Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:19, контрольная работа
Идея эволюционизма проникает в социологию после выхода в свет работ Чарльза Дарвина. Социальный эволюционизм представлял собой попытку глобального осмысления исторического процесса как части общего бесконечного процесса эволюции космоса, планетной системы, Земли, культуры. Особое место в пропаганде этой идеи сыграли работы Герберта Спенсера (1820 - 1903) -выдающегося английского философа и социолога.
1. Г.Спенсер как основатель органической школы в социологии 3
2. Религия как социальный институт и ее роль в обществе 7
Библиографический список 14
Следующий этап в процессе инcтитуционализации связан с зарождением системы общественной организации, при которой руководители общин, старейшины племен и другие деятели, осуществляющие в них функции управления, одновременно играли ведущую роль в религиозной жизни общины Как отмечает немецкий историк И.Г. Баховен. в Древней Греции на стадии разложения родового строя военный руководитель являлся одновременно и верховным жрецом. Это связано с тем обстоятельством, что вся общественная жизнь на данном этапе была сакрализована. Все наиболее важные события внутриобщинной жизни и межобщинных отношений сопровождались совершением культовых действий. Однако здесь еще имеет место совпадение религиозной и социальной общности.
Становление раннеклассового общества приводит к существенному усложнению общественной жизни, в том числе и религиозных представлений, а также к изменению социальных функций религии На передний план выходит задача по обеспечению регулирования помыслами и поведением людей в интересах правящих классов, доказательства сверхъестественного происхождения власти правителей. И тогда начинают формироваться относительно самостоятельные сие темы культовых действий — богослужение и вместе с ним организация служителей культа- жреческие корпорации.
По мере усложнения общественных
отношений и представлений
Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, формирование у них определенных целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций, выработки систематизированного вероучения, разработки систем его защиты и оправдания, руководства и осуществления культовой деятельности, контроля и осуществления санкций за исполнением религиозных норм, ведения связей со светскими организациями, государственным аппаратом и т.д
Появление религиозных
организаций объективно обусловлено развитием
процесса институционализации, одним
из следствий которого является усиление
системных качеств религии, появление
собственной формы предмета религиозной
деятельности и отношений. Решающую роль
в этом процессе сыграло выделение устойчивого
социального слоя, противостоящего основной
массе верующих—служителей культа, которые
становятся во главе религиозных институтов
и которые сосредоточивают в своих руках
всю деятельность по производству, трансляции
религиозного сознания и регуляции поведения
массы верующих. В развитой форме религиозные
организации представляют собой сложную
централизованную и иерархизированную
систему — Церковь Внутренняя структура
такого института представляет собой
организационно оформленное взаимодействие
различных систем, функционирование каждой
из которых связано с формированием социальных
организации и учреждений, также имеющих
статус социальных институтов. В частности,
на уровне Церкви уже четко разделяются
управляющая и управляемые системы. Первая
система включает в себя группу занимающихся
выработкой, сохранением и переработкой
религиозной информации, координацией
собственно религиозной деятельности
и отношений, контролем поведения, включающим
в себя разработку и применение санкций.
Вторая, управляемая, подсистема включает
в себя массу верующих. Между этими подсистемами
существует система нормативно оформленных,
иерархически выдержанных отношений,
позволяющих осуществлять управление
религиозной деятельностью. Регулирование
этих отношений осуществляется при помощи
так называемых организационно-
Библиографический список.
Осипова. – М.: НОРМА ИНФРА-М, 1998.
1898.
6. Голубева Г.А., Дмитриев А.В. Социология: Учеб. пособие / Г.А.
Голубева, А.В. Дмитриев. – М.: Собрание, 1999.
7. Душкова Н.А. Вызов глобализации и перспективы российской
экономики / Н.А. Душкова // Вестник ВГТУ. Серия гуманитарные
науки. – 2002. – Вып. 9.1. – С.4-7.
8. Ионин Л.Г. Социология культуры: Путь в новое тысячелетие: учебник для вузов / Л.Г. Ионин. – М.: Логос, 2000.
9. История социологии в Западной Европе и США: Учеб. для вузов / Отв.ред. Г.В.Осипов. – М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2008.
10. Ковалев В.Н. Моя профессия – социолог. Энциклопедия социального образования / В.Н. Ковалев. – М.: Изд-во Союз МГСУ, 2000. – 235 с.
11. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для вузов /М.С.Комаров. – М.: Наука, 2003.
12. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов / А.И. Кравченко. – М.:Логос; Екатеринбург: Деловая кн., 2000.