Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 05:58, контрольная работа
1. понитие семьи и брака
2. функции семьи
1. понитие семьи и брака
2. функции семьи
3. типы семьи
Самый распространенный тип семьи - нуклеарная. Она состоит из двух взрослых, живущих вместе, ведущих свое домашнее хозяйство и имеющих собственных либо приемных детей. В основе нуклеарной семьи лежат матримониальные отношения (основанные на брачных узах). При этом нуклеарные семьи являются только частью обширной сети родственных отношений. Когда родственники, не являющиеся супружеской парой с детьми, живут вместе либо находятся в близком контакте, мы говорим о расширенной семье. Расширенную семью можно определить как группу людей, состоящую из трех или более поколений, живущих либо в одном и том же помещении, либо очень близко друг от друга. Она может включать бабушек, дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, тетей, дядей, племянников и племянниц.
В зависимости от места проживания семьи различают на матрилокальную, когда супружеская пара переезжает к родителям жены, и патрилокальную, в случае переезда к родителям мужа. Большинство молодых людей предпочитает неолокальную модель - отделяются и живут не зависимо от родителей и прочих родственников.
Общественный
уклад предписывает определенную доминирующую
модель власти в семье. При патриархальном
укладе роль главы семьи обычно выполняет
муж, а при его отсутствии - старший по
возрасту мужчина в семье. Матриархальный
семейный уклад предписывает сосредоточение
власти в руках женщин. Однако в чистом
виде матриархат встречается редко. В
третьем типе семейного уклада - эгалитарном
- власть и авторитет распределяются между
мужем и женой на равных. Этот тип семейных
отношений в последние десятилетия набирает
вес во всех развитых странах мира.
4. проблема «кризиса семьи»
кризис семьи - это проявление смены ее социальной ориентации на ориентацию гуманную, переход от социо- к человеко-центрированной семье. Если рассматривать кризис семьи в данном аспекте, то в этом кризисе должна быть преодолена социальная ориентация семьи как ее доминирующая ориентация.
кризис
есть проявление кризиса идентичности
современного человека, основной характеристикой
которого является его ложное самоотождествление
со своей персоной, с "позитивным"
компонентом своей личности, а
не со своей подлинной сущностью,
имеющей транс-персональную природу.
Подобное рассмотрение кризиса семьи
дает возможность говорить о преодолении
этого ложного
кризис
семьи можно рассматривать как
ее освобождение от такой ее наиболее
институциализированной формы, какой
является социально санкционированный
брак. Действительно, что собственно
чаще всего преодолевается в каждом
конкретном семейном кризисе? Как правило,
преодолевается определение семьи
через систему брачных
Иначе говоря, маргинальная семья является такой "экспериментальной площадкой", на которой идет непрекращающийся эксперимент, во-первых, с социальной ориентацией семьи, во-вторых, - с личностью каждого ее члена и, в-третьих, - с браком как наиболее институциализированным, социальным, формальным и ролевым аспектом семейной жизни.
Как правило, причины кризиса семьи усматриваются большинством специалистов (особенно не психологов) во внешних (социальных, экономических, политических, идеологических, экологических и даже биолого-генетических) факторах. Данный подход к определению причин кризиса семьи можно назвать социологическим (в широком смысле) и адаптивным: семья рассматривается здесь как неизменная данность, существующая в изменяющихся внешних условиях; кризис семьи - результат действия неблагоприятных внешних влияний; преодоление этого кризиса видится в создании оптимальных (наиболее благоприятных) условий для функционирования семьи. Подобный подход к пониманию природы, функций и назначения семьи долгое время был доминирующим, и лишь в самое последнее время он начинает критически переосмысляться.1
Наряду с данным традиционным подходом к кризису семьи существует также иное, прямо противоположное видение данной проблематики. Это видение можно назвать экологическим: семья рассматривается как достаточно автономная подсистема в системе взаимоотношений "социум - семья - индивид", причем сама семья также является сложной системой интер- и транс-персональных взаимоотношений, существующих между ее членами. Это видение можно назвать также психологическим: семья как определенная система внутренних, психологических, интер- и транс-персональных отношений существует, конечно же, в изменяющемся мире, в изменяющихся социальных (в самом широком смысле этого слова) условиях, однако сама семья тоже развивается (причем это развитие ни в коем случае нельзя определять лишь негативно, редуцировать до отклонений от некоего стандарта, образца или понимать как производное, вторичное).