Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 22:29, контрольная работа

Описание

1.Системный подход к изучению общественной жизни. Общество как социокультурная система. Основные сферы общественной жизни.

2.Программа эмпирического социологического исследования: понятие, основные структурные компоненты, общие требования.

Работа состоит из  1 файл

2.1 В основе социологического исследования лежит его программа.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

 а) выделения  объекта и предмета исследования;

 б) постановки целей и задачи исследования;

 в) предположения (гипотез), вариантов решения поставленной проблемы. В своей совокупности данные процедуры программы исследования позволяют предвидеть объем и содержание исследовательской работы.

 Проблема  становится обозримой, когда она  уловлена в каком-то социальном явлении, т.е. путем выделения объекта и  предмета исследования. Объект исследования - это носитель социальной проблемы. Это могут быть конкретные люди (группа, коллектив, слой, класс и т.п.), социальные явления и процессы (общественное мнение, отношение людей к какой-либо общественной проблеме, состояние социального объекта, например, моды, подготовленности или готовности социальной группы к осуществлению какой-либо деятельности, социальная стратификация, социализация, миграция и т.п.).

 Объект  социологического исследования - это  деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, и условия, в  которых эта деятельность осуществляется. При описании объекта социального исследования должны учитываться следующие его характеристики: профессиональная принадлежность, пространственная ограниченность (регион, город, деревня), функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая), временные границы.

 Прикладные  социологические исследования чаще всего преследуют практическую цель, ибо призваны дать информацию для  выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить эффективность работы институциональных структур общества. Проблема исследования всегда предполагает своего носителя - ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы. Говоря, например, об уровне знаний, мы всегда подразумеваем уровень знаний у определенной группы людей: студентов, рабочих, молодых специалистов и т.п. Все они могут выступать в качестве носителя проблемы (отличаться недостаточным уровнем общих или профессиональных знаний, затрудняющим подготовку квалифицированных специалистов, либо адаптацию к новым технологическим требованиям производства, например, в результате компьютеризации), а значит, и быть объектом исследования.

 Предмет исследования - это то, что изучается  в объекте, то есть на что направлено изучение, те свойства и стороны  объекта, которые отражают определенную проблему. Это могут быть социальные явления и процессы, если объектом выступают конкретные социальные общности; степень выраженности свойств, характеристик, структура социальных явлений и процессов, общностей людей и т.п. Выбор предмета исследования:

 1. Ориентируется  на тот набор переменных и  связей между ними, которые наиболее  выпукло выражают центральный  вопрос проблемы.

 2. Очерчивает  границы (рамки) предпринимаемого  исследовательского поиска.

 Цель  социологического исследования определяет преимущественную его ориентацию - теоретическую или прикладную. Цели исследования могут быть различны. Например, если сформулирована такая проблема, как недостаточно высокий уровень управления подразделениями организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов и разработке практических рекомендаций по изменению этой ситуации.

 Четкой  постановкой целей исследования достигается:

 1. Одновременная  (осознанная или неосознанная) формулировка гипотез о возможных решениях поставленной проблемы, чем обеспечивается ориентация дальнейшего хода исследования;2. Определение объема работы, временных и финансовых затрат, материально-технических ресурсов, методического обеспечения для получения ожидаемого результата;

 3. Регулирование  взаимоотношений заказчика и  исполнителя, обеспечивающее нормативную  сторону программы как официального  документа и определяющее форму  представления результатов исследования. Это снимает: а) необоснованные  обещания исполнителя; б) завышенные ожидания и необоснованные претензии заказчика.

 Задачи  исследования - это содержательно-организационная  детализация поставленных целей. Они  формулируются в соответствии с  целью исследования и гипотезами и так же, как последние, могут быть условно разделены на основные и дополнительные.

 Основные  задачи исследования заключают в  себе поиск ответа на его центральный  вопрос: каковы пути и средства решения  исследуемой проблемы? Например, если цель исследования - определение эффективности  учебного процесса, то в качестве основной задачи может выступить поиск факторов, дестабилизирующих этот процесс. Возможна ситуация, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. В соответствии с этим и формулируются дополнительные задачи. В последнем примере в качестве дополнительных задач могут выступать: выявление степени обеспеченности студентов учебниками, оценка их материального положения и занятости во внеучебное время, изучение структуры досуга, политических интересов и активности и др.

 Описательные  и аналитические социологические  исследования часто включают несколько  основных задач, решение каждой из которых  предполагает реализацию определенного  числа связанных с ними дополнительных задач. Такие исследования называются комплексными и могут рассматриваться как состоящие из нескольких относительно автономных “частных” исследований.

 Задачи  исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную  конкретизацию цели:

 1. Исследовательские  задачи формулируются как конкретные целевые установки, определяющие необходимую поэтапность решений поставленной проблемы. Это позволяет: а) контролировать и согласовывать друг с другом результаты, полученные на различных этапах исследования; б) не отвлекаться от главного и не упускать из виду второстепенное;

 2. Каждому  виду исследовательских задач  (эмпирические, теоретические, логические) соответствует определенный состав  познавательных действий, средств  и методов социологического познания;

 3. Не  допускать перемешивания целей и задач, основных и не основных задач.

 Определившись с объектом и предметом исследования, с его целями и задачами, у исследователя  возникает необходимость формулировки гипотез. Выдвижению гипотез должен предшествовать системный анализ объекта  и предмета исследования.

 Системный анализ объекта и предмета исследования - это способ научного познания (совокупность методов и средств), который требует рассмотрения частей в неразрывном единстве с целым. Он сформировался путем конкретизации материалистической диалектики при изучении сложных объектов. Центральным понятием в нем выступает система как упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией, которые обеспечивают ее устойчивость (стабильность), качественную определенность (направленность функционирования и развития).

 Элементом системы является неделимый далее  компонент (единица анализа) действительности в конкретном способе рассмотрения конкретного социального явления. Упорядоченные связи между элементами, обеспечивающие устойчивость (повторяемость) последовательности их взаимодействия и составляющие качественную определенность (меру существования) системы, ее целостность и иерархичность являются структурой социального явления. Взаимодействие элементов по воспроизводству связей между собой составляет организацию социальной системы. Основными принципами организации социальной системы выступают иерархичность как последовательность осуществления взаимодействий и целостность как мера осуществления взаимодействия, определяющая существование самой системы.

 Основными типами поведения систем по отношению к среде обитания и к более крупным системам являются: реактивное - определяемое средой обитания и более крупными системами; адаптивное - определяемое средой обитания и более крупными системами на основе саморегуляции системы; активное - определяется самой системой, преобразовывая среду обитания и оказывая влияние на развитие более крупных систем.

 Принципами  описания социальной системы выступают: принцип  взаимосвязи системы  со средой; принцип целостности; принцип  структурности; принцип управления; принцип иерархичности; принцип множественности (многовариантности) описания систем.

 В ходе проведение системного анализа объекта  и предмета социологического исследования осуществляется операционализация  понятий - научная процедура связи концептуального (теоретического) аппарата исследования с его методическим инструментарием. Ее сущность заключается в объединении в единое целое проблемы формулирования понятий, техники измерения и поиска социальных индикаторов, то есть осуществление перехода от теории к объективной социальной реальности.

 Составной частью операционализации является интерпретация основных понятий  как их теоретическое и эмпирическое уточнение. Выделяются теоретическая  и эмпирическая интерпретация. Теоретическая  интерпретация понятий это уточнение понятия в связи с другими понятиями системы, определение его места в ней с точки зрения теории в которую оно включено; выяснение отношения понятия к употреблению в других теориях. Для обеспечения надежности и адекватности социологической информации необходимо их уточнение, которое включает:

 а) соотнесение  специфических понятий с определенной теоретической системой;

 б) достижение однозначности в понимании содержания категориального понятийного аппарата данного исследования;

 в) достижение точности употребления терминов, однозначно фиксирующих определенные понятия.

 В процессе теоретического осмысления основных (исходных) понятий данные требования реализуются  путем:

 выделения определенной точки зрения с помощью  полемики по проблемам языка данной теории;

 придания  однозначного смысла (уточнения) в рамках данного исследования (концепция, доработка, введение частного определения);

 выработки нового определения понятия.

 Данные  уточнения понятий должны быть зафиксированы  исследователем через систему комментариев, оговорок и т.п.

 Эмпирическая  интерпретация понятий это процедура  поиска эмпирических значений теоретических  терминов; соотнесение понятия с  явлениями (элементами) социальной реальности так, чтобы явления были охвачены их содержанием и, таким образом, превратились в соответствующие эмпирические индикаторы и показатели каждого понятия, то есть это операциональное определение понятий. Она включает в себя экспериментальную ситуацию, а не является логической процедурой определения, это разработка средств фиксации данных (поиск индикаторов, разработка индексов, шкал, анкет и т.д.).

 Цель  эмпирической интерпретации - последовательная конкретизация содержания понятий, дающая возможность выйти на такие  проявления (косвенные, опосредованные) непосредственно недоступных восприятию изучаемых явлений, которые поддаются фиксации и измерению.

 Главная задача эмпирической интерпретации - обеспечить переход к индикаторам, позволяющим  получать социологическую информацию, которую можно будет соотносить с исходными априорными представлениями, выработанными до начала исследования. Эмпирический индикатор позволяет: установить, как и в какой форме надо подойти к сбору данных; правильно сформулировать вопросы в различных видах инструментария; определить структуру ответов на вопросы (шкалы, тесты). Критерии отбора индикаторов:

 1. Необходимость  и достаточность индикатора для  эмпирического описания предмета  исследования.

 2. Обеспеченность  индикаторов доступными источниками  информации.

 3. Возможность  надежного методического обеспечения сбора необходимой информации.

 4. Набор  индикаторов должен быть минимизирован  для данного исследования.

 Процедура эмпирической интерпретации понятий  состоит из тех же операций, что  и процедура построения инструментария исследования. Так при построении индекса осуществляется перевод понятий в индикаторы, перевод индикаторов в переменные (выбираются типы шкал, единицы измерения), перевод переменных в индекс (выбирается техника конструирования индекса, формула его расчета), оценка индекса (расчет индекса на надежность и обоснованность). Простейший пример: индекс групповой сплоченности есть отношение числа позитивных (положительных) взаимных выборов к числу всех возможных выборов; понятие групповой сплоченности определяется через индикатор “взаимные выборы”; средство регистрации - простейший расчет.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"