Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:46, контрольная работа

Описание

Понятие молодежь. Психологические, социологические, политологические, юридические подходы
Концепции социализации личности

Работа состоит из  1 файл

1понятие молодёжь психологические.docx

— 19.28 Кб (Скачать документ)

1понятие молодёжь  психологические, педагогические  социологические политологические  юредические подходы 
2поняти
�� молодёжь и молодость специфика молодёжи как социально демографической группы населения 
3конц
��пция социолизации личности  
4ценности молодёжи в современном мире 
 
1 понятие социальных проблем молодёжи их характеристика и многообразие 
2 девиации молодёжи прицины особенности 
3 специфика молодёжного девиантного поведения в современном мире 
4 профилактика дивиантного поведения 
5 деленквентное и приступное поведение 
6 профилактика несовершеннолетних преступности 
7 молодёжный экстремизм8 
8 решение социальных проблем молодёжи нп госво и общественном уровне 
 
1 понятие молодёжная политика 
2 источники и предпосылки возникновения молодёжной политики в России и за рубежом 
3 стратегия госво молодёжной политики программы молодёжной политики 
4 становление системы органов по молодёжной политики в России и за рубежом 
5 молодёжные организации в России и за рубежом 
 
анализ ГОС ВПО 0404104 ОРМ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие молодежь. Психологические, социологические, политологические, юридические подходы

1

Молодежь  — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.

Возрастные рамки, позволяющие относить людей к  молодёжи, различаются в зависимости  от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодёжи — 14-16 лет, высшая — 28-35 лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Концепции социализации личности

Социализация это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Стадии  развития личности в  процессе социализации

Согласно А.В. Петровскому, развитие личности может быть представлено как единство непрерывности и прерывности. "Непрерывность в развитии личности выражает относительную устойчивость в закономерности её перехода от одной фазы к другой в данной общности, для нее референтной. Прерывность характеризует качественные изменения, порождаемые особенностями включения личности в новые конкретно-исторические условия, которые связаны с действием факторов, относящихся к её взаимодействию с другими, соединили системами. В данном случае - с принятой в обществе системой образования".

По Петровскому, вся ситуация социального развития определяет личностное развитие человека, проходящее состояние адаптации, индивидуализации и интеграции как макро - и микрофаз. Анализ основных положений, характеризующих процесс развития ребенка, показывает, что реально все рассматриваемые линии взаимообусловлены, взаимосвязаны; это означает, что только их совместное осуществление составляет такое прогрессивное изменение, которое может быть названо психическим личностным развитием человека в полном смысле этого слова.

Вместе с тем  подчеркивается, что это развитие происходит под воздействием социальной среды, общности в определенной ситуации и прежде всего в ситуации обучения и воспитания. Это соотносится  с тем, что все положения прогрессивной  педагогической психологии акцентируют  важность развивающего, воспитывающего обучения средствами всех учебных предметов.

Развитие человека происходит в его взаимодействии с другими людьми, в деятельности, в процессе обучения и воспитания, и это одно из основных положений  педагогической психологии.

А.В.Петровский, осуществляя попытку социально-психологического подхода к возрастной периодизации социального развития личности, выделил три так называемых макрофазы, которые по содержанию и характеру развития личности определяются как:

·  детство - адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами и социальной адаптации в обществе;

·  отрочество - индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности "быть личностью";

·  юность - интеграция, процесс, когда складываются черты и свойства личности, отвечающие необходимости и потребности группового и собственного развития. 

Жизненные цели % ответивших
иметь хорошую  семью 11,3
получить  хорошее образование 13,9
устроиться  на хорошую работу 12,0
иметь свою квартиру 6,3
заработать  много денег 3,4
обеспечить  будущее детям 6,9
открыть свой бизнес 2,0
жить в  достатке 9,6
приобрести  дорогие вещи 21,3

  Ценности молодежи  в современном  мире

 Сегодня со  всех сторон доносятся упреки  молодежи в аморальности, в отказе  от традиционных для россиян  ценностей, в меркантилизме и  т.п. Насколько справедливы эти  упреки? Как показывает проведенное  российскими социологами исследование, они справедливы.

Прежде всего, следует отметить, что у подавляющего большинства молодежи (70%) есть главная  цель жизни. Нет её только у 9,0% молодых  людей (21,0% над этим не задумывались) [42]. На поставленный в открытой форме  вопрос, в чем заключается эта  главная цель, мечта жизни, были получены ответы, приведенные 

Как видно, для  современной российской молодежи свойственны  и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные  цели.

А также по результатам  исследования видно, какие ценностные суждения являются более значимыми: "свобода — то, без чего жизнь  человека теряет смысл" (70,5%), "человек  должен иметь те доходы, которые  заработал честным путем" (67,6%), "мое материальное положение в  настоящем и будущем зависит, прежде всего, от меня" (64,9%), "выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью  лучше, чем жить как все" (60,7%), "только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни" (59%), "я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы" (56,2%) [42].

Менее значимыми  для российской молодежи являются следующие  суждения: "материальных успехов  люди должны добиваться сами, а те, кто  этого не хочет, пусть живут бедно  — это справедливо" (53,9%) "в  жизни лучше не рисковать, а постепенно, но зато надежно строить свою карьеру" (53,6%), "для достижения успеха в  жизни надо рисковать, это дает шанс" (49,4%), "надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел" (46,1%), "современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали" (43,8%) [42].

Для молодого поколения  наименее значимыми ценностными  суждениями являются следующие: "от меня мало что зависит — важно, какая экономическая ситуация будет  в стране" (35,1%), "надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены" (32,4%), "главное  в жизни — материальное благополучие, а свобода второстепенна" (29,5%) [42].

Следует подчеркнуть, что российская молодежь ориентирована  в большей степени на интересную работу, чем на заработок, предпочитают свободу материальному благополучию. Не случайно число молодых россиян, называвших своей мечтой цели, связанные  с материальным потреблением (иметь  свою квартиру, заработать много денег, жить в достатке, съездить в путешествие  и т.п.), меньше тех, кто был ориентирован на цели "непотребительского" плана (иметь хорошую семью, воспитать хороших детей, получить хорошее образование и т.п.).

Однако убеждение  молодых россиян в том, что  бедность — справедливый удел тех, кто не обеспечил свое материальное благополучие, отнюдь не является проявлением  их жестокости или эгоизма. Здесь  мы имеем дело с явлением более  глубокого порядка — сломом коллективистско-патерналистского типа сознания, берущего свое начало ещё в русской общине, которая заботилась о своих беднейших членах. На смену ему в современную молодежную среду входит модель индивидуалистического утилитарного сознания западного типа. Краеугольная основа этого типа сознания — человек, "сам себя делающий", а, следовательно, сам несущий ответственность за последствия всех своих действий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие социальных проблем  молодёжи их характеристика и многообразие

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"