Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 01:11, контрольная работа
Культура – это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. Она включает в себя нематериальную культуру – созданные человеком абстракции, такие, как ценности, верования, символы, нормы, обычаи и установленные принципы, и материальную культуру – физические артефакты или предметы – каменные топоры, компьютеры, набедренные повязки, смокинги, автомобили, картины, гамаки и крытые стадионы.
Введение
Определение понятия «культура». Особенности социологического понятия культуры……………………………………………………………...
Структура культуры. Культура как система норм………………………….
Формы проявления культуры в жизни человека и общества. Социальные функции культуры…………………………………………………………….
Заключение
Список использованных информационных источников
2. Структура культуры. Культура как система норм
Прежде всего, зададимся вопросом, что означает термин “структура”? Структура –это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Культура, как сложное образование, также имеет свою структуру. Сточки зрения социологии в культуре выделяют две основные части: культурная статистика и культурная динамика. Первая описывает культуру в покое, вторая– в движении. К культурной статистике относятся базисные элементы культуры и их конфигурации, которые составляют внутреннее строение культуры. К культурной динамике относятся средства, механизмы и процессы, которые описывают изменение культуры.
Существенным компонентом культуры выступают социальные нормы. Понятие "норма" в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. Социальные нормы - правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых ожидается от члена любой социальной группы или общности и поддерживается с помощью санкций. Нормы – это некие идеальные образцы (шаблоны), определяющие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они могут подразделятся на два типа: 1) нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодёжных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются «групповыми привычками»; 2) нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются «общими правилами». … Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения.
Обычай - это унаследованные стереотипные способы поведения, которые воспроизводятся в определенных общностях или социальных группах и являются привычкой для их членов. В любом обществе насчитываются сотни и тысячи общепринятых образцов поведения. Путем проб и ошибок социальная общность выбирает один или несколько вариантов возможного поведения (например, есть можно сидя или стоя, ложкой и вилкой). Но она же может повторять, запрещать, осуществлять их в повседневной практике. Такие варианты поведения становятся обычаями. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традицию.
Когда элементы правды и справедливости развиваются в доктрины благополучия, народные обычаи поднимаются на иной уровень. Тогда они становятся способными иметь последствия, развиваться в новые формы, расширять свое конструктивное влияние на людей и общество. Мы называем народные обычаи нравами, когда они, в ходе своего развития, начинают включать философские и этические концепции социального благополучия. Каждый класс или группа в обществе имеет свои собственные нравы. Это же касается и рангов, и профессий, и индустриальных классов, религиозных и философских сект и всех других подразделений общества. Индивиды находятся одновременно в двух и более группах, поэтому естественны компромисс и нейтрализация. Другие нравы являются общими для целого общества. Нравы также передаются от одного класса другому.
Традиции - социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Воспитательно-образовательная функция традиций является основным способом наследования социального накопленного опыта человечества в области воспитания и формирования личности в разных периодах жизни индивида.
Закон - это просто усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (милиция, суд, колонии для преступников и т.д.). Тот, кто не подчиняется узаконенным нравственным нормам, обычно наказывается, изолируется или даже уничтожается. В современном обществе законы становятся средством регулирования многих видов поведения, которые не охватываются системой нравственных норм. Большое число законов создается для регулирования, например, производственных отношений или отношений торговли и обмена.
Манеры – внешние формы поведения человека, которые получают положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных людей от невоспитанных. Хорошие манеры надо воспитывать, в то время как привычки приобретаются стихийно. Принято различать манеры светские и повседневные.
Обряд, являясь традиционным символическим действием, сопровождает важные моменты жизни и деятельности индивида, группы общества, требует определённого вида поведения. Он оказывает эмоционально-психологические воздействия. Важная социальная функция обряда, включающего в свою структуру ритуал, церемонию, - это формирование нравственных качеств личности. Обряд может выступать как норма поведения, реализует нормы права, формирует стереотипное поведение, привычки, которые, в свою очередь, оказывают на жизнь людей регламентирующие воздействия.
Привычки – устоявшейся стереотип поведения в определенных ситуациях. Они усваиваются в процессе социализации и соблюдаются автоматически, без осознания. Привычки бывают коллективные и индивидуальные. Большинство из них не одобряются и не осуждаются окружающими. Однако есть так называемые вредные привычки, которые свидетельствуют о плохих манерах.
Кодекс
чести. Среди правил, регулирующих
поведение людей, есть особые, которые
основаны на понятии чести. Они обладают
этическим содержанием и означают то,
как человек должен вести себя, чтобы не
запятнать свою репутацию, достоинство
или доброе имя. Все они не биологического,
а социального происхождения. Честь может
быть родовой, семейной, сословной и индивидуальной.
Родовая честь выступает моральным символом,
дополняющим социальные символы, в частности,
дворянское звание, формальные атрибуты
власти - герб, титул, должность.
В европейской аристократической культуре
понятие чести оказалось центральным
элементом. Кодекс чести предписывал вызвать
на дуэль обидчика и в равном поединке
отомстить ему. За честь платили высшую
цену - собственную жизнь. Простые люди
тоже высоко ценили честь, о чем свидетельствуют
выражения "девичья честь", "честное
имя", "честь организации". У некоторых
современных народов, особенно в самом
низу социальной пирамиды, сохранился
пережиток родового общества - кровная
месть, также связанная с защитой чести
и имущества
Знание - достоверные сведения о чем-либо,
научные сведения. Знания служат результатом
познания - специализированной деятельности,
осуществляемой подготовленными людьми.
Прежде чем получить наименование знаний,
сведения проверяются на истинность или
ложность. Ложные сведения отбраковываются,
а истинные, т.е. соответствующие реальности,
признаются в качестве научных знаний.
Сегодня они стали одним из самых главных
элементов культуры.
На противоположном полюсе находятся
мифы.
Миф - фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека. Мифы существовали не только в первобытном обществе, где в образе богов или легендарных героев отражались природные и социальные явления, но существуют и в современном. Современные мифы выражают освященные идеологией или традицией верования членов общества. Многие американцы верят в американскую мечту о равных возможностях, а советским людям полагалось верить в светлое коммунистическое будущее (хотя, конечно, далеко не все в это верили).
Верование - убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Средневековые люди верили, что Земля плоская и держится на трех китах. Но они не считали это заблуждением или ложным сведением. Они относились к этому, как к доказанному знанию. Принять на веру - значит признать истинным без доказательств. Вера не требует никаких доказательств. На верованиях основаны не только мифы, но и научные знания. Ученые уверены в правильности своих теорий. Верование - утверждение о том, что считается истинным или фактически достоверным.
Этикет – это правила поведения в той или иной социальной группе, профессиональной сфере, внешние формы поведения. Очень важно, чтобы сотрудники в компании одинаково понимали, что принято в их организации, а что нет, что приемлемо в поведении, а что недопустимо.
Ритуал - это видимое действие лица или лиц, призывающих всех, кто присутствует, обратить внимание на какое-либо явление или факт и не только обратить внимание, но и выразить определенное эмоциональное отношение, содействовать общественному настрою. При этом обязательны некоторые принципы: во-первых общепринятая условность действия; во-вторых общественная значимость явления или факта, на котором концентрируется ритуал; в третьих, его особая цель. Ритуал призван создать единый психологический настрой в группе людей, вызвать их к активному сопереживанию или признанию факта или явления. В чем и как выражается это психологическое переживание зависит от конкретной цели.
Если нормы – это правила поведения, то ценности – это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к достижению которых следует стремиться. Критерием ценностных оценок являются базовые ценности, входящие в ценностную систему данного общества, которые это общество выработало в течение своего социально-исторического развития. Это определённые представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни, провозглашающие и приходящую ценность жизни, личностного общения. Ценностные установки ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность. Осознание индивидами содержания ценностных установок образует мотив деятельности.
Мода- временная изменчивая прихоть
в житейском быту, обществе, в покрое одежды
и нарядах. Мода растет сама, вместе с обществом.
Она дитя времени, но с очень трудным характером.
Какая-то конкретная мода похожа на снежок,
вызывающий лавину. Она растет, вздымается
и, наконец, достигнув предела, рушится.
Мода выражает социальные символы.
Увлечение – эмоциональное кратковременное пристрастие. Увлечение может отражать как индивидуальные особенности человека, так и свойства группы.
Вкус – склонность или пристрастие к чему-либо. Чаще всего вкусом называют чувство или понимание изящного. Вкус в большей степени индивидуален и показывает то, насколько человек отклоняется от общепринятых норм, усредненных стандартов.
Церемония – последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких либо событий или дат. Задача церемонии – подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы.