя или стоя, ложкой и вилкой). Но она же может повторять, запрещать, осуществлять их в повседневной практике. Такие варианты поведения становятся обычаями. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традицию.

Когда элементы правды и  справедливости развиваются в доктрины благополучия, народные обычаи поднимаются на иной уровень. Тогда они становятся способными иметь последствия, развиваться в новые формы, расширять свое конструктивное влияние на людей и общество. Мы называем народные обычаи нравами, когда они, в ходе своего развития, начинают включать философские и этические концепции социального благополучия. Каждый класс или группа в обществе имеет свои собственные нравы. Это же касается и рангов, и профессий, и индустриальных классов, религиозных и философских сект и всех других подразделений общества. Индивиды находятся одновременно в двух и более группах, поэтому естественны компромисс и нейтрализация. Другие нравы являются общими для целого общества. Нравы также передаются от одного класса другому.

Традиции - социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Воспитательно-образовательная функция традиций является основным способом наследования социального накопленного опыта человечества в области воспитания и формирования личности в разных периодах жизни индивида.

Закон - это просто усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (милиция, суд, колонии для преступников и т.д.). Тот, кто не подчиняется узаконенным нравственным нормам, обычно наказывается, изолируется или даже уничтожается. В современном обществе законы становятся средством регулирования многих видов поведения, которые не охватываются системой нравственных норм. Большое число законов создается для регулирования, например, производственных отношений или отношений торговли и обмена.

Манеры – внешние формы поведения человека,  которые получают положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных людей от невоспитанных. Хорошие манеры надо воспитывать, в то время как привычки приобретаются стихийно. Принято различать манеры светские и повседневные.

Обряд, являясь традиционным символическим действием, сопровождает важные моменты жизни и деятельности индивида, группы общества, требует определённого вида поведения. Он оказывает эмоционально-психологические воздействия. Важная социальная функция обряда, включающего в свою структуру ритуал, церемонию, - это формирование нравственных качеств личности. Обряд может выступать как норма поведения, реализует нормы права, формирует стереотипное поведение, привычки, которые, в свою очередь, оказывают на жизнь людей регламентирующие воздействия.

Привычки – устоявшейся стереотип поведения в определенных ситуациях. Они усваиваются в процессе социализации и соблюдаются автоматически, без осознания. Привычки бывают коллективные и индивидуальные. Большинство из них не одобряются и не осуждаются окружающими. Однако есть так называемые вредные привычки, которые свидетельствуют о плохих манерах.

Кодекс  чести. Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, которые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство или доброе имя. Все они не биологического, а социального происхождения. Честь может быть родовой, семейной, сословной и индивидуальной. Родовая честь выступает моральным символом, дополняющим социальные символы, в частности, дворянское звание, формальные атрибуты власти - герб, титул, должность.  
В европейской аристократической культуре понятие чести оказалось центральным элементом. Кодекс чести предписывал вызвать на дуэль обидчика и в равном поединке отомстить ему. За честь платили высшую цену - собственную жизнь. Простые люди тоже высоко ценили честь, о чем свидетельствуют выражения "девичья честь", "честное имя", "честь организации". У некоторых современных народов, особенно в самом низу социальной пирамиды, сохранился пережиток родового общества - кровная месть, также связанная с защитой чести и имущества

Знание - достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания служат результатом познания - специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми. Прежде чем получить наименование знаний, сведения проверяются на истинность или ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, т.е. соответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний. Сегодня они стали одним из самых главных элементов культуры.  
На противоположном полюсе находятся мифы.

Миф - фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека. Мифы существовали не только в первобытном обществе, где в образе богов или легендарных героев отражались природные и социальные явления, но существуют и в современном. Современные мифы выражают освященные идеологией или традицией верования членов общества. Многие американцы верят в американскую мечту о равных возможностях, а советским людям полагалось верить в светлое коммунистическое будущее (хотя, конечно, далеко не все в это верили).

Верование - убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Средневековые люди верили, что Земля плоская и держится на трех китах. Но они не считали это заблуждением или ложным сведением. Они относились к этому, как к доказанному знанию. Принять на веру - значит признать истинным без доказательств. Вера не требует никаких доказательств. На верованиях основаны не только мифы, но и научные знания. Ученые уверены в правильности своих теорий. Верование - утверждение о том, что считается истинным или фактически достоверным.

Этикет – это правила поведения в той или иной социальной группе, профессиональной сфере, внешние формы поведения. Очень важно, чтобы сотрудники в компании одинаково понимали, что принято в их организации, а что нет, что приемлемо в поведении, а что недопустимо.

Ритуал - это видимое действие лица или лиц, призывающих всех, кто присутствует, обратить внимание на какое-либо явление или факт и не только обратить внимание, но и выразить определенное эмоциональное отношение, содействовать общественному настрою. При этом обязательны некоторые принципы: во-первых общепринятая условность действия; во-вторых общественная значимость явления или факта, на котором концентрируется ритуал; в третьих, его особая цель. Ритуал призван создать единый психологический настрой в группе людей, вызвать их к активному сопереживанию или признанию факта или явления. В чем и как выражается это психологическое переживание зависит от конкретной цели.

Если нормы – это  правила поведения, то ценности – это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к достижению которых следует стремиться. Критерием ценностных оценок являются базовые ценности, входящие в ценностную систему данного общества, которые это общество выработало в течение своего социально-исторического развития. Это определённые представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни, провозглашающие и приходящую ценность жизни, личностного общения. Ценностные установки ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность. Осознание индивидами содержания ценностных установок образует мотив деятельности.

Мода- временная изменчивая прихоть в житейском быту, обществе, в покрое одежды и нарядах. Мода растет сама, вместе с обществом. 
Она дитя времени, но с очень трудным характером. Какая-то конкретная мода похожа на снежок, вызывающий лавину. Она растет, вздымается и, наконец, достигнув предела, рушится. Мода выражает социальные символы.

Увлечение – эмоциональное кратковременное пристрастие. Увлечение может отражать как индивидуальные особенности  человека, так и свойства группы.

Вкус  – склонность или пристрастие к чему-либо. Чаще всего вкусом называют чувство или  понимание изящного. Вкус в большей степени индивидуален и показывает то, насколько человек отклоняется от общепринятых норм, усредненных стандартов.

Церемония – последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких либо событий или дат. Задача церемонии – подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы.

 


Введение.doc

— 31.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Заключение.doc

— 33.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 30.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"