Культура как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:06, контрольная работа

Описание

Культура – это неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа. Не может быть общества без культуры, как и культуры без общества. Поэтому, то обыденное понимание культуры, с которым мы часто сталкиваемся, когда говорим: "Это некультурный человек, ему неведомо, что такое культура", - неверно с философской точки зрения. Говоря так, мы обычно имеем в виду, что человек, о котором идет речь, плохо воспитан или недостаточно образован.

Работа состоит из  1 файл

контрольная социология.docx

— 25.87 Кб (Скачать документ)

Рязанский филиал Московского Университета имени С.Ю.Витте 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 
 

дисциплина  «Социология»

тема  : «Культура как социальное явление» 
 
 
 
 
 
 

                                               Выполнил: Филькин  Д.Г.

                                               Проверил: Огрызкова  Г.С. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рязань, 2012

 

1. Социологическое представление о культуре.

Культура  – это неотъемлемая сторона жизни  общества, она неотделима от человека как социального существа. Не может  быть общества без культуры, как  и культуры без общества. Поэтому, то обыденное понимание культуры, с которым мы часто сталкиваемся, когда говорим: "Это некультурный человек, ему неведомо, что такое  культура", - неверно с философской  точки зрения. Говоря так, мы обычно имеем в виду, что человек, о  котором идет речь, плохо воспитан или недостаточно образован. Однако с философской точки зрения человек  всегда культурен, ибо он есть социальное существо, а общества без культуры не существует. Как бы ни было слабо  развито то или иное общество, оно  всегда создает соответствующую  культуру, т. е. совокупность материальных и духовных ценностей и способов их производства. Другое дело, что степень  развитости культуры может быть сильной  или слабой, высокой или низкой. Эта степень зависит от исторического  этапа развития общества, от условий, в которых развивается человечество, от возможностей, которыми оно располагает.

    При социологическом изучении культуры особое значение имеет определение  подхода или аспекта, выделение  ценностного или деятельного  компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, произвести анализ на различных иерархических  уровнях, используя методы двух наук.

    Наиболее  значительными представителями  социологии культуры, чьи исследования поставили общие теоретические  и методологические вопросы в  этих областях, определили будущее  социологии культуры как науки, можно  считать М.Вебера и А.Вебера, Т.Парсонса, Лесли Уайта, Р.Мертона, А.Моля и др.

    В социологии под культурой в широком  смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и  ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они  вырабатывают в совместной жизни  для поддержания определённых структур деятельности и общения. В узком  смысле культура практикуется в социологии как система коллективно разделяемых  ценностей, убеждений образцов и  норм поведения, присущих определенной группе людей.

    Культура, рассматривается в социологии как  сложное, динамичное, образование, имеющее  социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и  распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание  людей в различных социальных ситуациях.

    Объектом  социального исследования является конкретное изучение распределение  существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и  передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие  их социальные факторы и механизмы.

    В этом контексте социология изучает  широко распространенные устойчивые и  повторяющиеся во времени многообразные  формы отношений членов социальных общностей, групп и обществ в  целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень  развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе  или регрессе. 

2.Артефакты  духовной культуры.

Ценности - социально одобряемые представления  о добре, красоте и справедливости. Ценности представляют также разделяемые  многими людьми представления относительно целей, к которым нужно стремится.

нормы - образцы  правильного, проявляющиеся в привычках (установившихся стереотипах поведения  в ситуациях) , манерах (внешних формах поведения), этикете (культурном комплексе  манер, привязанном к определенным действиям и соц. группам и  имеющего символический смысл), обычаях (порядке поведения в форме культурного комплекс функционирующего на основе традиции - привычек и обычаев, переходящих из поколения в поколение) и Законов (норм или правил оформенных решением властных органов). Особо оберегаемые и почитаемые образцы действий (нормы) называют нравами. Особая форма нравов - табу. Социальные нормы отражают ценности общества и охраняют их.

Знания - суждения достоверность которых проверена  наукой или опытом. 

3.Формы и  разновидности культуры. 

В зависимости  от того, кто создает культуру и  каков ее уровень, социологи различают  три формы — элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру.

элитарная культура создается привилегированной  частью общества либо по ее заказу профессиональными  творцами.

   Она включает изящное искусство, так  называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная, или высокая  культура, например живопись Пикассо  или музыка Шенберга, трудна для  понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия  опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидностям можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры "искусство для искусства".

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.Народную культуру называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).Фольклор — еще одно название народного творчества. Фольклор локализован, т.е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей.Она не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк — примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культуры. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, отражает и реагирует на любое новое событие. Поэтому образцы массовой культуры, в частности, шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.

Совокупность  ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство  членов общества, называется доминирующей культурой.

Поскольку общество распадается на множество  групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная  культура, т.е. система ценностей  и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

     Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

Говорят о  молодежной субкультуре, субкультуре  пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура  отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, одиноких, алкоголиков, спортсменов. Дети аристократов или  представителей среднего класса сильно отличаются поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются  на разные идеалы. У каждого поколения  и каждой социальной группы свой культурный мир.

     Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи  в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, политическую лояльность, рационализм. 

4.  Функции  культуры в обществе. 

Это продуцирование и накопление  духовных ценностей. Культура  постепенно  гармонизирует многообразные ценности и создает целостное пространство  духовного богатства человечества. Далее, духовные ценности  апробируются в массовой деятельности людей, и здесь  устанавливается  нормативная сущность культуры. Она осуществляет нормативизацию  действий, средств и целей человеческой жизнедеятельности. Практическое  использование норм культуры позволяет вскрыть их значение и эффективность. Культура оказывается способной реализовать оценочную функцию. Она подразделяет действия человека  на  положительные и отрицательные, изящные и нет, гуманные и бесчеловечные,  прогрессивные или консервативные и т.д. Культура создает методы и критерии оценки действий человека и таким образом формирует режим регламентированного и ранжированного  поведения человека.  Кроме этого, культура, формируя эталонные ценности, вырабатывает идеалы, которые играют роль стимулов и целеполагания для формирования и отбора, целей в жизнедеятельности человека.  Культура  выполняет функцию целеполагания, она типизирует цели, разрабатывает их  содержание и делает достоянием общества.

      Практическая  работа по достижению целей, по их  реализации  и воплощению в жизнь требует  от человека знаний и  умений,  причем, знаний не только специально научных, то есть в основном технократических, но и знаний гуманитарных, то есть нравственнодуховных.

    Поэтому следующая функция культуры - познавательная  в  широком смысле слова. Культура осуществляет различные формы познания, в культуре осуществляется художественное  познание,  религиозное, нравственное и т. д. Основным результатом познавательного  отношения к миру в культуре является установление смысла и значения содержания артефактов или явлений природы, которые  стали  объектом культуры.   Смыслообразующая функция культуры осуществляется с помощью различных творческих приемов, особых для каждого  вида  духовной деятельности, языков и знаков, специфического набора  символов и образов, понятий и идей. Продуцируя и репродуцируя духовные ценности, культура создает определенную систему коммуникаций, которая  должна  обеспечить  обмен  и  взаимодействие  участников культурного процесса. Культура обеспечивает взаимодействие  людей через ценности, интегрирует общество, поддерживает  и  развивает его целостность. Осуществляя эту  работу,  культура  осуществляет социализацию человека, постоянно предлагая ему нормы,  образцы  и алгоритмы жизнедеятельности, отличающиеся от поведения животных.

   Таким образом, культура выводит человека из мира животного  в мир "homo sapiens", человека разумного, осознающего свое  общественно-социальное представление. Кроме этого,  культура  способна выполнить роль общественной памяти. Она создает способы и средства сохранения и накопления опыта духовной деятельности  человека. Благодаря этой роли культуры становится возможным  формирование глубинных подсознательно действующих  алгоритмов  культурного поведения человека, то есть формирование архетипов, которые  закрепляют поведенческие образцы или модели  на  психофизиологическом уровне. К. Юнг убедительно показал,  что  архетипы  действуют как врожденные структурные психологические  образования,  которые возникли, однако, в результате культурного развития человека, архетипы служат питательной почвой для творчески  продуктивной  духовной деятельности человека.

      И, наконец, рекреативная функция культуры, которая  проявляется в создании способов и учреждений, где человек  получает возможность восстанавливать свои духовные силы, обновлять и приводить в норму свой духовный потенциал, проводить своеобразную профилактику своего духовного состояния, то, что обычно называется  "очищением души". Это можно делать в театре, а можно и в храме  или  на карнавале, в открытой культуре человек свободен в своем выборе  и

поэтому ему  доступны все формы и функции  культуры.


Информация о работе Культура как социальное явление