Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:11, контрольная работа

Описание

Социология - это наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Социология, как наука появилась в 1989 году. Термин «социология» состоит из слов двух разных языков: латинского и греческого. В переводе с латинского «socium» – это общество, а с греческого «logos» – это изучение. По представлениям О. Конта социология должна была объединить все понятия и знания об обществе в единый организм и дать ему научную основу. Т.е. объектом изучения социологии является специфика развития общества.

Работа состоит из  1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 49.57 Кб (Скачать документ)

                                                                          Введение.

     Социология - это наука о закономерностях  становления и развития социальных  систем, общностей, групп, личностей.  Социология, как наука появилась  в 1989 году. Термин «социология»  состоит из слов двух разных  языков: латинского и греческого. В переводе с латинского «socium» – это общество, а с греческого «logos» – это изучение. По представлениям О. Конта социология должна была объединить все понятия и знания об обществе в единый организм и дать ему научную основу. Т.е. объектом изучения социологии является специфика развития общества.   
    [Современное общество не может существовать без сложных связей и взаимодействий. Исторически связи и взаимодействия расширяются и углубляются. Особую роль играют  взаимодействия и связи, обеспечивающие самые важные потребности индивида, социальной группы, общества в целом. Как правило, эти взаимодействия и связи институционализированы (узаконены, ограждены от влияния случайностей), носят устойчивый самовозобновляющийся характер. Социальные институты и организации в системе социальных связей и взаимодействий – это своего рода скрепы, опоры, на которых держится общество. Они обеспечивают относительную устойчивость социальных отношений в рамках общества.]1
 
 
 
 
 

__________________________________

1Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко.- 2-ое изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-202с. 

    1. Понятие «социальный институт». Институционализация  общественной жизни.

    Социология и социальная философия уделяет большое внимание изучению социальных институтов общества. В социологии имеется множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор.

    Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

     [В западной социологии под социальным институтом чаще всего понимают устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему.

     Социальные институты (от лат.institutum-установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, социальных групп, общества в целом.]2

_________________________________

2Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко.- 2-ое изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-204с.

       Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

       Если суммировать всё множество подходов разных учёных к пониманию социальный институт, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой:

– ролевую  систему, в которую включены также  нормы и статусы;

– совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

– формальную и неформальную организацию;

– совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

– обособленный комплекс социальных действий.

       Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

      Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества. Институты разных обществ отличаются друг от друга. Например, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правила поведения. В одних странах институт брака допускает, например, многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их институту брака.

      Внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппу культурных институтов как вид частных социальных институтов. К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвертую власть», по существу их понимают как культурный институт. Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном опыте. Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания, работников и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.

     Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т. д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т. д.

       Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т. к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

        [Структура социальных институтов чаще всего включает определенный набор составных элементов, выступающих в более или менее оформленном виде в зависимости от типа института. Тут можно выделить следующие структурные элементы социального института:

  • цель и сферу деятельности института;
  • функции, предусмотренные для достижения цели;
  • нормативно-обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института;
  • средства и учреждения достижения цели и реализации функций.

        Таким образом, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты — это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.]3

    Процесс упорядочения и формализации  социальных связей и отношений имеет большую и порой драматическую историю и называется институционализацией. Этот процесс невозможен без появления соответствующей социальной потребности – материальной, физиологической или духовной. Возникновение определенных социальных потребностей, а также условий для их реализации, удовлетворения – важнейший момент институционализации. Например, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве людей, в воспитании людей, воспитании детей, формировании отношений между полами, поколениями, социальной адаптации и т.д.

Социальные  институты появляются в обществе как крупные не планируемые продукты социальной жизни. Как же это происходит!

___________________________

3http://socupr.blogspot.com/2009/11/blog-post_8574.html

Люди  в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатываете система санкций.  Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать  давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

     [Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

 1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий; исчезает потребность – отмирает институт. Например, институт дворянской дуэли возникает, когда  у данного сословия появляется  потребность  упорядочить отношения внутри сословия и удержать свое место в обществе. Исчезновение сословных привеллегий привело к уничтожению  дворянской дуэли.

2. Формирование общих целей и обосновывающей их идеологии. У дворян целью являлась защита дворянской чести. Ценность чести стояла выше  ценности человеческой жизни.

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.

4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5. Практическое принятие  правил и процедур. Спонтанные ссоры и скандалы среди дворян постепенно превратились в высоко формализованные поединки:  правило вызова на дуэль  и ответа на него,  поведение  во время и после дуэли.

6. Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях. Наказание  за отказ от  поединка, возможность такого отказа  в случае явного неравенства в положении дуэлянтов.

7.  Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института. Роли дуэлянта, секунданта, медика.

      Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание и соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Именно поэтому беспорядочные ссоры и драки превращаются в высокоформализованные спортивные поединки, любознательность, желание узнать истину в упорядоченные научные исследования, беспорядочная половая жизнь – в крепкую семью. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.

     Люди всегда стремятся институционализировать свои отношения, связанные  актуальными потребностями. Это стремление проявляется самых разных областях деятельности. Например, продажа или распределение товаров среди значительной части людей порождает потребность в справедливом порядке такого распределения. Пришедшие первыми должны получить свое прежде, чем те, кто пришел позже.  Стихийно возникает очередь со своими общепринятыми нормами и правилами. Далее происходит закрепление в очереди определенных ролей: распорядителя (записывающего очередь), борца за справедливость, (следящего за посторонними), последнего в очереди и т.д. Возникает институт очереди, специфическая институционализированная форма поведения. Очевидно, что формирование института может не завершиться созданием четкой системы статусов и ролей (например, может и не иметь этой системы), тогда мы говорим, что данные социальные связи имеют неполный институциональный статус. То же можно сказать и об образцах поведения в институте, не получивших должного социального одобрения: этот институт также не полностью развился, или он находится в процессе отмирания. 

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"