Контрольная работа по «Социология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:22, контрольная работа

Описание

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы

Работа состоит из  1 файл

социология.docx

— 24.99 Кб (Скачать документ)

Церковь создавалась ради решения важных мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных нормативов. Но со временем она стала заниматься также  образованием, экономической деятельностью (монастырское хозяйство), сохранением  и передачей знаний, исследовательской работой (религиозные школы, гимназии и др.), попечительством.

Если  институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Об институте говорят, что он обладает дисфункцией, когда некоторые из последствий его деятельности препятствуют осуществлению другой социальной деятельности или другого института. Или, как определяет дисфункцию один из социологических словарей, это «любая социальная деятельность, вносящая негативный вклад в поддержание эффективной деятельности социальной системы».

К примеру, экономические институты по мере своего развития предъявляют более  повышенные требования к тем социальным функциям, которые должны выполнять  институт образования.

Именно  потребности экономики приводят в индустриальных обществах к  развитию массовой грамотности, а затем - к необходимости подготовки все  большего количества квалифицированных  специалистов. Но если институт образования  не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук  вон плохо, или готовит не тех  специалистов, которых требует экономика, то ни развитых индивидов, ни первоклассных  профессионалов общества не получит. Школы  и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек, а значит, институты  экономики окажутся не в состоянии  удовлетворить потребности общества.

Так функции  превращаются в дисфункции, плюс –  в минус.

Поэтому деятельность социального института  рассматривается как функция, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества.

Функции и дисфункции социальных институтов бывают явными, если они отчетливо выражены, всеми сознаются и вполне очевидны, либо латентными, если они скрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы.

Явные функции  институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются  в кодексах и закреплены в системе  статусов и ролей.

Латентные функции выступают непреднамеренным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их.

Демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов при помощи новых институтов власти – парламента, правительства и президента, казалось бы, стремилось улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам  уважение к закону. Таковы были явные, заявленные во все услышанные цели и задачи. Реально же в стране выросла преступность, а уровень  жизни упал. Таким оказались побочные результаты усилий институтов власти.

Явные функции  свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или  иного института, а латентное  – о том, что из этого получилось.

К явным  функциям школы как института  образования относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей  общества. Но у института школы  есть также и скрытые функции: приобретение определенного социального  статуса, который позволит взобраться выпускнику на ступеньку выше неграмотного сверстника, завязывание прочных  дружеских школьных связей, поддержка  выпускников в момент их вступления на рынок труда.

Не говоря уже о целом ряде таких латентных  функций, как формирование взаимодействия классной комнаты, скрытого учебного плана  и ученических субкультур.

Явными, т.е. достаточно очевидными, функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных ролей и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными – закрепление социального неравенства между имеющими высшее образование и не имеющими такового.


Информация о работе Контрольная работа по «Социология»